Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Интервью

Лизинг в Казахстане: куда растет рынок?

Сергей Домнин Сергей Домнин
01.08.2021
Лизинг в Казахстане: куда растет рынок?

Мария Галушко

Несмотря на резкий спад экономических показателей в стране портфель рынка лизинга в Казахстане в 2020 году составил 752 млрд. тенге. Объем нового рынка лизинга (стоимость предметов лизинга, переданных лизингополучателям в течение года) увеличился на 29% и составил 393 млрд. тенге. Эти данные были получены Kursiv Research в рамках исследования казахстанского рынка лизинга, которое провел экономический обозреватель Сергей Домнин. В интервью Ekonomist.kz эксперт рассказал, что повлияло на рост рынка лизинга в Казахстане, и почему это важный механизм для стимулирования бизнеса.

«Рынок показывает хорошие темпы роста и обладает большим потенциалом. При этом надо учесть, что впервые за 25 лет экономика Казахстана показывает резкий спад, а рынок лизинга растет. ВВП Казахстана в 2020 году снизился на 2,6%, а кредитный портфель лизинговых компаний вырос на 32%», — отметил Сергей Домнин.

 

Ekonomist: Сергей, почему лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства?

— Среди лизинополучателей 48% – это малый бизнес и 9% – средний бизнес – то есть в сумме они составляют больше половины портфеля. Для малого и среднего бизнеса лизинг является хорошей альтернативой кредитованию в тех случаях, когда речь идет о приобретении машин и оборудования. Если это операционный лизинг, лизингополучатель платит только за аренду, не ставя основные средства себе на баланс, не уплачивая комплекс связанных с этим налогов. Если это финансовый лизинг лизингополучатель выигрывает за счет того, что такая сделка стоит ему дешевле, чем кредит за счет меньшей переплаты и оптимизации налоговых выплат.

Лизинг — это инструмент, который в Казахстане активно субсидируется государством. Не каждая компания и не под все сферы деятельности может получить кредит. Например, компании пищевой промышленности проще получить субсидированный кредит, чем торговой компании. Но если речь идет о легкой коммерческой технике, лизинг которой субсидируется, торговая компания может рассчитывать на льготный лизинг.

Ekonomist: Каковы доли квазигосударственных и частных компаний на рынке лизинга? С какими направлениями они работают?

— На рынке Казахстана работает около 20 лизинговых компаний. В идеале такие компании конкурируют за капитал – кто дешевле привлечет, тот сможет увеличить свою долю на рынке. Также конкурентным преимуществом является линейка поставщиков и особенности работы с ними. В условиях Казахстана к этому также прибавляется доступ к госпрограммам субсидирования ставки. Доминирующую роль на рынке занимают два государственных игрока – это Фонд развития промышленности (обрабатывающая промышленность) и КазАгроФинанс (агропромышленный комплекс). По данным на 2020 год они совокупно обладают 97% текущего портфеля.

Главное преимущество государственных игроков – доступ к капиталу. Как правило, основная часть их фондирования – бюджетные средства или займы материнских компаний по отрицательным реальным ставкам (ниже уровня инфляции). Средства привлекаются и с рынка, но их стоимость ниже, чем для частных компаний, за счет более высокого рейтинга государственных компаний. Это дает им преимущество перед частными игроками, которые привлекают капитал на рыночных условиях. Как результат – большая клиентская база, более крупный портфель и размеры сделок. Тут надо признать, что работа государственных лизинговых компаний нацелена на экономическое развитие в отдельных отраслях, и поэтому у них есть некоторые ограничения.

Все преимущества и недостатки регулирования и правового режима на все лизинговые компании распространяются в равной степени. Благодаря прямой государственной поддержке лизинг, как услуга и финансовый продукт становится все более распространенным в Казахстане. В связи с этим повышается доступность и осведомленность о данной услуге среди предпринимателей. Это создает позитивные условия для всех игроков на рынке — появляются новые игроки.

Ekonomist: Лизинг в Алматы — какой показатель по сделкам у города и в каких сегментах?

— По итогам 2020 года Алматы находится на шестом месте по сделкам. На город приходится около 5% сделок по объему в структуре нового рынка лизинга. Самую большую долю в структуре нового бизнеса в 2020 году получил город Нур-Султан (28,1%). Там квартируют компании, приобретающие в лизинг транспортную технику. На втором и третьем местах по показателям сделок занимает Костанайская (23,6%) и Северо-Казахстанская (7,5%) области, где сосредоточены потребители сельхозтехники. За ними следуют Карагандинская область (6,6%), где развита обрабатывающая промышленность, и аграрный регион — Акмолинская область (5,5%).

В отраслевом разрезе 40% объема составляет сельхозтехника и скот, которые являются основным средством для сельхозпредприятий, 29% — железнодорожная техника, 11% — грузовой автотранспорт, около 6% — машиностроительное оборудование, около 5% — медицинская техника. Это в разрезе портфеля. В отраслевой структуре новых сделок увеличилась доля медицинской техники и фармацевтического оборудования за 2020 год показатель вырос с 0,2% до 11%. Это связано не только с ростом финансирования, в том числе по бюджетному каналу, но и с тем, что основные лизингополучатели – медицинские клиники – открыли для себя лизинг, как продукт. Они убедились, что медоборудование необязательно покупать, а можно привлекать в лизинг. Лизинговая сделка может быть намного интереснее для организации, если компания рассчитывает работать в долгую.

Ekonomist: Что повлияло на рост рынка лизинга в Казахстане?

— У предпринимателей появилось понимание, что с помощью государственных средств можно решать свои задачи развития, несмотря на кризис. В прошлом году малый и средний бизнес находился в фокусе государственных программ, у него бурно росли инвестиции в основной капитал. Субсидирование ставки по ряду госпрограмм здесь сыграло важную роль, но в немалой степени рынок растет, потому что бизнес стал лучше понимать этот инструмент. Позитивно влияет на рост и то, что расширяется количество лизингодателей, участвующих в госпрограммах: льготный лизинг можно получить не только в государственных компаниях, но и в частных.

Ekonomist: Какие есть проблемы на этом рынке? Что мешает развиваться лизингу в Казахстане?

— Если вы имеете дело с рынком, на котором два крупных государственных игрока контролируют 97%, вероятнее всего, на этом рынке есть проблемы с конкуренцией. Даже с учетом того, что они достаточно высоко специализированы, конкурентных ниш достаточно, в итоге неравенство объемов и условий фондирования усиливает диспропорции.

Не развит рынок лизинга для физических лиц, и, по-видимому, пока в стране будут дешевые автокредиты, он так и не разовьется.

Один из игроков, который в том числе активно занимается операционным лизингом легковых автомобилей отмечал, что, приобретая автомобили для сдачи в операционную аренду, их компания не имеет право на зачет по НДС. При покупке автомобиля она оплачивает страховку, государственную регистрацию, платит НДС, а также несет расходы по налогу на транспорт.

У частных игроков зачастую возникают проблемы с фондированием. Однако в течение 2020 года и начале 2021 года мы видели серию успешных привлечений фондирования этих компаний через облигации. Есть еще и отраслевые проблема. Например, игроки, специализирующиеся на лизинге медицинской техники, говорят о плохой информированности медицинских организаций в преимуществах этого финансового продукта.

Теги: Kursiv ResearchКазАгроФинанслизингМСБФонд развития промышленности
Предыдущий пост

Бюджетная реформа “КПН от МСБ” — краткие итоги первого года

Следующий пост

Открытость экономики Казахстана снизилась и в ближайшие 20 лет не достигнет пиковых уровней 2000-х

Сергей Домнин

Сергей Домнин

Экономический обозреватель

Статьи по теме

Приверженность крупнейших компаний Казахстана принципам устойчивого развития

Приверженность крупнейших компаний Казахстана принципам устойчивого развития

03.10.2023
Касымхан Каппаров

Экономист Касымхан Каппаров: «В Казахстане нет хорошего экономического образования»

29.05.2024
Возобновляемые источники энергии в Казахстане: что мешает развитию отрасли

Возобновляемые источники энергии в Казахстане: что мешает развитию отрасли

26.08.2021
Креативная экономика Казахстана: состояние и перспективы отрасли

Креативная экономика Казахстана: состояние и перспективы отрасли

02.08.2021
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.