Мария Галушко
Несмотря на резкий спад экономических показателей в стране портфель рынка лизинга в Казахстане в 2020 году составил 752 млрд. тенге. Объем нового рынка лизинга (стоимость предметов лизинга, переданных лизингополучателям в течение года) увеличился на 29% и составил 393 млрд. тенге. Эти данные были получены Kursiv Research в рамках исследования казахстанского рынка лизинга, которое провел экономический обозреватель Сергей Домнин. В интервью Ekonomist.kz эксперт рассказал, что повлияло на рост рынка лизинга в Казахстане, и почему это важный механизм для стимулирования бизнеса.
«Рынок показывает хорошие темпы роста и обладает большим потенциалом. При этом надо учесть, что впервые за 25 лет экономика Казахстана показывает резкий спад, а рынок лизинга растет. ВВП Казахстана в 2020 году снизился на 2,6%, а кредитный портфель лизинговых компаний вырос на 32%», — отметил Сергей Домнин.
Ekonomist: Сергей, почему лизинг является важным механизмом для стимулирования предпринимательства?
— Среди лизинополучателей 48% – это малый бизнес и 9% – средний бизнес – то есть в сумме они составляют больше половины портфеля. Для малого и среднего бизнеса лизинг является хорошей альтернативой кредитованию в тех случаях, когда речь идет о приобретении машин и оборудования. Если это операционный лизинг, лизингополучатель платит только за аренду, не ставя основные средства себе на баланс, не уплачивая комплекс связанных с этим налогов. Если это финансовый лизинг лизингополучатель выигрывает за счет того, что такая сделка стоит ему дешевле, чем кредит за счет меньшей переплаты и оптимизации налоговых выплат.
Лизинг — это инструмент, который в Казахстане активно субсидируется государством. Не каждая компания и не под все сферы деятельности может получить кредит. Например, компании пищевой промышленности проще получить субсидированный кредит, чем торговой компании. Но если речь идет о легкой коммерческой технике, лизинг которой субсидируется, торговая компания может рассчитывать на льготный лизинг.
Ekonomist: Каковы доли квазигосударственных и частных компаний на рынке лизинга? С какими направлениями они работают?
— На рынке Казахстана работает около 20 лизинговых компаний. В идеале такие компании конкурируют за капитал – кто дешевле привлечет, тот сможет увеличить свою долю на рынке. Также конкурентным преимуществом является линейка поставщиков и особенности работы с ними. В условиях Казахстана к этому также прибавляется доступ к госпрограммам субсидирования ставки. Доминирующую роль на рынке занимают два государственных игрока – это Фонд развития промышленности (обрабатывающая промышленность) и КазАгроФинанс (агропромышленный комплекс). По данным на 2020 год они совокупно обладают 97% текущего портфеля.
Главное преимущество государственных игроков – доступ к капиталу. Как правило, основная часть их фондирования – бюджетные средства или займы материнских компаний по отрицательным реальным ставкам (ниже уровня инфляции). Средства привлекаются и с рынка, но их стоимость ниже, чем для частных компаний, за счет более высокого рейтинга государственных компаний. Это дает им преимущество перед частными игроками, которые привлекают капитал на рыночных условиях. Как результат – большая клиентская база, более крупный портфель и размеры сделок. Тут надо признать, что работа государственных лизинговых компаний нацелена на экономическое развитие в отдельных отраслях, и поэтому у них есть некоторые ограничения.
Все преимущества и недостатки регулирования и правового режима на все лизинговые компании распространяются в равной степени. Благодаря прямой государственной поддержке лизинг, как услуга и финансовый продукт становится все более распространенным в Казахстане. В связи с этим повышается доступность и осведомленность о данной услуге среди предпринимателей. Это создает позитивные условия для всех игроков на рынке — появляются новые игроки.
Ekonomist: Лизинг в Алматы — какой показатель по сделкам у города и в каких сегментах?
— По итогам 2020 года Алматы находится на шестом месте по сделкам. На город приходится около 5% сделок по объему в структуре нового рынка лизинга. Самую большую долю в структуре нового бизнеса в 2020 году получил город Нур-Султан (28,1%). Там квартируют компании, приобретающие в лизинг транспортную технику. На втором и третьем местах по показателям сделок занимает Костанайская (23,6%) и Северо-Казахстанская (7,5%) области, где сосредоточены потребители сельхозтехники. За ними следуют Карагандинская область (6,6%), где развита обрабатывающая промышленность, и аграрный регион — Акмолинская область (5,5%).
В отраслевом разрезе 40% объема составляет сельхозтехника и скот, которые являются основным средством для сельхозпредприятий, 29% — железнодорожная техника, 11% — грузовой автотранспорт, около 6% — машиностроительное оборудование, около 5% — медицинская техника. Это в разрезе портфеля. В отраслевой структуре новых сделок увеличилась доля медицинской техники и фармацевтического оборудования за 2020 год показатель вырос с 0,2% до 11%. Это связано не только с ростом финансирования, в том числе по бюджетному каналу, но и с тем, что основные лизингополучатели – медицинские клиники – открыли для себя лизинг, как продукт. Они убедились, что медоборудование необязательно покупать, а можно привлекать в лизинг. Лизинговая сделка может быть намного интереснее для организации, если компания рассчитывает работать в долгую.
Ekonomist: Что повлияло на рост рынка лизинга в Казахстане?
— У предпринимателей появилось понимание, что с помощью государственных средств можно решать свои задачи развития, несмотря на кризис. В прошлом году малый и средний бизнес находился в фокусе государственных программ, у него бурно росли инвестиции в основной капитал. Субсидирование ставки по ряду госпрограмм здесь сыграло важную роль, но в немалой степени рынок растет, потому что бизнес стал лучше понимать этот инструмент. Позитивно влияет на рост и то, что расширяется количество лизингодателей, участвующих в госпрограммах: льготный лизинг можно получить не только в государственных компаниях, но и в частных.
Ekonomist: Какие есть проблемы на этом рынке? Что мешает развиваться лизингу в Казахстане?
— Если вы имеете дело с рынком, на котором два крупных государственных игрока контролируют 97%, вероятнее всего, на этом рынке есть проблемы с конкуренцией. Даже с учетом того, что они достаточно высоко специализированы, конкурентных ниш достаточно, в итоге неравенство объемов и условий фондирования усиливает диспропорции.
Не развит рынок лизинга для физических лиц, и, по-видимому, пока в стране будут дешевые автокредиты, он так и не разовьется.
Один из игроков, который в том числе активно занимается операционным лизингом легковых автомобилей отмечал, что, приобретая автомобили для сдачи в операционную аренду, их компания не имеет право на зачет по НДС. При покупке автомобиля она оплачивает страховку, государственную регистрацию, платит НДС, а также несет расходы по налогу на транспорт.
У частных игроков зачастую возникают проблемы с фондированием. Однако в течение 2020 года и начале 2021 года мы видели серию успешных привлечений фондирования этих компаний через облигации. Есть еще и отраслевые проблема. Например, игроки, специализирующиеся на лизинге медицинской техники, говорят о плохой информированности медицинских организаций в преимуществах этого финансового продукта.
Social Media