Ekonomist — это открытая онлайн-площадка для профессиональных дискуссий на экономические темы в Казахстане. Мы рады опубликовать очередной комментарий Комитета по статистике МНЭ РК к статье нашего автора Сергея Домнина “Середняк за бортом: почему доля среднего бизнеса в экономике не растет?”. Вы также можете ознакомиться с первым комментарием КС и ответом автора

Текст комментария публикуется без правок. Ekonomist приветствует профессиональную публичную дискуссию между экспертами и государственными органами и готов предоставить автору статьи возможность для публикации ответа на комментарий Комитета по статистике МНЭ РК.

 

***

 

Жасер Джаркинбаев Жасер — заместитель председателя Комитета по статистике МНЭ РК

Марина Мисюра — руководитель управления структурной статистики Комитета по статистике МНЭ РК

 

В продолжение обсуждения вопросов среднего бизнеса, затронутых в статье Сергея Домнина «Середняк за бортом: почему доля среднего бизнеса в экономике не растет», Комитет по статистике Министерства национальной экономики представляет следующие разъяснения.

 

Касательно критериев МСП

Для определения принадлежности к субъектам МСП Комитет по статистике, помимо численности занятых, использует следующие критерии. Во-первых, исключаются государственные организации, государственные учреждения, некоммерческие организации, религиозные и общественные объединения (10 кодов Классификатора организационно-правовой формы — 11,12,35, 36,37,38,39,40,42,60), не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Во-вторых, согласно Классификатору секторов экономики исключаются субъекты государственного управления (1.3) и домашние хозяйства (1.4). Что касается предприятий с государственным участием, занимающихся предпринимательской деятельностью, то критерием для включения в МСП является доля государственного участия. Если она преобладает, то такие предприятия не включаются в расчет показателей МСП.

 

Об изменении законодательства и его влиянии на показатели МСП

В результате изменений, внесенных в Предпринимательский кодекс РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК, вступивших в действие с 1 января 2015 года, были определены новые критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это позволило включить определенные виды деятельности ранее не относящиеся к предпринимательству в данный сектор экономики. Предпринимательский кодекс разрабатывался МНЭ РК, согласовывался с заинтересованными государственными структурами, был одобрен в мажилисе и подписан президентом РК.

Таким образом, пересмотр и внесение изменений в Методику формирования основных показателей субъектов МСП, явилось уже следствием внесения изменения в законодательство РК. Изменение методологии учета, в свою очередь, оказало влияние на формируемые показатели МСП. Поэтому, на наш взгляд, использование слова “манипуляция” является не вполне корректным.

Хотелось бы также отметить, что в соответствии с изменениями в законодательство в категорию средних субъектов стали относить субъекты с числом работающих в них от 100 до 250 человек, тогда как ранее было от 50 до 250 человек. Соответственно, практически половина предприятий была исключена из категории средних и переведена в категорию малых предприятий, в результате чего произошло их сокращение в 2015 году по сравнению с 2014 годом. При этом, количество субъектов включенных в субъекты среднего предпринимательства (производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции; деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; проведение лотереи; деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса; деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством; деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.), несмотря на их незначительное количество, внесли достаточный вклад в ВДС МСП. Соответственно, в количественном выражении их включение существенно не повлияло на количество средних предприятий, а вклад в экономику определился в виде значительного прироста доли МСП в ВВП.

 

О принципах официальной статистики

Комитет по статистике в своей работе придерживается основополагающих принципов официальной статистики ООН. Так, в случае неправильного использования официальной статистической информации, органы статистики обязаны давать соответствующие разъяснения. Этого принципа Комитет всегда придерживается в своей работе. То есть, наши комментарии к статьям различных авторов вызваны не стремлением уличить их в чем-либо, а стремлением донести до всех пользователей достоверную статистическую информацию. 

Отмечаем, что в соответствии с законодательством, основной функцией Комитета по статистике является обеспечение всех пользователей качественной, и своевременной статистической информацией. В этой связи, выработка рекомендаций по развитию МСП не входит в его компетенцию.

Комитет по статистике всегда готов к широкому сотрудничеству со всеми пользователями статистической информации, открытому диалогу со средствами массовой информации, общественными объединениями, журналистами и другими пользователями.

Читать также ...
Бюджет здравоохранения: инструмент прозрачности