Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Реплика

Эффективный способ преодоления бюджетного паралича в Европе

Project Syndicate Project Syndicate
03.12.2020
Источник: Project Syndicate

Источник: Project Syndicate

НЬЮ-ЙОРК – Я много писал о желательности выпуска Евросоюзом бессрочных («вечных») облигаций. Но сегодня я предлагаю иное: выпускать их следует отдельным странам, входящим в ЕС.

Сегодня ЕС не может выпускать вечные облигации, потому что входящие в него страны слишком разобщены. Польша и Венгрия наложили вето на очередной бюджет ЕС и на фонд восстановления экономики после COVID-19, а так называемая «Пятерка бережливых» (Австрия, Дания, Финляндия, Нидерланды и Швеция) больше заинтересованы экономить деньги, чем тратить их на общее благо. Инвесторы купят вечные облигации лишь у таких эмитентов, которые, по их мнению, будут продолжать существовать в обозримом будущем. Так было в Британии в XVIII веке (когда она выпустила «консоли») и в Америке в XIX веке (когда она консолидировала долги отдельных штатов). К сожалению, сегодня этого нельзя сказать о ЕС.

ЕС находится в очень затруднительной ситуации. Начавшаяся вторая волна COVID-19 грозит нанести даже больше урона, чем первая. Но страны ЕС потратили почти все свои финансовые ресурсы на борьбу с первой волной. На оказание медицинской помощи и реанимацию экономики потребуется намного больше, чем те 1,8 трлн евро (2,2 трлн долларов), которые имеются в новом бюджете и в фонде восстановления, получившем название «Следующее поколение ЕС». Так или иначе, доступ даже к этим ресурсам откладывается из-за вето Венгрии и Польши.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан озабочен тем, что выдвинутое Европой новое бюджетное условие – соблюдать принципы верховенства закона – создаст практические ограничения для его личной и политической коррупции. Он обеспокоен этим настолько, что даже утащил за собой на дно Польшу, заключив с ней обязывающее соглашение о сотрудничестве. 

Но как выясняется, существует простой способ преодолеть их вето: применить так называемую процедуру «углубленного сотрудничества» (enhanced cooperation). Эта процедура была описана в Лиссабонском договоре с заявленной целью создать правовую базу для дальнейшей интеграции в еврозоне, но никогда для этого не использовалась. Ее огромное достоинство в том, что ее можно использовать в бюджетных целях. Любая подгруппа стран ЕС может создать отдельный бюджет и договориться о способах его финансирования – например, с помощью совместных облигаций.

В этот момент очень полезными могут оказаться вечные облигации. Их могут выпускать страны ЕС, дальнейшее существование которых не вызывает вопросов у долгосрочных инвесторов, например, компаний страхования жизни.

У вечных облигаций имеется огромное преимущество: основная сумма долга никогда не погашается, обязательна лишь выплата годовых процентов. Дисконтированная текущая стоимость будущих процентных платежей со временем сокращается, приближаясь к нулю (но не достигая его). Определенный объем финансовых ресурсов, например, 1,8 трлн евро, которые сейчас обсуждаются, позволит получить в несколько раз больше, если он будет использован для выпуска вечных, а не обычных облигаций. И это решило бы в целом финансовые проблемы Европы. 

Если одна страна выпустит вечные облигации, она получит дополнительное преимущество: другие европейские страны будут считать ее образцом, примеру которого надо следовать. Для «пятерки бережливых» вечные облигации должны быть особенно привлекательны, ведь они любят экономить деньги.

В Европе имеется огромный неудовлетворенный спрос на долгосрочные облигации со стороны страховых компаний и других долгосрочных инвесторов. Сначала они могут потребовать премию за вечные облигации, потому что не привыкли к такому инструменту. Но эта премия, вероятно, исчезнет, когда они станут лучше с ним знакомы.

Италия не входит в число тех стран, которым повезло иметь возможность выпускать вечные облигации от своего имени. Но они нужны ей больше, чем всем остальным. Италия обладает третьей по величине экономикой в ЕС – каким будет Евросоюз без нее?

Это был бы чудесный жест солидарности, если бы страны, продающие вечные облигации от своего имени, гарантировали бы также их выпуск Италией. Это укрепило бы ЕС и, следовательно, принесло бы им косвенную пользу. Со временем ЕС может стать достаточно сильным, чтобы тоже выпускать вечные облигации, уже от своего имени. И это цель, к которой стоит стремиться.

 

Джордж Сорос – председатель Soros Fund Management и фондов «Открытое общество», пионер индустрии хедж-фондов, автор книг «Алхимия финансов», «Новая парадигма для финансовых рынков: Кредитный кризис 2008 года и что он означает», «В защиту открытого общества».

 

Copyright: Project Syndicate, 2020.

www.project-syndicate.org

 

Теги: COVID-19вечные облигациидолг
Предыдущий пост

Реалистичный минус: что нового в пятилетнем прогнозе от Минэка осенью-2020? 

Следующий пост

Дети не в приоритете: что не так в политике сокращения детской бедности в Казахстане? 

Project Syndicate

Project Syndicate

Материал предоставлен глобальным медиа проектом Project Syndicate

Статьи по теме

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Маншук Ыкыласова “Стартап без финансов или как заработать свой первый миллион”

Путеводитель к финансовой независимости

15.01.2025
Dark Offshore Money Threatens Democracy

Темные офшорные деньги угрожают демократии

06.01.2024
китай и киссинджер

Открытие Китая Киссинджером плохо аукнется Америке в 2024 году

06.01.2024
Почему национальное строительство в Афганистане потерпело поражение

Почему национальное строительство в Афганистане потерпело поражение

26.08.2021
Ekonomist - климат

Раскрытие потенциала климатического рынка

13.10.2023
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.