ПАРИЖ – На Четвертой Всемирной конференции по положению женщин прошедшей в Пекине в 1995 году, участники взяли на себя обязательство повсеместно продвигать права женщин и девочек. Частью этого обещания, изложенного в исторической Пекинской декларации и Платформе действий, было обеспечение образования для всех девочек. Недавнее исследование Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования изучает выполнение данного обязательства.

Четверть века спустя после конференции и сразу после Международного дня девочек, 11 октября, хорошей новостью является то, что в начальную и среднюю школу зачислено на 180 миллионов девочек больше, чем в 1995 году, и что намного больше девочек чем когда-либо остаются в школе и заканчивают ее. Также есть и хорошие новости в сфере высшего образования: в этом поколении, в университетах учится в три раза больше женщин, чем в предыдущем. В Марокко, например, в начале 1990-х годов на каждые 100 мужчин приходилось всего 30 женщин; сегодня существует паритет.

Результат важен не менее, чем доступ. Здесь достигнут значительный прогресс. Более чем в 50% стран со средним и высоким уровнем доходов, успеваемость девочек по математике так же высока, как и у мальчиков, а в 25% этих стран они их превосходят.

Но самые бедные девочки по-прежнему остаются позади. Из 59 миллионов детей младшего школьного возраста во всем мире, которые не посещали школу в 2018 году, 12 миллионов – 75% из них девочки – никогда не переступали порога школы и вряд ли когда-либо это сделают. В более чем 20 странах, большинство из которых находятся в странах Черной Африки, вряд ли какая-нибудь бедная девочка из сельской местности закончит среднюю школу.

Читать также ...
Повышение инвестиций в сферу образования Казахстана как основной элемент человеческого капитала

Для наиболее маргинализованных групп, школы по-прежнему остаются небезопасной средой, где преобладают словесные и сексуальные домогательства, оскорбления и насилие. Во многих местах, девочки не ходят в школу из-за высокого уровня беременностей, что способствует сохранению цикла бедности. Несмотря на то, что в период с 1995 по 2020 год распространенность ранней беременности среди девочек в возрасте 15-19 лет снизилась на одну треть, показатели ранней беременности остаются высокими, особенно в странах Черной Африки, где к 18 годам четверть девочек уже являются матерями.

Также крайне важно, чтобы во всех школах были введены уроки всестороннего полового воспитания. Этот тип консультирования не только помогает студентам противостоять давлению со стороны сверстников, участвовать в насилии или принимать его, но также ведет к сокращению случаев ранней беременности. За последние несколько лет был достигнут некоторый обнадеживающий прогресс, такой как мартовское решение в Сьерра-Леоне об отмене запрета на посещение школ беременными девочками. Но в двух странах: Экваториальной Гвинее и Танзании, по-прежнему, действует запрет на получение образования беременными девушками и молодыми матерями.

Другие барьеры менее серьезны, но также сдерживают девочек. Вспомните Рабию Нусрат из Пакистана, которая с детства хотела изучать инженерное дело. Несмотря на то, что ее родители убеждали ее выбрать профессию, в которой меньше доминируют мужчины, она настояла на своем и сегодня она первая в своей семье и общине получила степень инженера в Пакистане. Но не все девочки одинаково настойчивы, и реальность такова, что мы имеем недостаточное количество подготовленных учителей и консультантов по вопросам карьеры, способных помочь исправить гендерный дисбаланс в науке, технологиях, инженерии и математике. В странах ОЭСР ожидается, что только 14% девочек, добившихся успехов в области естественных наук или математики будут работать в области естественных наук и инженерии, по сравнению с 26% успешных мальчиков.

Читать также ...
Как женщины могут способствовать “зеленому” переходу

В школьных учебниках закреплены гендерные нормы, ограничивающие девочек. Зачастую, текст и картинки изображают женщин в традиционной домашней роли и менее престижных профессиях, в то время как мужчины изображаются как могущественные лидеры. Подобным архаичным стереотипам нет места в современных учебных материалах и их необходимо удалить.

В докладе ЮНЕСКО также подчеркивается важность увеличения числа женщин на руководящих должностях в педагогическом секторе. Обучение – это феминизированная профессия, которая увековечивает нормы гендерного неравенства в отношении возможностей на рынке труда. Тем не менее, даже здесь стеклянный потолок является реальностью. В 48 странах со средним и высоким уровнем доходов существует гендерный разрыв в 20 процентных пунктов между учителями и директорами в младших классах средней школы. Женское лидерство не приводит автоматически к улучшению положения девочек, но женщины-лидеры могут менять социальные и гендерные нормы посредством законодательства и политики, а также выступать в качестве наглядных примеров для подражания для девочек.

В следующем году, мировые правительства подпишут новую декларацию о правах нового поколения женщин на Форуме “Поколения равенства”. Образование заслуживает в этой новой декларации центральную позицию, потому что девочки по-прежнему с большей вероятностью сталкиваются с наихудшими формами изоляции, особенно когда COVID-19 угрожает довести неравенство до крайностей.

Важно отметить прогресс, достигнутый на данный момент. Но мы также должны помнить о том, сколько еще предстоит сделать для достижения истинного гендерного равенства в образовании и посредством образования.

Читать также ...
Правда и мифы о мужских и женских заработках и карьере в Казахстане

 

Манос Антонинис, директор Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования.

 

Copyright: Project Syndicate, 2020.

www.project-syndicate.org