Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
View All Result
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
View All Result
Ekonomist
Нет результата
View All Result
Главная Анализ государственных программ

Продовольственная безопасность: новые инициативы старыми методами

Руслан Асаубаев Руслан Асаубаев
18.08.2023
Продовольственная безопасность: новые инициативы старыми методами

Pixabay

При повышении значимости вопроса продовольственной безопасности мы провели анализ качество исполнения поручения Президента РК для преодоления и создания новых механизмов реализации продукции и повышение доходности самозанятых за счет расширенных возможностей реализации собственной продукции.

Так в марте 2022 года правительству предоставлен План обеспечения продовольственной безопасности на 2022-2024 годы. Премьер-Министра РК Алихан Смаилов рассмотрел и отметил следующее:
«…Вместе с тем, в рамках Плана необходимо предусмотреть меры по установлению долгосрочных устойчивых хозяйственных связей между субъектами АПК и торговли, развивая систему форвардных поставок…».

Упущенное время или убитая инициатива

Ранее 11 мая 2020 года Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка» с вовлечением порядка 1 миллиона 700 тысяч личных подсобных хозяйств. К середине 2021 года разработать полноценную Программу» и приступить к масштабированию проекта.

Ответственным за реализацию пилотного проекта были назначены: Министерство сельского хозяйства РК, Акиматы Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей. Распоряжением Премьер-Министра была создана рабочая группа. Из резерва Правительства РК на неотложные затраты, выделены  3 млрд. тенге по 1 млрд. тенге каждому региону бюджетного кредита для последующего кредитования торговых сетей в целях  обеспечения закупа и сбыта аграрной продукции произведенной сельхозтоваропроизводителями. Для реализации пилотного проекта путем микрокредитования бизнес-проектов по производству сельхозпродукции внесли изменения в программу продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Еңбек».

Акиматы в действии

Для оперативных решений и практической реализации проектов под председательством Заместителей Акимов областей были созданы региональные проектные офисы по проекту «от поля до прилавка», в состав включены руководители УСХ, УПИИР, РПП «Атамекен», СПК, филиалов ФФПСХ, АКК, НАО «Корпорация для граждан», представителей МФО, Ассоциаций бизнеса в сфере торговли и АПК с дальнейшей разработкой полноценной программы к июлю 2021 года.

Результат коллективной работы

Обсуждение реализации проекта проводились не однократно на уровне Правительства с участием Премьер-Министра РК, Заместителя Премьер Министра РК, центральных и местных исполнительных органов, а также региональных проектных офисов по реализации проекта. На местах сотрудниками акиматов регионов, в лице управлении сельского хозяйства, предпринимательства, представителями СПК и РПП «Атамекен» проводились разъяснительные работы с потенциальными участниками проекта, также были проведены выездные встречи с сельхозтоваропроизводителями.

Министерство сельского хозяйства  в августе 2020 года прокомментировало будущие результаты: согласно данным акиматов пилотных регионов планируется привлечь 252 сельхозпроизводителя, 10 кооперативов и 11 субъектов предпринимательства, которыми планируется поставка 11 517,3 тонн продукции и 4 911,7 тыс. штук куриных яиц.

Пилотный проект планировался реализовать по двум направлениям:

  1. первое направление – микрокредитование бизнес-проектов по производству сельхозпродукции в сельских населенных пунктах;
  2. второе направление – кредитование субъектов внутренней торговли для обеспечения закупа и сбыта сельхозпродукции.

Для обслуживания бюджетного кредита выбран поверенный агент  АО «РИР «СПК «Жетiсу», АО «СПК ТАРАЗ», АО «СПК» Туркестан». Выбор на эти организации пал не случаен огромный опыт использование бюджетных средств на формирование стабилизационных фондов.

Результат: Алматинская область

В Алматинской области льготный займ выдан 34-м свеклосеющим хозяйствам в сумме 500 млн. тг. для проведения уборки сахарной свеклы, ТОО «Адал Сүт» в сумме 187 млн. тг. для производства молочной продукции, ТОО «Когер LTD» в сумме 64,7 млн. тг. для производства мяса кур и яиц, ТОО «Тамшы-Булак» в сумме 30 млн. тг. для производства риса, ТОО «АзияАгроФуд» в сумме 208 млн. тенге для производства муки 1 сорта и КХ «Етекбаев Н.Ч» в сумме 10,3 млн. тг. для производства картофеля и лука. Всего в рамках проекта было произведено 4 815 тонн сельхоз продукции и 815 тыс. шт. куриных яиц. Заключены 14 меморандумов по реализации аграрной продукции в торговых сетях области.

Результат: Жамбылская область

Для определения проверенного агента был проведен конкурс государственной закупки на сумму 10 774,0 тыс. тенге выделенной из местного бюджета. По итогам конкурса победителем признано АО «СПК ТАРАЗ».

Для реализации Проекта было запланировано:

Закуп продовольственных товаров у 9 перерабатывающих предприятий, 10 сельхозкооперативов (закуп продукции у более 4000 ИП и ЛПХ), 5 откормочных площадок КРС, а также более чем 40 крестьянских хозяйств по производству мясной и плодоовощной продукции.

Результат исполнения:  

Заключены с субъектами предпринимательства кредитные договор со ставкой вознаграждения 0,01 процентов годовых по закупу 4621,2 тонн социально-значимых продовольственных товаров и 2082,4 тыс. штук куриных яиц на сумму 1 млрд. тенге у субъектов АПК. В Пилотном проекте приняли участие 4 торговых сетей, перерабатывающие предприятия, которые обеспечивались сырьем 14 ИП, 17 КХ и 15 СПК. В рамках Пилотного проекта в торговых сетях была налажена регулярная доставка овощей, фруктов и бахчевой продукций 7 СПК (в составе которых 2500 ЛПХ) и 1 предприятие, выпускающее куриные яйца.

Результат: Туркестанская область

Для реализации Проекта было запланировано:

По пилотному проекту ведется работа по кредитованию сельхозтоваропроизводителей и ЛПХ. В настоящее время ведется разъяснительная работа по кредитованию 50 ЛПХ. В рамках пилотного проекта будут охвачены 10 социально-значимых (говядина, мясо птицы, яйца, молоко, творог, масло сливочное, капуста, лук репчатый, морковь, картофель) продовольственных продуктов.

Результат исполнения:  

По пилотному проекту вовлечено 54 КХ. В рамках пилотного проекта охвачено 3 социально-значимых (говядина, мясо птицы, молоко) продовольственных продуктов. В рамках пилотного проекта заключены трехсторонние кредитные договоры с 4 крупными сельхозтоваропроизводителями. В рамках программы «От поля до прилавка» разработан механизм.

Результатом пилотного проекта, скорее всего, можно считать выступление на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрение вопроса масштабирования пилотного проекта по повышению доходов сельского населения в Жамбылской области.

Докладчики аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев, министр труда и социальной защиты населения Серик Шапкенов, вице-министр – и.о. министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев.

Предложен новый проект, который подразумевает  три фазы: начальная фаза предполагает изучение рынка, подготовку инфраструктуры доведения финансов до ЛПХ, обучение специалистов и начало работ по финансированию проектов. Фаза расширения будет направлена на дальнейшее увеличение количества ЛПХ, привлеченных в проект. В фазе развития будет достигнуто максимальное количество участвующих в проекте ЛПХ.

Таким образом, на 2022 год расчетная потребность в финансировании составляет 163 млрд. тг (41 тыс. личных подсобных хозяйств), из которых на масштабирование проекта в регионы необходимо 117 млрд. тг. на финансирование 29 тыс. личных подсобных хозяйств, 46 млрд тг планируется направить на финансирование 12 тыс. личных подсобных хозяйств в Жамбылской области.

Планы и реализация по проекту «от поля до прилавка» не со впались в конечном результате не в охвате ЛПХ не в наименовании  социально-значимых продовольственных продуктов. Ответственными органами за реализацию так и не предоставлен механизм устойчивых хозяйственных связей между субъектами АПК и торговли. Но у нас всегда есть, что масштабировать за миллиарды бюджетных средств.

Теги: продовольственная безопасностьсельское хозяйство
Предыдущий пост

Закон роста рыночной информации

Следующий пост

Generation П: как выпускники коронакризиса оказались вне рынка труда

Руслан Асаубаев

Руслан Асаубаев

Эксперт в сфере общественного мониторинга

Статьи по теме

Ekonomist - Кому идут деньги государства: как работают субсидии в Казахстане?

Кому идут деньги государства: как работают субсидии в Казахстане?

23.05.2025
Ekonomist - Сельхозэкспорт Узбекистана вырос до $1,5 млрд

Сельхозэкспорт Узбекистана вырос до $1,5 млрд

02.06.2025
местное самоуправление

Роль местного самоуправления в развитии сельских территорий

08.04.2023
Новые глобальные правила для более справедливого продовольственного будущего

Новые глобальные правила для более справедливого продовольственного будущего

26.08.2021
Бюджетная реформа “КПН от МСБ” - краткие итоги первого года

Бюджетная реформа “КПН от МСБ” — краткие итоги первого года

29.05.2024
Ekonomist - здравоохранение

Не риторический вопрос. Как повысить доверие к системе здравоохранения?

01.08.2021
Загрузить еще

Популярное

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
Facebook Twitter Youtube Instagram Telegram LinkedIn Soundcloud
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
View All Result
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.