C 1 января 2020 года поступления по КПН от малого и среднего бизнеса (МСБ) зачисляются в местные бюджеты. В республиканский бюджет теперь зачисляются только поступления КПН от субъектов крупного предпринимательства. Ожидается, что данная реформа должна привести к увеличению доходов местных бюджетов и стимулировать местные исполнительные органы расширять налоговую базу за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса. В рамках нашего исследования мы постарались проанализировать ранние итоги данной реформы за 2020 год.
Влияние реформы на местные бюджеты
Благодаря реформе в 2020 году план местных бюджетов перевыполнен на 8%, или на 232 млрд тг, и общие доходы местных бюджетов составили 3,191 млрд тг. При этом поступления от КПН в местные бюджеты за 2020 год составили 481,6 млрд тг.
Эффект внедрения реформы заметен на увеличении доходов — доходы от КПН стали поступать в местные бюджеты. За 2020 год доходы местных бюджетов Казахстана выросли на 28% — с 6 до 7,7 трлн. тенге. При этом, до внедрения реформы — в 2019 году — показатель доходов и расходов относительно ВВП не превышал 9% (рис.1). После проведения реформы по итогам 2020 года данные показатели выросли до 11.1% и 11.8% к ВВП, соответственно. таким образом впервые за последние 10 лет данный показатель превысил уровень 2010 года.
При этом экономическая значимость местных бюджетов остается на относительно низком уровне — 11% от экономики страны, что указывает на низкий уровень децентрализации бюджета.
Рис 1. Доходы и расходы местных бюджетов относительно ВВП, %, 2010-2020 гг.
Источник: расчеты автора на основе данных статистических бюллетеней Министерства Финансов РК
При этом, как показывает рисунок 2, с введением реформы зависимость региональных бюджетов от трансфертов также не изменилась — за последний год доля трансфертов увеличилась на 1% и составила 59%.
Рис.2 Доля поступлении в доходах местных бюджетов, % , 2010-2020 гг.
Social Media