Вторая часть исследования о женском предпринимательстве в Казахстане посвящена основным барьерам, которые сдерживают развитие бизнеса качественно и количественно. Напомним, первая часть работы Зайры Сатпаевой посвящена инструментам господдержки женщин- предпринимательниц и специфики ведения бизнеса в Казахстане.
Бег с препятствиями
Женщины в Казахстане обладают широким кругом экономических возможностей. Согласно Women’s Economic Opportunity Index к их числу можно отнести право собственности на имущество, отсутствие правовых ограничений на виды работ, доступ к программам финансирования, высокий уровень грамотности, наличие среднего и высшего образования, возможность поддержки малого и среднего бизнеса, свобода передвижения, что способствует развитию женского предпринимательства. Однако имеются факторы, способные сдерживать участие женщин в предпринимательской деятельности: ограниченные кредитные истории, отсутствие возможности в предоставлении финансовых услуг, необходимость отпуска по беременности и родам.
Недостаточное количество финансовых, трудовых, временных и других нематериальных ресурсов приводит к тому, что женский бизнес в Казахстане не растет.
В Казахстане проводились исследования по выявлению факторов, сдерживающих развитие женского предпринимательства в стране. Cогласно результатам исследования Сеильбековой С.Д. и Нурбековой Ж.А. к ним могут быть отнесены отсутствие у женщин необходимого образования и опыта работы в бизнесе, нехватка времени для занятий бизнесом, проблема получения средств для организации собственного дела и обеспечения его функционирования, низкий статус женщин и гендерные стереотипы. Эти факторы подтверждаются также исследованием Джубалиевой З.У., которая в качестве особенностей женского предпринимательства выделила небольшое стремление женщин управлять подчиненными в бизнесе, трудности привлечения финансовых ресурсов, необходимость временных перерывов, связанных с работой по дому и уходом за детьми и другими членами семьи.
В исследовании UN ESCAP в качестве барьеров обозначены дискриминационные социокультурные нормы; политика и законы, которые слепы к конкретным обстоятельствам, потребностям и интересам женщин; ограниченные возможности для развития потенциала; ограниченный доступ к финансам, кредитам и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии); требования к женщинам по неоплачиваемому уходу и домашние обязательства.
Помимо обозначенных выше «специфических» проблем при ведении бизнеса предпринимательницы Казахстана сталкиваются с препятствиями, присущими любой предпринимательской деятельности и связанными с эффективностью национальной предпринимательской экосистемы, развитие которой согласно рейтингу Doing Business сдерживают сложности с международной торговлей, подключением к системе электропитания, налогообложением и решением неплатежеспособности.
Таким образом, к числу топ-3 барьеров в сфере женского предпринимательства в Казахстане можно отнести:
-
Отсутствие у женщин необходимого образования и опыта работы в бизнесе
Отрасли, где сейчас преобладают женские предприятия, не требуют технического образования, многочисленности работников и крупного капитала, следовательно, знаний в области менеджмента, в особенности в сфере человеческих ресурсов и финансов. Причиной тому может служить либо низкий уровень знаний по теории и практике управления, либо их отсутствие. Зачастую малые женские предприятия, особенно индивидуальные предприниматели, не используют стратегический менеджмент. В то время как между стратегическим планированием и эффективностью предпринимательской деятельности существует положительная связь.
-
Нехватка времени для занятий бизнесом в связи с домашними обязательствами и неоплачиваемым уходом за детьми и другими членами семьи
В Казахстане доминирует патриархальная система ценностей. Казахстанское общество склонно к традиционным представлениям о роли женщин и мужчин в семье с жестким распределением обязанностей. В связи с этим казахстанские женщины сталкиваются с двойным бременем работы из-за выполнения домашних обязанностей и ведения бизнеса. Попытка найти удачный баланс между домом и бизнесом выступает ограничителем расширения масштаба предприятия и увеличения «возраста» женских предприятий, т.к. женщины-предприниматели более ориентированы на контроль за своим временем, нежели на рост прибыли.
-
Ограниченный доступ к финансовых ресурсам из-за ограниченных масштабов и небольшого потенциала роста предприятий
Согласно Social Institutions and Gender Index в Казахстане наблюдается средний уровень гендерной дискриминации в рамках показателя «Ограниченный доступ к производственным и финансовым ресурсам». Женщины в Казахстане имеют ограниченные возможности владеть землей или другой собственностью, поскольку они зачастую регистрируются на имя мужа или главы семьи мужского пола. Это ограничивает доступ к кредитам на крупную сумму, поскольку банки требуют, чтобы соискатели ссуды формально работали, владели собственностью и могли предоставить залог. В Казахстане женщины сталкиваются с большими трудностями в получении кредита, чем мужчины, также из-за предрассудков в отношении их способности погашать кредиты и составлять бизнес-план.
Выйти из колеи
В Казахстане растет количество предприятий, возглавляемых женщинами. Однако сохраняется незначительность их размеров по обороту и численности занятых. Женщины Казахстана владеют в основном предприятиями МСБ, обеспечивающих 31,4% рабочих мест в данном секторе и 14,6% ВВП страны. Имеется ярко выраженная отраслевая специфика женского предпринимательства, сосредоточенного в основном в сфере услуг.
Женщины-предпринимательницы в Казахстане имеют множество экономических возможностей для реализации себя в предпринимательской деятельности. Однако, наблюдается средний уровень гендерной дискриминации при доступе к производственным и финансовым ресурсам. Недостаточное количество финансовых, трудовых, временных и других нематериальных ресурсов приводит к тому, что женский бизнес в Казахстане не растет. Существует замкнутый круг: маленькое предприятие не имеет возможности получить крупное финансирование, а его собственных средств не позволяют расширить штат и увеличить объемы производства.
Проведенный анализ предпринимательской деятельности казахстанских женщин свидетельствует о необходимости не только количественного, но и качественного развития женского предпринимательства в стране. В этом направлении перед Казахстаном существует два пути: первый — изменить вектор «специализации» женского предпринимательства, обеспечив вход женщин-предпринимателей в отрасли первичного и вторичного секторов экономики; второй – стимулировать развитие женского предпринимательства в третичном секторе экономики, способствуя «укрупнению» существующих женских предприятий и повышению их рентабельности и конкурентоспособности, в том числе на мировом рынке.
Статья подготовлена на основе проведенного автором исследования в рамках Инициативы «Открытая экономика» Фонда «Сорос-Казахстан».
Social Media