Государственный бюджет был и остается основным источником финансирования здравоохранения Казахстана: в 2010 году на него приходилось 68% общих расходов на медицину, в 2018 году – 61%. С 2005 года система здравоохранения Казахстана находится в состоянии поэтапной централизации бюджета с его консолидацией на национальном уровне. Целью финансовой трансформации является обеспечение равенства доступа к медицинским услугам для всего населения вне зависимости от места жительства и уровня доходов.
Финальной фазой этих реформ стало внедрение обязательного медицинского страхования и создание консолидированного закупщика медицинских услуг в лице Фонда социального медицинского страхования (ФСМС), который, несмотря на короткий срок отработки основных процессов, сразу подвергся стресс-тесту «COVID-19». Также стресс-тест прошли региональные управлениями здравоохранения, которые на сегодня управляют расходами на строительство и ремонт, закуп медицинского оборудования, и расходами на повышения и переквалификацию медицинских кадров.
История борьбы с COVID-19 показала, что система финансирования здравоохранения реагировала недостаточно оперативно, обеспечивая медицину ресурсами с перебоями.
В 2020 году государственный бюджет Министерства здравоохранения РК составлял более 1,5 трлн тенге. В бюджете здравоохранения наибольшую долю расходов составили расходы на оказания медицинской помощи, в размере 1 394 млрд тенге или 88% от общего бюджета. По данным Министерства финансов РК, общие расходы по антикризисному пакету правительства РК на 2020 год (данные на май) предусмотрено 5,9 трлн тенге, в том числе на проведение противоэпидемиологических мероприятий – 150 млрд тенге, из которых 25 млрд тенге были выделены из резерва правительства РК.
Казалось бы, оперативное внесение изменений и дополнений в республиканский бюджет должно было качественно отразиться на конечных результатах, однако на деле мы все были очевидцами процессных сбоев, в частности систем переоценки потребностей, перераспределения средств, резервирования средств и их использования, обеспечения финансовой устойчивости медицинских организаций, где главенствующую оперативную роль должны были сыграть единый закупщик медуслуг ФСМС, единый закупщик медикаментов “СК-Фармация”, управления здравоохранения областей и крупных городов.
В апреле текущего года при уточнении республиканского бюджета на 2020 год бюджет здравоохранения был увеличен на сумму 88,4 млрд тенге, из них:
- 31,9 млрд тенге — курсовая разница, в связи с изменением среднегодового расчетного курса доллара США с 380 до 440 тенге;
- 35,8 млрд тенге на доплату работникам, задействованным в проведении карантинных мероприятий по COVID-19 – 21 тыс. медработников;
- 9,5 млрд тенге на оплату услуг медицинских организаций – за лечение лиц от COVID-19;
- 1,2 млрд тенге на внедрение технологии вирусинактивации и карантинизации свежезамороженной плазмы, выдаваемой центрами крови в рамках мероприятий, предусмотренных в ГПРЗ на 2020-2025 годы.
Внесения изменений в бюджет здравоохранения увеличили и уменьшили расходы по некоторым бюджетным программам. Увеличения затронули:
- Оказание медицинской помощи – 88,0 млрд тенге;
- Строительство больниц – 14,0 млрд тенге;
- Профилактика заболевания – 7,0 млрд тенге;
- Административные расходы МЗ РК – 4,0 млрд тенге;
- Подготовка специалистов – 2,5 млрд тенге.
Сокращение затрагивало:
- Строительство ранее запланированных объектов здравоохранения – 39,0 млрд тенге;
- Приобретение санитарного транспорта – 1,4 млрд тенге;
- Административные расходы МЗ РК – 150 млн тенге.
Однако детализация бюджетных программ так называемого бюджета здравоохранения крайне низкая.
Соответствующие пояснения по детализации бюджетных программ, фактического исполнения и запланированной суммы отсутствуют на официальных сайтах указанных основных игроков и на сайте МЗ РК. По результату мониторинга открытости бюджета здравоохранения определено, что на официальном сайте Минздрава присутствуют только элементы открытости бюджета здравоохранения.
Однако и там, доступ к информации ограничен: нет детализации расходов на медицинскую помощь (более 1,35 млрд тенге) и по всем остальным.
Нет деталей, касающихся процессов планирования, исполнения и отчетности бюджета.
Приведу несколько из них:
- Механизмы для участия общественности при разработке проекта бюджета для COVID-19;
- Информация об учтенных предложениях общественности при разработке проекта бюджета в рамках COVID-19;
- Информация о привлечении НПО или независимых экспертов администраторами бюджетных программ к мониторингу и оценке бюджетных программ, информация об участниках процесса планирования;
- Пояснительная записка, раскрывающая решения, заложенные в проекте бюджета и бюджетной программы, связанного с COVID-19;
- Ежеквартальный текущий отчет об исполнении бюджета, связанного с COVID-19;
- Информация об исполнении бюджета содержится сравнение фактических расходов с утвержденными запланированными расходами, в том числе расходы по COVID-19.
Нет на сайте МЗ РК и детализации по регионам и фактам исполнения в разрезе регионов бюджета здравоохранения.
Для решения указанной проблемы предлагается унифицировать форму гражданского бюджета здравоохранения и соответствующую методику его формирования для всех основных участников: МЗ РК, УОЗ, ФСМС, “СК-Фармации”. Форма должна предусматривать информацию о основных «управляющих» бюджетными программами, детальную разбивку бюджетных программ.
В чем будет заключаться отличие новой формы от действующей? В нынешней форме данные о бюджетной программе, описывающей расходы на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) на более чем 1 трлн тенге проводятся одной строкой. Предлагается детализировать: какая сумма в рамках бюджетной программы ГОБМП пойдет на больничную помощь, какая на реабилитацию, все это дублируется в разрезе регионов. Такой подход повысит прозрачность бюджета МЗ, министерство будет давать меньше поводов критикам упрекать его в неэффективности и подозревать в коррупции.
Помимо этого, предлагается обеспечить предоставление персонализированной информации для граждан о государственных расходах на медицинские услуги. Это означает, что каждому гражданину в режиме реального времени должна приходить информация, сколько фактически ФСМС заплатил денег за его лечение. Например, сходил человек в поликлинику, получил консультацию или прошел процедуру, после этого ему приходит уведомление на телефон, что ФСМС оплатил n тенге за такую-то услугу.
Требуется обеспечить механизм обратной связи с населением, где каждый человек может вносить суммы частных расходов на медицинские услуги, а массив информации будет консолидироваться и обрабатываться. Это полезно для принятия политических решений, так как размер частных расходов здравоохранения определяет финансовую устойчивость системы здравоохранения.
Предложенный механизм прозрачности бюджета здравоохранения через реализацию гражданского бюджета и обмена данными между гражданами и государством о расходах на медицинские услуги должен стать конструктивным инструментом борьбы с высоким уровнем недоверия всех сегментов общества Минздраву. Кризис доверия особенно ярко проявился в период вспышки коронавирусной инфекции в мае-июне 2020 года.
Если это предложение примут, НПП «Атамекен» станет двойным выгодоприобретателем. С одной стороны, представляя интересы работодателей, НПП будет иметь четкую картину того, как расходуются налоговые платежи и взносы работодателей на здравоохранение. С другой стороны, представляя сообщество поставщиков медицинских услуг, НПП будет иметь четкую картину о потенциальном спросе на рынке медицинских услуг. Это позволит вырабатывать эффективные бизнес-стратегии.
Пациентские организации являются наиболее активными группами населения, заинтересованными в повышении прозрачности сектора здравоохранения. Реализация данного предложения позволит не только снизить остроту социального напряжения, но поможет нарастить потенциал гражданского сообщества в вопросах анализа бюджета, отстаивании и продвижении инициатив по улучшению доступности медицинской помощи.
Social Media