Али Нургожаев, Марат Мамаев

 

Количество медиков, инфицированных COVID-19, в отдельные периоды превышало 50% общего количества зараженных (например, в Алматы). Это очень высокий показатель в сравнении с другими странами. Такая ситуация создает риски как для распространения эпидемии, так и для поддержания работоспособности системы здравоохранения в целом.

Главным фактором заражения медиков является необеспеченность средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Фактов множество: мы ежедневно наблюдаем новые и новые публикации на эту тему в Facebook, ставшем главной книге жалоб страны, и даже освобождения от должностей.

Мы решили рассмотреть кейс помощи медикам в этой непростой ситуации с точки зрения экономически эффективной организации гуманитарного процесса.

Для обзора предлагается инициатива Фонда Сорос-Казахстан (ФСК) со следующими входными данными:

  • Общий размер средств, направленных на борьбу с COVID-19 – 500 тыс. долларов.
  • Объем средств, направленных в рамках проекта на обеспечение медиками средствами индивидуальной защиты – 55 млн тенге.
  • Направления финансирования: регионы, преимущественно сельская местность (23,5 млн тенге. на обеспечение СИЗ областных и районных больниц), онкология и паллиативная помощь (21,5 млн тенге. стационарам Алматы и Алматинской области через Казахстанскую ассоциацию паллиативной помощи) и наиболее пострадавшие регионы (10,5 млн тенге. медикам Алматы через независимую общественную инициативу «Ак Журек»).

Эффективное распределение таких средств требует методологически обоснованного подхода.

Далее приводятся ключевые этапы организации и оценка реализации соответствующих мероприятий в рамках данного кейса.

Первый этап: оценка потребности важна для обеспечения востребованности гуманитарной помощи. В данном кейсе основные риски востребованности были связаны со сроками эпидемии (риск запаздывания помощи), дефицитностью СИЗ (риск дублирования усилий государства и зарубежной гуманитарной помощи) и релевантностью закупаемых СИЗ как формальным требованиям, так и практическим потребностям медработников.

Оценка потребности в количественном выражении была проведена из расчета 500 сотрудников, напрямую контактирующих с инфицированными или условно инфицированными (приемные покои, инфекционные отделения, радиологи, реаниматологи и т.д.), на 1 больницу.

На 6-часовую смену одному сотруднику требуется 1 респиратор стандарта FFP2 или FFP3 (1000 тенге). Медицинские защитные очки – одни на период эпидемии (2000 тенге). Итого в сутки на 4 смены бюджет расходных СИЗ – 2 млн тенге. При допущении о продолжительности эпидемии в 3 месяца около 80 стационаров, специализирующихся на лечении коронавирусных больных, максимально потребуют 14,4 млрд тенге. С учетом потребности в защитных костюмах, дезинфекционных средствах, необходимость охвата уровней ПМСП и скорой помощи, сумму можно увеличить в 5 раз.

Окончательный бюджет СИЗ составит до 72 млрд тенге, или около 4,5% бюджета здравоохранения (1,6 трлн тенге).

Это – цена здоровья и жизни медиков и барьера на пути эпидемии. С учетом наличия средств резерва Правительства, финансового резерва НАО ФСМС, запасов баз спецмедснабжения, военного резерва, зарубежной гуманитарной помощи, средств, выделенных в благотворительном порядке крупным бизнесом и состоятельными гражданами – озвученная сумма доступна. Однако дополнительные средства выделены не были, в связи с чем почти всю эту потребность можно считать открытой.

Что касается продолжительности эпидемии, то, к сожалению, высказывания официальных лиц в публичном поле были противоречивы и непоследовательны, а четких прогнозов опубликовано не было. Однако сбор информации о графиках поставок показал, что достаточно крупных поставок не ожидается, поступающая гуманитарная помощь растворяется в потребности, а внеплановые поставки медтехники ожидаются к концу мая. Таким образом, эпидемия «запланирована» на достаточно длительный срок, и дефицит имеется.

Исследование рынка путем сбора ценовых предложений и обсуждений с потенциальными поставщиками различного калибра показало насыщенность рынка в массе СИЗ китайского производства, что повышало риск ненадлежащего качества. В этой связи было принято решение о закупе СИЗ производства Южной Кореи (как наиболее доступных СИЗ гарантированного качества).

Отталкиваясь от практических потребностей медработников (выясненных в ходе интервьюирования), была определена номенклатура наиболее востребованных СИЗ – респираторы степени защиты FFP2 и защитные очки.

Второй этап: обеспечение минимальной цены. Экспресс-обзор рынка медицинских изделий и, в частности, СИЗ, обнаружил наличие множества перекупщиков, предлагающих СИЗ по завышенным ценам. В целях максимального охвата при были проведены переговоры с наиболее крупными поставщиками медизделий, по результатам которых была достигнута договоренность (с казахстанской Ordamed) о поставке партии напрямую с завода-изготовителя в Южной Корее по себестоимости и с бесплатной доставкой по регионам. В плане доставки в регионы важным фактором стало наличие у поставщика дистрибьюторской сети.

Третий этап: определение бенефициаров (медорганизаций для приоритетной поставки СИЗ). Следующим этапом, в беседах с представителями регионального здравоохранения было выяснено, что зачастую закупаемые СИЗ приоритетно распределяются в медорганизации, находящиеся в городской черте (областных центров), в то время как сельская медицина (областные больницы, центральные районные, специализированные под борьбу с КВИ) обеспечивается по остаточному принципу.

С учетом описанных обстоятельств, был выработан подход к распределению СИЗ между конкретными объектами здравоохранения, основанный на следующих параметрах:

— тип региона (города республиканского значения были исключены из рассмотрения, как обеспеченные СИЗ в первоочередном порядке);

— подушевые расходы на здравоохранение в разрезе регионов;

— количество инфицированных в разрезе регионов;

— прилегание районов к крупным городам как к источникам инфекции (тактика «блокирования» городов за счет охвата прилежащих районов);

— расположение ЦРБ на пути крупных транспортных артерий;

— специализация медицинских организаций (инфекционный стационар, инфекционное отделение, провизорный стационар).

На заключительном этапе план снабжения подвергся корректировке с учетом информации управлений здравоохранения областей, как госорганов, единолично определяющих распределение стационаров на инфекционные/провизорные/«COVID-free» и расставляющих приоритеты организации медпомощи в регионах.

Одновременно выход на прямой контакт с руководителями управлений позволил решить вопрос гарантированного приема бенефициарами гуманитарной помощи. В результате было определено 7 регионов для обеспечения СИЗ, в пределах данных регионов отобраны преимущественно областные и центральные районные больницы.

На момент публикации передача СИЗ больницам в рамках описанного кейса была успешно завершена.

Мы считаем описанный кейс полезным примером и опытом организации взаимодополняющего сотрудничества некоммерческого фонда, коммерческого поставщика и государственного сектора (в качестве бенефициара и координатора – на уровне управлений здравоохранения акиматов). 

Читать также ...
Бюджет здравоохранения: инструмент прозрачности