Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Человеческий капитал

Повышение инвестиций в сферу образования Казахстана как основной элемент человеческого капитала

Акмарал Камалиева Акмарал Камалиева
09.10.2020
Источник: Youtube-канал CANF

Источник: Youtube-канал CANF

В рамках первого Central Asia Nobel Fest Live 3 октября 2020 года прошла панельная сессия о роли развития человеческого капитала в Казахстане. Особая роль в дискуссии уделялась проблемам сферы образования в свете пандемии коронавируса, которая вынесла на поверхность много пробелов образовательной системы страны.

Формулировка темы сессии: “Как ускорить развитие человеческого капитала в Казахстане, Центральной Азии и ближайших к региону странах?”

 

Видение университетов

Сессия началась с обсуждения вопроса организационных изменений в работе университетов Казахстана с приходом пандемии. 

“Онлайн-преподавание – это совсем другой вид деятельности, и для Назарбаев Университета в том числе. Мы очень много работали над реорганизацией нашей деятельности, и на данный момент ситуация под контролем – внедрен гибридный учебный процесс. Однако “онлаин” означает, что опыт, который студенты должны получать будучи на кампусе, недоступен. Они не имеют возможности реального общения, что вызывает определенную обеспокоенность”, – рассказал президент Назарбаев Университета (НУ) Шигео Катсу.

“Пандемия как лакмусовая бумажка, выявила проблемы, которые для нас иногда были скрытыми”, – продолжил дискуссию Серик Ирсалиев, президент Международного университета Астана. Из 1,5 млрд детей в мире 463 млн оказались вне образования в силу отсутствия доступа к техническим средствам и интернету. Таким образом, неравенство и отсутствие физиологической приспособленности к онлайн обучению стали основными проблемами сферы образования во время пандемии в Казахстане.

Экспертами Всемирного банка в исследовании 2020 года The COVID-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy Responses отмечено, что “последствия такого шока в сфере образования будут длиться еще 50-60 лет”, – прокомментировал Саясат Нурбек, руководитель BTS Education.

Один из эффектов пандемии на РК – у большинства лиц, принимающих решения, утвердилось понимание высокой значимости системы образования. “Мы отходим от традиционного формата подачи информации и переходим в новую плоскость – Edutainment, когда развлечения становятся неотъемлемой частью образования”, – отметила Эльмира Обри, заместитель главного исполнительного директора Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА.

 

Важно повышать инвестиции в образование

Сессия о человеческом капитале продолжилась обсуждением проблемы утечки кадров – очень актуальной для Казахстана проблемы. Шигео Катсу отметил, что главный вопрос стоит в том, что именно может быть сделано для того, чтобы люди оставались работать в Казахстане. Многие выпускники НУ обычно продолжают свою учебу за рубежом, и в этом случае наша задача заключается в создании хороших условий, чтобы потом они же могли продолжать свою исследовательскую деятельность в Казахстане. 

“Мы 6 лет назад выпустили своих первых студентов, и многие из них заканчивают свои программы докторантуры и заинтересованы в возвращении домой”, – резюмировал г-н Катсу.

Саясат Нурбек отметил, что именно сейчас настал момент дискуссии об актуальности модели образования страны. Спикер обратил внимание на то, что текущая система оценки знаний (ЕНТ, действующая система аттестации), сложившаяся в Казахстане, не соответствует реальности и требуемым навыкам рынка труда. 

“Необходимо создать экосистему, которая может использовать все плюсы нестардартных моделей обучения и максимально индивидуализировать процесс обучения”, – подытожил г-н Нурбек.

“На данный момент 100 тысяч казахстанцев обучаются в 131 стране мира. И это без учета казахстанцев, обучающихся в Китае”, – заявил Серик Ирсалиев. По словам спикера, этих студентов можно разделить на 3 группы: первая – это “самые умные”, которые остаются за границей; вторая – “менее умными”, которые теряют свою этническую идентичность, а третья группа не представляет Казахстан в лучшем свете находясь за рубежом. 

Что ждет тех, кто возвращается домой – большой вопрос. Г-н Ирсалиев отметил, что создание всемирной ассоциации выпускников и зарубежных студентов, которая бы объединяла всех и системно работала над этими проблемами может быть хорошим решением вопроса утечки мозгов.

 

Роль государства

На сегодняшний день ряд международных исследований показывают низкие позиции Казахстана в области образования и воспитания детей, что является тревожной характеристикой состояния человеческого капитала в стране. Государство делает много для того, что решить эту проблему — но достаточно ли этого “много”?

“На данный момент мы недостаточно счастливые, недостаточно образованные, но достаточно коррумпированные. Что делать? Инвестировать в образование”, – подчеркнул г-н Ирсалиев. В то время как международные организации рекомендуют инвестировать в образование от 5 до 7% от уровня ВВП, в Казахстане этот показатель держится на уровне 3 — 4%. “Хроническое недофинансирование образования — это ключевая проблема нашей страны” — подытожил спикер.

Полное видео сессии доступно на Youtube-канале фестиваля Central Asia Nobel Fest.

Теги: COVID-19образование
Предыдущий пост

Бюджет здравоохранения: инструмент прозрачности

Следующий пост

Inpolicy Talks: почему инклюзивная экономика является наиболее важным вопросом для Центральной Азии?

Акмарал Камалиева

Акмарал Камалиева

Экономист, консультант EMCG

Статьи по теме

Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
Ekonomist - Социальная защита в Центральной Азии: расходы, реформы и тренды 2020–2024

Социальная защита в Центральной Азии — тренд на рост расходов

02.06.2025
Ekonomist - Инвестиции в людей: что показывает индекс человеческого капитала в ЦА

Человеческий капитал в Центральной Азии: 5 лет без прогресса

02.06.2025
Ekonomist - Когда креатив — это 2,7 % от доли ВВП: развитие креативной индустрии в Казахстане

Креативная экономика в Казахстане: IT, кино и музыка

26.05.2025
Ekonomist -ТРЦ в Центральной Азии: количественный бум и качественный разрыв

ТРЦ в Центральной Азии: количественный бум и качественный разрыв

02.06.2025
Ekonomist - Цифровизация экономики Центральной Азии: итоги десятилетия и новые вызовы

Финтех-рынок Центральной Азии приблизился к $3 млрд

19.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.