Руслан Асаубаев – эксперт в сфере общественного мониторинга

Жанат Нургалиев – экономист, руководитель некоммерческой организации INTEGRITY ASTANA

 

В июле 2020 года Всемирный банк одобрил кредит Казахстану в 500 млн долларов, которые пойдут на реализацию Программы устойчивого развития животноводства, с целью поддержки развития экологически-устойчивого, инклюзивного и конкурентоспособного производства говядины в РК. 

Для справки, обязательства правительства РК перед ВБ – 3,6 млрд долларов. 

Программой, о которой идет речь, призвана решить следующие задачи: 

  1. регистрация крупного рогатого скота (КРС) в Единой информационной системе прослеживаемости;
  2. предоставление доступа малым и средним фермерским хозяйствам к улучшенным и модернизированным ветеринарным услугам; 
  3. обучение 100 тыс. владельцев малых и средних фермерских хозяйств лучшей практике ведения сельского хозяйства и их сертификация; 
  4. увеличение на 20 тыс. малых и средних фермерских хозяйств, участвующих в программе «Сыбага» и продающих КРС откормочным площадкам;
  5. рост доли государственных расходов, направляемых на поддержку «зеленого роста» и обеспечение устойчивости в мясном секторе;
  6. создание системы контроля за выбросами парниковых газов и адаптации к изменению климата в мясном секторе.

Контроль исполнения программы замкнут на Минсельхозе. Отвечать за мониторинг и оценку результатов программы будет департамент производства и переработки животноводческой продукции МСХ РК. Департамент производства и переработки животноводческой продукции МСХ будет агрегировать данные местных исполнительных исполнительных органов, Национального аграрного научно-образовательного центра (НАНОЦ) и комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ. Эти данные будут являться подтверждением прогресса по индикаторам матрицы результатов и обеспечат соблюдение требований плана мероприятий программы. 

Нельзя забывать, что на повестке дня принятие новой пятилетней стратегии развития АПК Казахстана, в основу которой войдут программы каждого региона исполнение поручений президента РК Касым-Жомарт Токаева, озвученных в послании: задействовать и потенциал личных подсобных хозяйств за счет вертикальной и горизонтальной кооперации. 

В развитие АПК крупные холдинги внесли свои вклад, повысив экспорт растениеводческого сырья. В то же время мелкие игроки покинули сектор, о чем свидетельствует значительное сокращение численности рабочей силы в сельском хозяйстве. Разрыв в производительности труда между крупными и мелкими сельхозпроизводителями увеличился, что привело к концентрации прибыли и ресурсов в секторе крупного корпоративного агробизнеса. Субсидии помогли крупным игрокам получить новые технологии, повысить производительность и получить доступ на внешние рынки. Но это не привело к улучшению социально-экономического положения большей части населения, проживающей в сельской местности. 

С нашей точки зрения, приоритетным является внутренний рынок, импортозамещение; для этого внимание государства и его поддержка должны быть направлены на переработку сырья с целью получения добавленной стоимости. 

При реализации республиканской программы «Проект повышения экспортного потенциала по мясу КРС» в МСХ рассчитывали, что к концу нынешнего года экспорт мяса из РК будет в пределах 180 тыс. тонн, индикатор, введенный в 2011 году. По имеющееся статистической информации ясно, что сложно будет экспортировать даже 5% этого объема.

Вернемся к проекту ВБ. Мы выявили 8 основных задач и рисков проекта, под который выделяет деньги международный финансовый институт. 

Таблица 1. Задачи и риски Программы устойчивого развития животноводства 

Позиция Задача Риски
1 Получение кредита от ВБ в размере 500 млн долларов Расширить возможности финансирования республиканской программы Высокая волатильность тенге, низкие цены на нефть. Это может привести к увеличению обязательств в тенговом выражении 
2 Кредитование 20 тыс. фермеров Пополнение оборотных средств для закупа поголовья, техники и оборудования. Высокая закредитованность отечественных фермеров, отсутствие свободного доступа к земельным ресурсам. Это может привести к обострению земельного вопроса для нового и действующего МСБ, высокие коррупционные риски.
3 Обучение 100 тыс. фермеров Повышение уровня компетенций фермеров Дублирование с программами НПП “Атамекен” и вузов, отсутствие актуальных преподавателей. Неэффективность из-за формального подхода к обучению.
4 Финансовая поддержка фермеров в развитии инфраструктуры отгонного животноводства с применением альтернативных источников энергоснабжения Снижение себестоимости конечной продукции Низкое качество пастбищ не позволит проявить генетический потенциал завозного скота, низкая продуктивность. Увеличение долговой нагрузки за счет импортного оборудования.
5 Создание системы прослеживаемости животноводческой продукции в соответствии с требованиями стран-экспортеров говядины Повышение стандартов качества отечественной продукции и соответствие международным стандартам Отсутствие инфраструктуры, НПА, опыта работы. Низкий уровень учета, отсутствие оборудование и штата сотрудников, все реализуется формально
6 Привлечение частных практикующих ветеринарных врачей к оказанию услуг мелким и средним хозяйствам, а также к проведению ветеринарных мероприятий Вовлечение квалифицированных ветеринарных кадров Высокая стоимость услуг частных ветеринаров. Отсутствие необходимого количества, компетентных ветеринаров в Казахстане. Только в 2019 году дефицит ветеринарных специалистов в Казахстане составлял около 7 тыс. единиц.
7 Развитие мясного скотоводства в Казахстане, ориентированного на экспорт Повышение рентабельности производства продукции на экспорт Увеличение импорта поголовья, которое может обеспечить качественную продукцию. Увеличение цены на мясо на внутреннем рынке. Высокая зависимость отечественных производителей от импортного генетического материала.
8 Экспорт отечественной продукции мясного скотоводства на международные рынки Производство конкурентоспособной продукции на экспорт Малые объемы производства. В отечественных хозяйствах не созданы условия для раскрытия генетических факторов, условий кормления и содержания мясного скота. Ежегодные вспышки особо опасных болезней не позволят наладить экспорт готовой продукции. Нежелание иностранных игроков покупать готовую продукцию приведет к экспорту живого скота и повышению цен внутри страны.

По итогам оценки задач и рисков программы, напрашивается серия выводов. 

Развитие мясного скотоводства, ориентированного на экспорт, не должно быть единственным приоритетом государственной политики. Если идти от задачи импортозамещения, то еще одним приоритетом госполитики должны стать глубокая переработка мяса и молочное направление. 

Реализация проекта может привести к обострению земельного вопроса в Казахстане, а также к увеличению импорта поголовья в неподготовленные по кормовой базе, технике и ведению племенной работы хозяйства.

Отсутствие спроса на мраморную говядину на внутреннем рынке, будет ставить под вопрос рентабельность мясного скотоводства, а также увеличивать цены на говядину внутри страны. 

Нельзя назвать готовой и ветеринарную отрасль. Только в 2020 году в Казахстане зарегистрировано две вспышки особо опасных болезней, нехватка ветеринарных врачей, их низкая квалификация.

Чтобы развивать глубокую переработку, необходимо рассмотреть господдержку в виде льгот по налогам на прибыль и имущество, освобождения от таможенных платежей за импортируемое оборудование, комплектующие материалы, сырье. Также государству необходимо быстро реагировать на все внешние и внутренние риски для переработчиков, снижая их введением пошлин, запретом на экспорт сырья.

 

Читать также ...
7 причин неэффективности продовольственных стабфондов

Статья подготовлена на основе исследования, проведенного авторами.