Доходы населения сокращаются

Из-за мирового кризиса и пандемии COVID-19 в текущем году наблюдается нетипичная и ожидаемо негативная картина изменения доходов казахстанцев. Замедлился рост реальных заработных плат. Реальные денежные доходы населения продолжили сокращаться, а в годовом исчислении уже уменьшились на 2,5%, хотя еще в начале года фиксировался рост на уровне 7,0-7,5%.

В январе-августе 2020 года в структуре номинальных доходов населения отмечалось снижение доли доходов от трудовой деятельности, как от работы по найму, так и от самостоятельной занятости и, напротив, рост доходов в виде трансфертов. Если в 2018 году доходы от трудовой деятельности составляли 74,2%, в 2019 – 72,3%, то во 2 квартале 2020 года – 64,6%.

Тогда как социальные трансферты в общей доле денежного дохода граждан страны возросли. Пенсии в 2018 году составляли 18,3% от общей доли денежного дохода, в 2019 – 20,3%, во II квартале 2020 года составили 23,9%. Пособия в 2018 году составляли 2,8%, в 2019 – 2,9%, во II квартале 2020 года — 6,8% от общего дохода населения Казахстана.

При этом уровень инфляции потребительских цен в 2020 году составил 7,3%. Для сравнения, в 2019 он составил 4,9%, в 2018 – 5,43%, в 2017 – 7,22%, в 2016 – 8,29%, что отразилось на падении покупательной способности, что ранее наблюдалось только в кризисном 2016 году, который заметно ударил по кошелькам казахстанцев.

 

Доходы изменились: кто больше всего пострадал?

Рост безработицы, общего уровня цен на товары и услуги, привел к росту числа бедных или граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума. По данным Бюро национальной статистики за II квартал 2020 года в Казахстане 1,07 млн бедных (5,7% населения), из них в городе – 4,2%, в сельской местности – 7,8%. Уровень бедности в этом году складывается на 1,4% выше, чем в аналогичный период прошлого года, и это максимальный показатель с 2010 года: тогда уровень бедности в стране составлял 6,5%. По оценке Всемирного банка, доля бедных в 2020 г. в Казахстане может вырасти с прогнозных 8,3% до 12,7%, что в абсолютных цифрах означает рост числа бедных на 800 тыс. человек.

В городах Шымкенте и Алматы, которые с точки зрения низкой бедности были в первой пятерке регионов Казахстана, доля бедного населения выросла сразу на 2,6-3,1% до 6,4% и 6,2%, соответственно, что выше общереспубликанского уровня.

Наиболее заметный рост бедности произошел в Акмолинской (с 4,6% до 6,7%), Кызылординской (с 4,7% до 6,9%) и Северо-Казахстанской областях (с 5,1% до 7,4%). В Туркестанской области уровень бедности увеличился на 1,6%, регион остается областью, где больше всего бедных (12,8%).

В селах Казахстана значимо, в некоторых регионах в разы, больше бедного населения, нежели в городах.

Таблица 1. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, 2020 год, II квартал, %
 ГородСело
Республика Казахстан4,27,8
Акмолинская4,88,4
Актюбинская2,36,2
Алматинская2,55,3
Атырауская0,95,7
Западно-Казахстанская2,16
Жамбылская5,67,8
Карагандинская2,52,2
Костанайская1,86,5
Кызылординская4,88,4
Мангистауская2,05,9
Павлодарская4,26,1
Северо-Казахстанская5,49,2
Туркестанская13,112,7
Восточно-Казахстанская3,38,5
г. Нур-Султан1,4
г. Алматы6,2
г.Шымкент6,4
Источник: БНС АСПР РК

Повышение общего уровня цен на товары, в первую очередь ударило по гражданам, выключенным из сферы трудовых отношений, – пожилым, инвалидам, безработным, многодетным семьям, то есть социально уязвимым слоям населения.

Показательны в этом отношении данные о том, какие проблемы волнуют граждан страны в первую очередь. Данные социологических исследований в динамике свидетельствуют о снижении уровня жизни в стране. По данным ЦСПИ «Стратегия» за 2017 год практически 80% населения отмечали, что тратят все свои деньги сразу и почти не имеют возможности откладывать. Уже тогда социологи констатировали, что реальное положение дел демонстрирует рост социального пессимизма, ухудшения социального самочувствия и как следствие рост протестных настроений.

В 2020 году ситуация ухудшилась, в связи с ситуацией с распространением коронавируса, и введением карантинных мер, которые оказали прямое влияние на ухудшение материального положения. 

Опубликованные в апреле 2020 года данные независимого исследования международной исследовательской компании Ipsos показывали, что больше всего казахстанцев беспокоят: рост цен на продукты питания – 77%; экономическая ситуация в Казахстане – 69%; коронавирус – 64%; инфляция – 51%. 

В числе наиболее приоритетных задач для государства на ближайшую перспективу граждане отмечают рост благосостояния населения, обеспечение качественного медицинского обслуживания, создание рабочих мест, трудоустройство молодежи и решение жилищных вопросов.

 

Какие эффекты рождает?

Доходы населения стремительно снижаются, и, как видно по данным статистики,  и это наиболее чувствительно для жителей сельской местности. Социолог, директор ЦСПИ “Стратегия” Гульмира Илеуова самой тяжелой называет ситуацию в Алматинской области, почти все жители которой работали в Алматы и остались заперты за его пределами на два месяца. Экономика Алматинской агломерации, выстроенная в основном вокруг сферы услуг, конечно, просела, но с восстановлением работы начал потихоньку оживать.

По оценкам экономистов, на сегодняшний день на рынке труда образовалась непростая ситуация, усилившая рост фрикционной безработицы, которая в совокупности с циклической безработицей достигла пика с 2001 года. Во II квартале 2020 года количество безработных в Казахстане, оцененное по методике Международной организации труда, составило 454 тыс. человек против 442 тыс. кварталом раньше. На этом фоне официальный уровень безработицы практически не изменился, увеличившись с 4,8% до 5,0%. Вместе с тем в анализируемом периоде был зафиксирован 160-кратный рост категории, именуемой «временно не работающие», которые, вероятно, и отражают потери рабочих мест на фоне COVID-19. Их число составило 368 тыс. человек. В этом контексте экономист Олжас Тулеуов отмечает, что если рассчитать уровень безработицы в Казахстане с учетом этих данных, то он составит 9,5%, что может быть максимумом с 2001 года.

Политолог Досым Сатпаев также обращает внимание на искаженную статистику. До пандемии у властей Казахстана не было четкого понимания, четких цифр об уровне безработицы и реальной бедности, из-за маневров с данными по самозанятым. Он также приводит данные на количество казахстанцев, которые получили по 42 500 тенге в рамках помощи в марте, когда 4,5 млн граждан посчитали себя социально уязвимыми. На его взгляд, это говорит о том, что в РК сейчас остро встает проблема роста безработицы и бедности.

Рассуждая о том, каковы эффекты растущей бедности, следует выделять краткосрочные и долгосрочные эффекты. В числе последствий растущей бедности рост преступности, социальной напряженности в обществе, тогда как в дальнейшем бедность негативно сказывается на состоянии здоровья населения, росте алкоголизма и наркомании, снижении общего образовательного уровня в стране, и, в целом, считается, что в стране, где значительная часть населения живет за чертой бедности, устойчивого развития быть не может.

 

Каким может быть ответ государства?

Государство в Казахстане в ответ на ситуацию продолжает увеличивать расходы республиканского бюджета на социальную помощь и социальное обеспечение, в январе-августе 2020 года рост на 17,6%.

В Казахстане на антикризисные меры было направлено около 6 трлн тенге, или 9% от ВВП. Антикризисные меры в основном были направлены на восстановление МСБ и недопущение остановки предприятий, а также на сдерживание безработицы. В частности, в рамках Дорожной карты занятости (ДКЗ) на 2020-2021 годы Национальным банком РК в дополнение к средствам республиканского бюджета выделено 600 млрд тенге для финансирования антикризисных мер по поддержке деловой активности и занятости.

Здесь стоит отметить, во-первых, характер программы ДКЗ и других программ занятости, в рамках которых доминирующая часть запланированных работ носят временный характер, во-вторых, то, что эти программы, были замечены в коррупционных скандалах. Потому, отдельного анализа требует эффективность реализации программ занятости в Казахстане, соотношение выделяемых средств и достижение поставленных целей.

Значение имеет и то, что в рамках программ занятости минимум половина сотрудников нанимается через Центры занятости населения (ЦЗН), тем не менее, сегодня граждане большей частью не обращаются в ЦЗН в поисках работы.

Государство выделяет значимые средства для решения проблем, связанных со снижением уровня жизни граждан страны. Тем не менее, сложно судить об эффективности реализуемых мер с точки зрения рядовых граждан, и, в первую очередь, социально уязвимых слоев населения.

Международные организации, изучая ситуацию в стране, отмечают, что с учетом ожидаемых долгосрочных негативных последствий для экономики Казахстана правительство должно продлевать действие мер социальной поддержки и расширять их. В Human Rights Watch считают, что необходимо, чтобы каждый живущий в Казахстане имел возможность обратиться за различной помощью, которая обеспечивала бы достаточный уровень жизни, в том числе для тех, кто в настоящее время остается за рамками программ социальной поддержки.

 

Читать также ...
Дети не в приоритете: что не так в политике сокращения детской бедности в Казахстане?