По прогнозам доля пожилых людей к 2050 году в Казахстане увеличится почти в два раза. Тенденции старения в Казахстане повторяют общемировые. В связи чем важно понять, каковы социально-экономические условия одной из социально уязвимых групп населения и насколько безоблачная старость ждет пенсионеров.
65 плюс
В последние десятилетия население мира, и прежде всего развитых стран, стремительно стареет, отражая глобальный феномен демографического старения. С чем это связано? Падает рождаемость, сокращается удельный вес детей, что сопровождается ростом продолжительности жизни. Если раньше критерием пожилого возраста было население 60 лет, то ныне пожилые – это те, кто старше 65 лет. В 2007 году эксперты отдела демографии ООН предложили оценивать государства, как страны со старым населением, если более 7% его граждан – старше 65 лет.
В последние полтора — два десятилетия смещается восприятие возрастных групп, поколений. Не будет преувеличением утверждать, что налицо сдвиг на одно поколение в плане активности, трудоспособности старших поколений. Люди старшего возраста воспринимаются и на деле являются активными в жизни и профессиональной деятельности.
Стареющая нация
Сегодня Казахстан находится на начальной стадии демографического старения. На начало 2019 года люди старше 65 лет составляли 7,5% от всего населения. Тренд старения нарастает. Так, в 2014 году жители старше 65 лет составляли лишь 6,8% от населения Казахстана.
В половине регионов страны 7-процентный порог, характерный для стареющей нации, уже значительно преодолен. При этом в них относительно более высокая доля населения старше трудоспособного возраста: в Северо-Казахстанской области – 17,7%, Восточно-Казахстанской – 16,1%, Костанайской – 15,9%, Павлодарской – 14,8%, Карагандинской – 14,4% и Акмолинской области – 14,2%.
Пожилое население в большей степени представлено, прежде всего, в северных, северо-восточных и отчасти центральных регионах Казахстана, что связано с более низкой рождаемостью у европейских этносов, образовательной, трудовой миграцией молодежи в Россию, которая зачастую остается там на ПМЖ, тогда как пожилое население остается на местах.
Открытым остается вопрос о том, насколько пожилые граждане осведомлены о положенных им льготах и поддержке со стороны государства, насколько информация «достигает» целевую аудиторию.
По прогнозным расчетам доля пожилых людей в возрасте 65 лет и старше к 2050 году в Казахстане увеличится почти в два раза. Соответственно, в повестке дня все большее значение будут приобретать задачи в области государственных систем здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В этом контексте речь идет, как отметили в ООН, о беспрецедентном изменении демографической структуры и одной из наиболее значимых социальных трансформаций XXI века. Стоит отметить, что тенденции старения в Казахстане повторяют общемировые. В этом контексте, становится важным понять, какова ситуация с качеством жизни пожилых в Казахстане на сегодняшний день? Каковы их социально-экономические реалии одной из социально уязвимых групп населения?
Проблема первая: индексация доходов
В связи с длительной волной мирового экономического кризиса, развернувшегося в 2008 году, рецессией, обусловленной пандемией «COVID-19» в 2020 году, проблемы социально-экономического характера определяют повестку дня большинства населения. Безусловно, наиболее остро они проявляются в повседневных реалиях пожилых граждан.
Именно пенсионеры оказались наиболее уязвимыми на рынке труда в условиях сокращения занятости. В этих условиях, вновь становятся актуальными реалии 90-х гг., когда старость является синонимом бедности.
Пожилые люди в Казахстане получают поддержку со стороны государства. Речь идет о базовой государственной пенсии, различных социальных льготах, медицинском обеспечении, сфере услуг, направленной на интересы пожилых людей.
Государство работает над повышением пенсий, стараясь идти на опережение с инфляцией. С января 2021 года размер минимальной пенсии в Казахстане составляет 61 796 тенге. Тем не менее, рост цен на продовольственные товары, который продолжает вносить основной вклад в инфляцию, происходит намного быстрее. При этом, с 2021 года цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 2,6%, в годовом выражении они подорожали на 13,2%.
Большое значение имеет и то, что меры поддержки, специальные программы и меры по оказанию поддержки пожилым людям оказываются сосредоточены в крупных городах, тогда как за их пределами, в селах и малых городах их реализация вызывает большие вопросы. В частности, льготные услуги по зубопротезированию оказываются только пенсионерам, проживающим в столице Казахстана.
В то же время, проблемой является отсутствие системного, комплексного подхода к проблемам пенсионеров со стороны государственных институтов, единой программы, которая работала бы напрямую в отношении пожилых людей. Как следствие, реализуемые меры носят формальный, фрагментарный характер.
Меры поддержки, специальные программы и меры по оказанию поддержки пожилым людям оказываются сосредоточены в крупных городах, тогда как за их пределами, в селах и малых городах их реализация вызывает большие вопросы
Проблема вторая: бюрократия
Нельзя сказать, что эта проблема не осознается органами власти. Президент Казахстана К-Ж. Токаев несколько раз обозначал указанные проблемы, трудности с получением выплат положенных от государства, и поручал упростить процедуры, в первую очередь для социально уязвимых слоев населения, к которым относятся и пенсионеры. Так в апреле 2020 года в рамках проекта «Социальный ID гражданина Казахстана» было принято решение о выдаче посредством Казпочты единой бесплатной универсальной карты, в которой будет объединен ряд госуслуг: получение пенсий и пособий, ею же можно оплачивать проезд в общественном транспорте, рассчитываться за товары и услуги в торговых, медицинских и других сетях. По социальной карте можно будет получать 50% скидки на проезд, 100% возмещение отдыха в санатории.
При этом в течение нескольких лет будет сохраняться альтернативный способ получения пособий и пенсий – в кассах отделений АО «Казпочта». Полный переход на универсальную карту, согласно решению правительства, должен завершиться к 2023.
Проблема третья: эйджизм и изолированность от технологий
Ухудшают ситуацию стереотипы и незаинтересованность работодателей в отношении работников пожилого возраста. Так, в объявлениях о найме сотрудников сохраняются возрастные ограничения. В числе препятствий, отсутствие предложений о работе с гибким графиком работы, что особенно актуально для пожилых граждан.
При этом, проблема эйджизма, включающая негативные стереотипы и дискриминацию отдельных людей или групп людей по возрастному признаку, получает в отношении пожилых в Казахстане особое содержание.
Так уровень владения цифровыми технологиями у пожилых граждан остается низким, что особенно критично для пенсионеров, которые без этих знаний оказываются просто «выключены» из сферы социального взаимодействия. Ведь большую часть информации о социальных услугах можно получить только посредством интернета. В частности, пожилым почти недоступны многие электронные услуги с использованием ЭЦП.
Безусловловно, цифровизация экономики, и в частности сферы услуг неизбежна и обусловлена развитием технологий. Однако, в случае с поколением пожилых, вопрос адаптации к цифровой экономике остается открытым. При этом государство не создает условия, чтобы помочь пенсионерам овладеть новыми технологиями и навыками.
Проблема четвертая: изоляция без знаний и информации
В Казахстане нет специальных центров по поддержки граждан пожилого возраста, где проходит обучение азам предпринимательства, привлечению пенсионеров в социально-общественную и волонтерскую деятельность. А имеющиеся программы обучения, в частности, по предпринимательству не адаптированы для пожилых граждан.
Ситуация осложняется тем, что несмотря на все разговоры о том, что пенсионеры должны быть востребованы, и по сей день им не предоставляется каких-либо социальных услуг, которые позволили бы им безболезненно адаптироваться, реализовать себя в новых условиях, в том числе, и в профессиональной деятельности.
Потому важным на сегодняшний день является создание курсов, школ для переобучения, переквалификации пожилых граждан, с тем, чтобы они оставались конкурентными на рынке труда, создавать рабочие места с гибким графиком, неполной занятостью. Некоторые эксперты ведут речь о так называемом атласе новых профессий с учетом возраста, в целом, системных мер по образованию, освоению новых знаний и навыков пожилыми людьми.
Уровень владения цифровыми технологиями у пожилых граждан остается низким. Поэтому вопрос их адаптации к цифровой экономике остается открытым.
Кроме того, остается открытым вопрос о том, насколько пожилые граждане осведомлены о положенных им льготах и поддержке со стороны государства, насколько информация «достигает» целевую аудиторию. Речь в частности идет о положенных государством льготах, списке положенных медикаментов и медицинском обслуживании, санитарно-курортном лечении.
В данном направлении не проводится особых мероприятий для полного, качественного информационного охвата пожилых людей. При этом, если проблемы с информированностью о мерах поддержки со стороны государства существуют в отношении молодежи, которые буквально «живут» в социальных сетях, то тем больше вопросов о том, как сегодня информируют граждан пожилого возраста.
Отдельно стоит отметить, что как и во всем мире, пожилые граждане в Казахстане страдают от проблемы изоляции, одиночества, что связано с отсутствием досуговых, а также инфраструктурных возможностей, как в городской, так и в сельской местности.
При этом, проблема будет усиливаться, как с прогнозируемым старением населения, так и со стремительной урбанизацией, когда пожилые граждане в связи с переездом в города своих детей или теряют прежние социальные связи, контакты или вынуждены доживать свою жизнь в одиночестве в селах.
Проблема пятая: насилие в отношении пожилых
Отдельно стоит проблема насилия в отношении пожилых людей, которая также, как и проблема одиночества, зачастую стигматизируется. Пожилые люди часто умалчивают о фактах насилия по отношению к ним, обращаясь за помощью только в крайних ситуациях.
При этом, насилие в отношении пожилых людей – это чаще экономическое и психологическое насилие, изъятие у пенсионеров их денег близкими родственниками, пренебрежительное отношение, в том числе со стороны представителей институциональных структур.
Усугубляют ситуацию отсутствие специальных служб по предотвращению насилия в отношении пожилых людей или информации о них, специальных нормативных документов. Смысл в этом контексте имеет изучение мирового опыта по созданию специальных кризисных центров для пожилых людей.
Безоблачная старость?
Таким образом, несмотря на то, что период пожилого возраста занимает достаточно серьезный отрезок в жизни человека, его восприятие носит во многом негативный характер. Что, как показывает практика, подтверждается фактами, положением большинства пожилых граждан в стране. При этом, Казахстан начинает вступать в категорию стран с преобладанием пожилого населения.
В связи с этим, особую важность приобретает развитие отраслей, которые непосредственно связаны с обслуживанием старости. И в первую очередь это связано с социальным обеспечением, повышением уровня здравоохранения. Их развитие позволит людям старшего возраста оставаться активными членами общества.
Насилие в отношении пожилых людей – это чаще экономическое и психологическое насилие
Отдельное значение имеет обеспечение достоверной статистической информации – создание Единой базы, в которую была бы включена самая детальная информация о пожилых, с целью обеспечения их потребностей, получения оценок со стороны получателей помощи о ее качестве. Эта база, в том числе, могла бы способствовать взаимодействию социальных служб.
За время пандемии во всем мире и в нашей стране произошло переосмысление многих ценностей. Пришло осознание того, что общество может быть здоровым, если здоров каждый его представитель. Сегодня задачей и государства, и общества является необходимость задействовать потенциал старшего поколения, обеспечивая преемственность знаний и опыта.
Social Media