Женское предпринимательство обеспечивает 31,4% рабочих мест в секторе МСБ и 14,6% ВВП Казахстана.  Какова специфика ведения бизнеса и какие барьеры женщинам приходится преодолевать, имея инструменты господдержки, изучила эксперт Ekonomist.kz, старший научный сотрудник Института экономики КН МОН РК, PhD Зайра Сатпаева. В первой части исследования вы узнаете о формах господдержки и особенностях женского предпринимательства в Казахстане.

 

Инструменты господдержки

По данным 2020 года в Казахстане процент предприятий, возглавляемых женщинами, составил 28,3%. Большая часть из них представлена субъектами малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают 31,4% рабочих мест в данном секторе и приблизительно 14,6% ВВП страны.

Расширение экономических возможностей женщин в сфере предпринимательства приобретает важное значение в достижении гендерного равенства, борьбе с бедностью среди женщин и решении проблемы женской безработицы. Казахстан проводит активную политику в данном направлении. 

диаграмма 1. История господдержки женского предпринимательства в Казахстане, 1995-2020 гг.

Сегодня инструменты поддержки женского предпринимательства реализуются через такие государственные программы, как Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек», «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы», «Дорожная карта бизнеса — 2025», а также через различные программы международных организаций и Фонда развития предпринимательства «Даму». В период пандемии меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) включали в себя налоговое стимулирование, защиту заемщиков финансовых организаций и поддержку граждан, столкнувшихся с безработицей из-за пандемии.

Читать также ...
Женское лицо работающей бедности
Таблица 1. Государственная поддержка развития женского предпринимательства в Казахстане, 1995-2020 гг.
Источник: составлено автором на основе открытых данных

Предпринимаемые государством меры дали свои плоды: процент предприятий, возглавляемых женщинами, увеличился. Так, в период с 2010 по 2020 гг. доля предприятий, возглавляемых женщинами, в Казахстане выросла с 26,1% до 28,3%, в том числе в разрезе размерности предприятий. 

Диаграмма 2. Процент предприятий, возглавляемых женщинами, в Казахстане, 2010-2020 гг., %
Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК

Представленность женщин в крупном бизнесе хоть и растет, но остается достаточно низкой. В 2020 году женщины возглавляли только 17,9% крупных предприятий. В том же году женщины возглавляли 28,3% малых и 33,2% средних предприятий Казахстана. Высокий процент предприятий, возглавляемых женщинами, наблюдается в Костанайской области (29,6%), г. Нур-Султан и г. Алматы (29,3%), низкий – в Туркестанской области (24,0%).

Топ-3 особенности женского предпринимательства в Казахстане

Женский бизнес – малый бизнес

Большая часть предприятий, возглавляемых женщинами, представлена субъектами МСП.  На 1 января 2020 года в Казахстане действовало 1 330 244 субъекта МСП, из которых 575 524 (43,3%) возглавляют женщины. Наибольшее число субъектов, возглавляемых женщинами, находятся в г. Алматы, г. Нур-Султан и Алматинской области. В то время как в Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Акмолинской областях среди женщин наблюдается низкая предпринимательская активность.

Диаграмма 3. Действующие субъекты МСП, возглавляемые женщинами (1 января 2020г.)

Диаграмма 3. Действующие субъектов МСП, возглавляемых женщинами (1 января 2020г.)
Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК

Женщины составляют свыше половины (52,6%) казахстанских индивидуальных предпринимателей. Они также возглавляют 28,1% юридических лиц и 24,5% крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в сфере МСП Казахстана. Большинство (78,2%) женщин предпочитает вести бизнес в качестве индивидуального предпринимателя, только 12,7% ведут предпринимательскую деятельность как юридическое лицо. Четверть индивидуальных предпринимателей и половина юридических лиц осуществляет свою деятельность в г. Нур-Султан и г. Алматы.

Читать также ...
Топ-3 барьера развития женского предпринимательства

 

Женский бизнес – бизнес в сфере услуг

Женщины возглавляют свыше половины казахстанских субъектов МСП, связанных с образованием (68,4%); операциями с недвижимым имуществом (60,4%); услугами по проживанию и питанию (57,9%); оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей и мотоциклов (55,25); здравоохранением и социальными услугами (53,9%). 

Меньше всего женских субъектов МСП в таких сферах, как горнодобывающая промышленность и разработка карьеров (13,5%); транспорт и складирование (17,0%); электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование (18,1); строительство (19,8%). 

Среди действующих предприятий, возглавляемых женщинами, наибольшее число предприятий, связанных с оптовой и розничной торговлей  — 244 821 единица (42,5%); предоставлением прочих видов услуг – 92 606 единиц (16,1%); сельским, лесным и рыбным хозяйством – 60 202 единицы (10,5%), операциями с недвижимым имуществом – 49 085 единиц (8,5%). Женщины возглавляют 26 предприятий из 100 по государственному управлению и обороне, обязательному социальному обеспечению. Наблюдается специализация женского предпринимательства в Казахстане.

 

Диаграмма 4. Топ 10 отраслей женского предпринимательства в Казахстане (01.01.2020г.), % 

Диаграмма 4. Топ 10 отраслей женского предпринимательства в Казахстане (01.01.2020г.), %
Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК

Казахстанские женщины-предприниматели в основном ведут предпринимательскую деятельность в третичном секторе экономики, не отличающегося высоким уровнем рентабельности. Следует отметить, что на «женские» отрасли приходится основная доля теневого сектора экономики Казахстана. 

 

Женский бизнес – экономически и социально значимый бизнес

Отрасли, в которых преобладают женские предприятия, направлены на решение социальных проблем.  На 1 января 2020 года, они обеспечивают 31,4% рабочих мест в секторе МСП, в абсолютном значении – это 1 066 828 человек. Так, 60,3% занятых в субъектах МСП в сфере здравоохранения и социальных услуг приходилось на субъекты МСП, возглавляемых женщинами. Они же обеспечивают 45,3% рабочих мест в сфере оптовой и розничной торговли и 43,9% — в сфере финансовой и страховой деятельности. На женских предприятиях МСП в среднем занято меньшее количество работников, чем в среднем по стране в данном секторе. 

В таких сферах, как промышленность и искусство, развлечения и отдых среднее количество работников на предприятии МСБ в стране превышает уровень «женских» в два и более раз. Подобное превышение этого показателя, но на меньшую величину, наблюдается в других отраслях, за исключением таких сфер, как финансовая и страховая деятельность, транспорт и складирование, здравоохранение и социальные услуги, где показатели одинаковые.

В связи с тем, что отсутствуют данные по выпуску продукции субъектами МСП в гендерном разрезе, для оценки вклада женского предпринимательства в ВВП страны, предлагается сделать следующие расчеты. По данным на 2019 год ВВП страны составило 69 532 626,5 млн. тенге, выпуск субъектами МСП за тот же период — 32 386 960 млн. тенге, следовательно, вклад МСП в ВВП страны составляет 46,6%. С учетом того, что на 1 января 2020 года, на предприятиях МСП, возглавляемых женщинами, работало 1 066 828 человек, а на возглавляемых мужчинами — 2 331 958 человек, и при предположении, что на этих предприятиях производительность труда одинакова, можно сделать вывод, что выпуск субъектами МСП, возглавляемыми женщинами, составляет около 10 120 925 млн. тенге, т.е. вклад женского предпринимательства в ВВП страны составляет приблизительно 14,6%. 

 

Читать также ...
Сельские женщины: уязвимы вдвойне

Результаты этого исследования легли в основу обсуждения, в котором приняла участие Зайра и эксперты —  координатор программы «Женщины в бизнесе» Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) Евгений Сон и Анастасия Липовка, PhD по деловому администрированию, тренер и консультант по гендеру, экономике и социуму. Запись беседы доступна на YouTube канале Ekonomist.