C 1 января 2020 года поступления по КПН от малого и среднего бизнеса (МСБ) зачисляются в местные бюджеты. В республиканский бюджет теперь зачисляются только поступления КПН от субъектов крупного предпринимательства. Ожидается, что данная реформа должна привести к увеличению доходов местных бюджетов и стимулировать местные исполнительные органы расширять налоговую базу за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса. В рамках нашего исследования мы постарались проанализировать ранние итоги данной реформы за 2020 год.

Влияние реформы на местные бюджеты

Благодаря реформе в 2020 году план местных бюджетов перевыполнен на 8%, или на 232 млрд тг, и общие доходы местных бюджетов составили 3,191 млрд тг. При этом поступления от КПН в местные бюджеты за 2020 год составили 481,6 млрд тг.

Эффект внедрения реформы заметен на увеличении доходов — доходы от КПН стали поступать в местные бюджеты. За 2020 год доходы местных бюджетов Казахстана выросли на 28% — с 6 до 7,7 трлн. тенге. При этом, до внедрения реформы — в 2019 году — показатель доходов и расходов относительно ВВП не превышал 9% (рис.1). После проведения реформы по итогам 2020 года данные показатели выросли до 11.1% и 11.8% к ВВП, соответственно. таким образом впервые за последние 10 лет данный показатель превысил уровень 2010 года.

При этом экономическая значимость местных бюджетов остается на относительно низком уровне — 11% от экономики страны, что указывает на низкий уровень децентрализации бюджета.

Читать также ...
Обращение к президенту Токаеву: о 6 триллионах тенге, выделяемых на борьбу с коронавирусом

Рис 1. Доходы и расходы местных бюджетов относительно ВВП, %, 2010-2020 гг.


Источник: расчеты автора на основе данных статистических бюллетеней Министерства Финансов РК

При этом, как показывает рисунок 2, с введением реформы зависимость региональных бюджетов от трансфертов также не изменилась — за последний год доля трансфертов увеличилась на 1% и составила 59%.

Рис.2 Доля поступлении в доходах местных бюджетов, % , 2010-2020 гг.

Источник: расчеты автора на основе данных статистических бюллетеней Министерства Финансов РК

Доля КПН в доходах и расходах местных бюджетов

Еще один важный момент о неравномерном распределении поступлений по КПН от МСБ по регионам страны. г.Алматы, г.Нур-Султан и Атырауская область за 2020 год получили более 60% всех поступлений КПН от МСБ, когда как Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская области получили наименьшее поступление КПН от МСБ (рис.3).

Рисунок 3. Поступления по КПН в разрезе регионов, млрд. тг., 2020 г.

Источник: статистические бюллетени Министерства Финансов РК

Также наблюдается разница в значимости реформы для регионов страны — долях КПН от МСБ в общих доходах местных бюджетов. В то время как города Алматы и Нурсултан имеют наибольшие доли КПН от МСБ (20% и 13 % соответственно), в Туркестанской и Алматинской области этот показатель незначителен и составляет всего 1% (рис 4).

Рис 4. Регионы Казахстана по доле поступлений КПН от МСБ, %, 2020 г.

Читать также ...
Верхние 2 и нижние 98%: в чью пользу выстраивается экономическая политика страны?

Очевидно, что слабая самодостаточность местных бюджетов приводит к генерированию низких налоговых поступлений и большую зависимость от трансфертов. Таким образом, поступающие доходы не позволяют покрыть нарастающие расходы, что приводит к увеличению дефицита бюджетов. За последний год дефицит региональных бюджетов увеличился в 7,1 раз. При этом, внушительные расходы были направлены на поддержку регионов в период эпидемии коронавируса.

Краткие выводы

Итак, до 2020 года у местных органов Казахстана не было достаточно стимулов для увеличения своих ресурсов за счет налоговой базы. Данное исследование показало, что внедрение реформы по передаче КПН от МСБ в местные бюджеты оказало существенное влияние на увеличение доходов местных бюджетов. При этом, наблюдается непростая ситуация — внедрение реформы совпало с пандемией коронавируса, падением цен на нефть, временным прекращением операционной деятельности предприятий МСБ на фоне которых наблюдается снижение налоговых поступлений в государственный бюджет.

Стоит отметить несколько важных моментов, касательно реформы:

  • Бюджетная самодостаточность регионов по итогам первого года реформы (2020) продолжает оставаться на низком уровне. Доля поступлений трансфертов превышает налоговые поступления, которые собираются в местные бюджеты.
  • Одной из характеристик проводимой реформы является то, что поступления по КПН от МСБ по регионам распределены неравномерно.
  • Также наблюдается разница в значимости реформы для регионов страны — долях КПН от МСБ в общих доходах местных бюджетов.
  • Увеличение самостоятельности местных бюджетов на фоне этой реформы остается открытым вопросом ввиду их ограниченных налоговых и фискальных полномочий.
Читать также ...
Бизнес после COVID: какая поддержка может навредить?

Таким образом, одними из основных рекомендаций по имплементации реформы являются:

  1. сохранить темпы реализации данной важной реформы, так как она подразумевает стимулирование местных исполнительных органов к повышению деловой активности в регионах и развитию МСБ. Однако в свете пандемии налоговые поступления значительно снижаются, а режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на состояние МСБ в Казахстане. Также нужно помнить о том, что поступления в государственный бюджет в нашей стране формируются за счет нестабильных налогов, подверженных глобальным изменениям, таких как цены на нефть. Эти факторы необходимо учитывать при фискальной поддержке местных органов регионов и пострадавших предприятий МСБ. Прогнозирование государственных доходов в этих условиях сложно, но критически важно.
  2. необходимо усилить подотчетность местных органов власти по бюджетным и финансовым вопросам: сделать информацию о ходе имплементации реформы более доступной для общественности. Например, публиковать полугодовой отчет о реализации бюджетных расходов КПН от МСБ, с указанием мер поддержки предпринимательства, названий предприятий, которым оказана поддержка и т д. Граждане должны быть вовлечены в бюджетный процесс и финансовый надзор, т.е знать, куда идут их средства.
  3. так как речь идет также и о увеличении самостоятельности местных органов, закономерным приложением к данной реформе должно стать наделение дополнительными налоговыми и фискальными полномочиями местных органов.
  4. нужно разрабатывать местные программы развития предпринимательства в регионах местными органами. Промежуточные и годовые результаты данной реформы могут служить основой по разработке данных программ, где по каждому региону будет учитываться его индивидуальная специфика состояния предпринимательства. Это особенно важно ввиду существенных различий делового климата в городах и регионах.
Читать также ...
Антикризисный план-2020: денег больше, изменений нет

Сейчас складывается уникальная ситуация, когда в связи с ЧП и пандемией поступления в бюджет от МСБ были отсрочены либо отменены (деятельность многих субъектов была приостановлена). Хотя реформа по передаче КПН от МСБ все еще находится на ранних стадиях реализации, она уже начала приносить положительные изменения в виде увеличения доходов местных бюджетов. Несмотря на то, что результат реформы в Казахстане пока еще остается неопределенным, ее внедрение является положительным шагом для страны на пути к фискальной децентрализации. Нужно также помнить о том, что децентрализация должна также сопровождаться другими инструментами повышения легитимности, такими как честность среди государственных должностных лиц, вовлеченность граждан на местном уровне и подотчетность правительства и местных органов власти.

Исследование “Налоги от малого и среднего бизнеса — что получили местные бюджеты по новой реформе?” подготовлено в рамках программы прикладных исследований Программы Поддержки Гражданского Общества в Центральной Азии (CSSP). Авторы исследования: Касымхан Каппаров, Акмарал Камалиева, Рустем Сабданалиев.