Сегодня мы являемся свидетелями неравенства во всех сферах казахстанского общества, что приводит к социальному напряжению и конфликтам. Основа для будущего неравенства закладывается в системе школьного образования, что в последующем отражается на экономических возможностях граждан Казахстана.
Школа — это место и время, где формируется личность. От того, в каких условиях происходит этот процесс, зависит дальнейшая судьба человека и его ценностные ориентации. Бесплатное среднее образование и равный доступ к нему гарантируется законами Казахстана. Однако на практике этот принцип не реализуется. Дифференциация в средней школе наблюдается и в финансировании, и в материально-технической базе, и в качестве образования. Наиболее ярко такой разрыв прослеживается между сельскими и городскими школами.
Согласно статистике системы образования РК в 2018 году действовало 7,047 школ с контингентом обучающихся около 3 млн (2,972,319 учащихся), из них школы в сельской местности 5,348 (1,394,785 учащихся), в том числе 2944 малокомплектных школ (204,121 учащихся).

Количество школ с контингентом обучающихся

 

Сельские школы: 5 фактов, доказывающих тенденцию большого разрыва и отставания сельских школ:

1. Разрыв в материально-технической базе — многие сельские школы не соответствуют нормативным требованиям. Важным фактором, влияющим на результаты и эффективность процесса обучения в школе, является уровень их материально-технической базы. Итоговые исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2012 показывают зависимость образовательных достижений обучающихся от материального оснащения школ.
На 2016-2017 учебный год 22,5% сельских школ осуществляли свою деятельность в приспособленных зданиях. Из 64 аварийных школ 59 были расположены в сельской местности. Согласно данным Национального сборника «Статистика системы образования Республики Казахстан-2018», в 5293 школах (около 90%) спортзалы расположены в приспособленных зданиях, 9% сельских школ не имеют библиотек, а 8% сельских школ — столовых или буфетов.
В 2005 году началось оснащение казахстанских школ лингафонными и мультимедийными кабинетами, интерактивными досками. Однако спустя 14 лет все еще ощущается их недостаточность в сельских школах. Об этом говорится в отчетах, подготовленных Центром развития малокомплектных школ Национальной академии образования имени И. Алтынсарина. Учебные кабинеты новой модификации по физике не имеют 1,102 или 33,7% малокомплектных школ, химии — 1,273 (39%), биологии — 1,283 (39,3%), математики — 958 (29,3%) и лингафонные кабинеты — 1,600 (49%) [4]. На начало 2016-2017 учебного года предметных кабинетов новой модификации не было в 51,5%, то есть в половине сельских школ.

Читать также ...
Взяться за ум: почему важны результаты последних исследований в сфере образования?

2. Оснащенность информационно-коммуникационными технологиями в сельских школах остается на низком уровне. В Казахстане ведется работа по развитию информатизации и компьютеризации образования. Например, если в 2005 году 1 компьютер приходился на 41 учащегося, в 2010 году — 18 учащихся, то в 2016 году — на 10.
Государство поддерживает политику информатизации системы образования, однако в этой области все еще остаются серьезные проблемы. Казахстан пока не достиг приемлемых общемировых показателей компьютеризации, которые составляют 5-6 человек на один компьютер. Более того, в Атырауской, Костанайской и Кызылординской областях не все школы компьютеризированы. Более 35% от общего числа компьютеров требуют замены. Интерактивным оборудованием укомплектованы всего 42,3% сельских школ. В системе электронного обучения задействовано только 1,075 школ.

3. В сельских школах отсутствует доступ к широкополосному интернету. Из года в год в казахстанских школах проводится работа по увеличению доступа к интернету. В 2015 году 27,44% от общего количества школ имели доступ к широкополосному интернету со скоростью от 4 до 10 Мбит/сек. Однако сохраняется существенный разрыв между отдельными регионами: 100-процентный доступ обеспечен в школах Алматы, в то время как в Актюбинской и Костанайской областях этот показатель — 10,66% и 13,83%, соответственно.
По результатам социологического исследования, проведенного автором в мае-августе 2018 года, вопрос о доступе интернета, особенно широкополосного со скоростью более 10 Мбит/с был самым актуальным. Ни в одной из исследованных нами малокомплектных школ не было доступа к интернету со скоростью более 3 Мбит/с, реальная скорость варьировалась в пределах от 1,5 до 2,9 Мбит/с. Эта скорость не позволяет, например, вести электронный журнал «Күнделік», использовать электронную платформу «BilimLand». Около 95% опрошенных учителей ответили, что их не удовлетворяет скорость интернета и доступ к нему весьма низкий. По их мнению отсутствие доступа к широкополосному интернету порождает много проблем учебно-организационного и методического характера.

Читать также ...
Inpolicy Talks: почему инклюзивная экономика является наиболее важным вопросом для Центральной Азии?

4. В сельских школах сравнительно низкая качественная характеристика педагогического состава. Анализ качественного состава педагогов показывает разницу в соотношении городских (92,5%) и сельских учителей (89,3%) с высшим образованием. Несмотря на то, что большинство учителей работают в сельских школах, доля сельских учителей с высшей категорией (16,5%) практически в два раза ниже, чем в городских школах (30,6%). Низкий процент учительского состава с высшей категорией наблюдается в Западно-Казахстанской (14,3%), Кызылординской (14%) и Акмолинской (15,8%) областях. Наибольшая обеспеченность высококвалифицированными кадрами отмечается в гг. Алматы (35%), Астана (33,7%) и Павлодарской области (31,7%).

5. Успеваемость обучающихся сельских школ ниже, чем в городских школах. Итоги рейтингов международного и республиканского уровней доказывают данный тезис. Так, по результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2015 учащиеся сельских и городских школ представили следующие результаты (см. рисунок ниже).

Результаты в PISA -2015  по территориальному статусу организации образования

Данные показывают существенную дифференциацию в результатах обучающихся городских и сельских организаций образования. Различие результатов PISA-2015 в 19 баллов в зависимости от местности, где расположена организация образования указывает, что сельские школьники отстают от городских сверстников более чем на полгода. Разница результатов учебных достижений школьников в разрезе город-село обусловлена, прежде всего, тем, что в сельской местности сконцентрирована большая часть малокомплектных школ.
Республиканские рейтинговые замеры показывают аналогичную ситуацию. По итогам Внешней оценки учебных достижений учащихся (ВОУД-2018) сельские школьники отстают от городских в среднем на 7,08 балла. Если сравнить данные за два-три года, то они показывают рост разрыва между сельскими и городскими школьниками.

Читать также ...
Они учились при COVID-19: спасет ли школьников “дистанционка”? 

Сельские школы : Средний балл ВОУД-9  классов в разрезе город-село

При росте среднего балла ВОУД на 6,18 балла прослеживается разрыв качества знаний между городскими и сельскими учащимися, который увеличился с 5,3 в 2016 году до 7 баллов в 2017 году.
Единое национальное тестирование также свидетельствует о существенной разнице в достижениях учащихся сельских и городских школ.

Сельские школы : Распределение выпускников по набранным баллам по результатам ЕНТ-2018

Из диаграммы видно, что в 2018 году ниже 100 баллов набрали 78% выпускников сельских и 68% выпускников городских школ. Такая же разница в 10% между городскими и сельскими выпускниками, набравшие свыше 100 баллов — 32% и 22%.

Что делает государство, чтобы сократить разрыв между сельскими и городскими школами?

Дифференциация между сельскими и городскими школами прослеживается по всем базовым характеристикам учебного процесса. Государство в лице Министерства образования и науки и других органов предпринимают определенные меры по сокращению этого разрыва.
В 2017 году разработана государственная программа «Цифровой Казахстан», которая направлена на проведение высококачественного интернета в перспективных сельских населенных пунктах. До 2020 года широкополосным интернетом планируют обеспечить около 1,2 тыс. сел, до 2025 года — более 4 тыс. С 2019 года реализуется совместный проект Всемирного банка и Министерства образования и науки РК «Модернизация среднего образования». Данный проект должен оснастить информационно-коммуникационной техникой все сельские школы республики (5,4 тыс. сельских школ).
На более радикальные изменения направлен межотраслевой проект «Ауыл — Ел бесiгi». В рамках этого проекта, планируется, что 6,6 тысяч сельских населенных пунктов сократят и укрупнят до 1,5 тыс. сел. Тем самым, будет решена проблема с неперспективными малокомплектными школами. Хотя это может послужить концентрации в крупных многонаселенных пунктах социально неустроенных слоев населения.

Рекомендации для повышения качества обучения в сельских школах

1. Синхронизация государственных программ. В рамках проекта «Модернизация среднего образования» к 2020 году почти 100% сельских школ должны быть обеспечены интерактивным оборудованием, а для учителей сельских школ, включая малокомплектные школы, будут проведены специальные курсы. Однако в рамках программы «Цифровой Казахстан» планируется, что к этому времени широкополосный интернет будет только у 50% сельских школ. Без широкополосного доступа в интернет данное оборудование будет бесполезным.
2. Тотальная интернетизация сельских школ. Проведение высокоскоростного интернета дорогостоящее мероприятие, но имеет несколько вариантов его подключения (оптоволоконная и телефонная сеть, WiFi-подключение, мобильный интернет, подключение интернета в приграничных территориях с помощью российских провайдеров и др.). Наличие широкополосного интернета позволит решить многие проблемы не только современной сельской школы, но и сельских жителей. Вопросы повышения квалификации учителей могут быть решены без отрыва от основной своей деятельности. Сельские жители могут получать весь спектр электронных услуг, наличие интернета существенно облегчит ведение бизнеса в сельской местности.
3. Пилотный проект по оптимизации сельских населенных пунктов по проекту «Ауыл — Ел бесiгi». Важно оптимизацию сельских населенных пунктов сначала провести в пилотном режиме. В пилотных селах нужно создать всю инфраструктуру, наладить процессы, а также решить сопутствующие социальные вопросы, чтобы прибывающее население было обеспечено жильем и работой.

Читать также ...
Образовательное неравенство: В Казахстане только половина семей имеет высокоскоростной доступ в интернет