Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Здоровье

Саморегулирование на рынке медуслуг: требуются три института

Марат Мамаев Марат Мамаев
08.06.2021
Саморегулирование на рынке медицинских услуг

Роли игроков в секторе здравоохранения должны трансформироваться. Трансформация должна позволить защищать интересы всех участников в равной степени. Механизм саморегулирования имеет все шансы стать равноудаленной площадкой для принятия сбалансированных и системных решений, но для этого нужны сильные участники. 

На недавнем форуме «Открытая экономика» профессор экономики Sciences Po Сергей Гуриев обозначил координаты устойчивого роста, обратив особое внимание на роль институтов. Институт охраны здоровья в Казахстане имеет все формальные признаки, присутствующие в развитых странах. За последние 30 лет этот институт претерпел множество реформ, связанных с выстраиванием государственной системы управления, централизацией финансирования, систематизацией и стандартизацией процессов оказания медицинской помощи.

Однако подходы к разработке вариантов и принятия решений в условиях активной интеграции рыночных механизмов в здравоохранение требуют пересмотра. Принцип солидарной ответственности за здоровье, реализованный посредством обязательного социального медицинского страхования, должен найти логическое продолжение в процессах принятия решений.

Что важнее: культура принятия решений или устойчивость властной вертикали? Важен механизм, позволяющий участвовать всем заинтересованным группам в системном повышении качества решений на всех уровнях. 

В экономической теории термин «саморегулирование» (self-adjustment, self-regulation) означает самостоятельное реагирование объекта управления на внешние воздействия (возмущения), нарушающие его нормальное функционирование.

Данное определение ярко выражает актуальность реализации принципов саморегулирования в системе здравоохранения, в рамках совершенствования действующего законодательства (самостоятельное реагирование), создания органа управления и эффективно взаимодействующих участников саморегулирования (объекта управления) и предстоящих вызовов (внешние воздействия) в виде тенденции роста инфекционных и неинфекционных заболеваний (факторы, нарушающие нормальное функционирование).

В некоторых странах с социальным медицинским страхованием саморегулируемым организациям переданы следующие функции:

  • определение объемов и видов медицинских услуг – формирование страхового пакета;
  • допуск на рынок поставщиков медицинских услуг, в том числе врачей и лекарственных средств; оценка соответствия деятельности поставщиков стандартам в области здравоохранения – аккредитация и лицензирование, контроль качества;
  • определение цен и правил возмещения за медицинские услуги – тарифная политика, синхронная с государственной политикой в области здравоохранения;
  • закуп медицинских услуг – за счет средств внебюджетного фонда медицинского страхования;
  • разработка и утверждение стандартов качества и эффективности, этики и деонтологии оказания медицинских услуг и правил обеспечения лекарственными средствами – клинические руководства и протокола.

Сегодня предпринимаются попытки выстраивания целостного института саморегулирования системы здравоохранения. Однако единого понимания и синхронного продвижения к цели не наблюдается.

Роль активного игрока пытается продемонстрировать НПП «Атамекен». Однако «институциональный мотив» и сущность НПП направлены на защиту интересов бизнес-единиц, в то время как защита интересов остальных групп, например, врачей и пациентов, для данного объединения не характерна.

МЗ РК начинает выступать катализатором развития саморегулирования, но государственный орган не всегда готов позволить передать свои функции в саморегулируемую среду. Это может обосновываться неготовностью и незрелостью участников для принятия отраслевых решений, за которые ответственен МЗ в текущей номенклатурной иерархии.

С позиции финансов регулирование будет затрагивать напрямую движение денежных потоков, которые создают импульсы для рынка медицинских услуг. В 2018 рынок медицинских услуг Казахстана абсорбировал свыше 1,67 трлн тенге. Из них государственный бюджет – 1,024 трлн и частные средства граждан – 626 млрд тенге. Согласно официальной риторике, система соцмедстрахования позволит увеличить финансирование за счет государственных средств и денег Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) до 1,6 трлн. Попытки повысить инвестиционную привлекательность рынка медицинских услуг возможно усилят движение капитала, который приведет за собой разные группы с вполне справедливыми интересами максимизировать прибыль.

Все это может означать, что главенствующая роль регулятора должна смещаться от МЗ в русло саморегулирования.

Для этого необходимо подготовить институциональные единицы с полноценным арсеналом из компетенций, которые более гибко и независимо будут отстаивать интересы разных групп, в частности, интересы пациентов.

Эффективность саморегулируемой организации зависит от степени и полноты участия заинтересованных сторон и качества подготовки вариантов решений. Институциональные единицы должны стать передовыми в этом процессе.

Необходимы следующие институциональные единицы. 

Институт качества медицинской помощи, который должен разрабатывать клинические руководства и протоколы, использования лекарственных средств, стандартов системы контроля качества и доступности в сфере здравоохранения, стандартов медицинского образования, проведения экспертизы медицинских технологий и лекарственных средств. Выдача заключения о медицинской, социальной и экономической эффективности используемых и внедряемых медицинских технологий, и лекарственных средств, и разработка перечня медицинских услуг, за которые будет оплачивать ФСМС.

Институт по формированию тарифов на медицинские услуги, где должен проводиться независимый расчет стоимости медицинских услуг как основание для планирования объема закупа ФСМС и обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения.

Институт независимых медицинских экспертов, с функциями по аккредитации, лицензированию поставщиков услуг и медицинских работников и привлечению неправительственных и некоммерческих организаций к постоянной совместной деятельности.

Профессиональные ассоциации, которые должны стоять за этими институтами, могут быть следующими.

– Ассоциация поставщиков – основная функция «отстаивания» экономических интересов для развития сети и обеспечения инфраструктурных мощностей.

– Представительство пациентов в саморегулируемые организации – организованное представительство пациентов для активного участия в рассмотрении вопросов оказания медицинской помощи, обеспечения этики/деонтологий и защиты прав пациентов.

– Ассоциация врачей и провизоров – участие в рассмотрении вопросов защиты профессиональных прав врачей и провизоров и развития навыков и компетенций согласно разработанным стандартам оказания медицинских услуг.

Автономность институциональных единиц должна базироваться на двух факторах.

  1. Финансовая независимость. Достигается посредством механизмов финансирования деятельности в обход сферы воздействия заинтересованных сторон (поставщики, ФСМС).
  2. Политико-правовая независимость. Достигается, если вывести из зоны влияния (подотчетность, согласование вариантов тарифов и стандартов) и лоббирования политических сил и групп исполнительных органов, формирующих политику в области здравоохранения и исполнением/мониторингом государственного бюджета.

Пока не будут выстроены институциональные единицы, призванные разрабатывать варианты решений, создание саморегулируемой организации приведет лишь к появлению подручного органа, который будет транслировать мнения наиболее влиятельных персон в номенклатурной вертикали.

Теги: ОСМСрынок медуслугсаморегулирующиеся организацииФСМС
Предыдущий пост

Потребление: экономическое измерение и “узкие места” госполитики

Следующий пост

Казахстан: испытание переходным периодом

Марат Мамаев

Марат Мамаев

Эксперт по экономике здравоохранения

Статьи по теме

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Маншук Ыкыласова “Стартап без финансов или как заработать свой первый миллион”

Путеводитель к финансовой независимости

15.01.2025
Dark Offshore Money Threatens Democracy

Темные офшорные деньги угрожают демократии

06.01.2024
китай и киссинджер

Открытие Китая Киссинджером плохо аукнется Америке в 2024 году

06.01.2024
Почему национальное строительство в Афганистане потерпело поражение

Почему национальное строительство в Афганистане потерпело поражение

26.08.2021
Ekonomist - здравоохранение

Уроки ковида для системы здравоохранения Казахстана

01.08.2021
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.