В прошлом году информационное поле зачастую заполняла информация, не всегда позитивная, о конфликтных ситуациях между пациентами и медицинскими работниками.

Из многочисленных случаев проявления насилия по отношению к медицинским работникам за последние годы отмечены 6 случаев, из которых 4 произошли в 2018 году, 2 – в 2019 году. Инциденты произошли при оказании стационарной и скорой медицинской помощи. Две трети случаев произошли в южном регионе Казахстана (Алматы, Алматинская область) и 35,4% в северном (Нур-Султан, Павлодар).

На медработников нападали родственники пациентов и люди, препятствующие исполнению должностных обязанностей медицинскими работниками. В пример можно привести нападение недовольной оперативностью предоставления медпомощи родственницы пациентки на заведующую приемным отделением в Енбекшиказахском районе Алматинской области. В Павлодаре на сотрудников скорой помощи напал отец ребенка, которому вызывали скорую; фельдшер и санитар получили травмы, но от претензий к нападавшему отказались.

Дело не всегда только в проблемах качества медицинских услуг. Причина в отсутствии площадок, где можно выразить свое недовольство уровнем жизни в стране, выразить недовольство, а медработники попадаются под горячую руку.

Наблюдаемый рост количества жалоб в системе, даже необоснованных, это первый сигнал о пробуксовке социально-экономических реформ. 

Есть ключевые аспекты, на которые стоит обратить усиленное внимание. Эти отраслевые аспекты затрагивают в первую очередь интересы населения.

 

Деньги и контроль

В последние годы были реализованы две большие госпрограммы. Одна из них — это «Саламатты Казахстан», которая дала результативный импульс технологическому развитию системы здравоохранения. Сформировался рыночный механизм. Последующая программа «Денсаулык» была ориентирована на развитие первичной медикосанитарной помощи, повышение качества поликлинической помощи. Вместе с ней началось внедрение обязательного соцмедстрахования (ОСМС).

ОСМС изменило конфигурацию игроков в системе здравоохранения, реализованы внебюджетные отношения. Иногда мы забываем, что акиматы являются собственниками многих поставщиков медицинских услуг — поликлиники и больницы, которые в экономических отношениях являются поставщиками общественного заказа. И акимат имея на балансе ресурсы должен более результативно реагировать на потребности населения, ведь теперь закупщиком услуг является Фонд социального медицинского страхования (ФСМС).

Результативность взаимодействия акимата и ФСМС во многом будет отражаться на доступности и качестве медицинской помощи в регионе.

Если поставщик услуг, условно говоря, районная больница или поликлиника, не справляется, фонд в идеале должен разорвать контракт – а это может привести к банкротству клиники. Однако в реальности фонда этого не сделает, потому что на селе районная больница является монополистом медуслуг. И если акимат не смог по каким-то причинам наладить эффективную работу больницы, у фонда должны быть действенные инструменты экономического воздействия. Применение этих инструментов и должно способствовать повышению доверия общества системе здравоохранения.

Также необходимо уделить внимание исследованию потенциала использования альтернативных источников финансирования для нужд здравоохранения. Ярким примером может служить международная практика привлечения средств производителей табачных изделий для финансирования лечения онкологических больных. Сейчас в стране свыше 180 тыс. онкобольных, и их количество, к сожалению, будет расти.

 

Читать также ...
Саморегулирование на рынке медуслуг: требуются три института

Чего нет в госпрограммах 

В конце 2019 года правительство РК утвердило Государственную программу развития на 2020 – 2025 годы. Госпрограмма определяет размер в 3,18 трлн тенге финансирования за 6 лет. Основной целью остается обеспечение качественного и доступного здравоохранения, которая будет измеряться ожидаемой продолжительностью жизни при рождении, уровнем риска преждевременной смертности от 30 до 70 лет от сердечно-сосудистых, онкологических, хронических респираторных заболеваний и диабета, уровнем материнской и младенческой смертности и многими показателями соответствующих задачам.

Документ определяет главные вехи развития отрасли. В Казахстане 17 регионов, и все они очень разные. К примеру, Карагандинская область — это огромный регион с большим количеством моногородов, производственных объектов. В нем плотность, активность населения совсем не такая, как например в Шымкенте или в Актюбинской области. Или возьмем Атыраускую область, где по всему региону в год в больничном секторе регистрируется больше 80 тыс. пролеченных случаев. А лишь одна больница Туркестанской области делает 45 тыс. пролеченных случаев. Ни в «Саламатты Казахстан», ни в «Денсаулыке» не было предусмотрено региональных программ. 

Система здравоохранения каждого региона должна развиваться с учетом существующей специфики. Механизм взаимодействия центральным и местным исполнительных органов через меморандумы и его реализация через план мероприятий госпрограммы базируются на страновых показателях. Однако факторы и мероприятия по достижению этих показателей зависят от региональных особенностей. Соответственно, необходимо разработать и принять комплексные программы развития региональных систем здравоохранения, которые должны стать основой для местных бюджетных процессов и программ, администрируемых акиматами.