Во втором для себя послании в сентябре 2020 года президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил разработать социальный кодекс. Документ для Казахстана новый и обосновывается его разработка необходимостью объединить все законы, регламентирующие социальную сферу в один кодекс. На сегодняшний день таких законов не менее 17 (о пособиях, об адресной помощи, об обязательном социальном страховании, о пенсионном обеспечении и другие).

Главной задачей нового кодекса станет четкая регламентация того, кто, в каких случаях и на какую помощь может рассчитывать от государства.

Сегодня, ввиду потрясений, вызванных коронакризисом, социальная политика становится мейнстримом политического поля по всему миру. Главная задача этой сферы – это обеспечить т.н. «страховку» уязвимым группам населения и не допустить их маргинализации, обеспечить граждан фундаментальными правами. Особенно это касается таких категорий, как многодетные семьи, одинокие родители, инвалиды, пожилые, вышедшие на свободу и другие.

Пару недель назад был опубликован Индекс социального прогресса 2020 (Social Progress Index) созданный на основе исследований экономистов.

Индекс отражает достижения стран в сфере социального развития по более чем 50 критериям, объединенных в три группы: основные потребности (у нас 64 место); основы благополучия (63 место) и возможности развития человека (87 место). 

Казахстан в данном индексе занял общее 67 место из 163 стран мира и позиции в целом ежегодно растут. В 2019 году страна была на 69 позиции, а годом ранее – на 71-й. Однако если сравнивать со странами ЕАЭС, то там позиции такие: Беларусь – на 47 месте, Армения на – 50, Россия – на 69 и Кыргызстан – на 89.

Наиболее слабые позиции у Казахстана по доступу к улучшенным санитарным условиям (118), по уровню преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний (153) и многие другие. Сильными сторонами Казахстана в социальной сфере являются доступ к питанию и базовым знаниям, доступ к электроэнергии и мобильной связи. 

Однако нужно отметить, что исследование проводилось до кризиса 2020 года, который, вероятно, ухудшил бы показатели Индекса по всему миру. Например, по официальным данным, за этот год доля казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума (32 600 тенге) увеличилась с 4,3% до 5,7%.

Несмотря на то, что методология индекса подвергается критике за отрешение от многих качественных показателей, все же эти данные важно учитывать при разработке социального кодекса.

Предполагаю, что в ближайшие годы «социалка» будет волновать правительства стран больше, нежели показатели экономического роста. Вышеупомянутый индекс демонстрирует, что экономическое благополучие не всегда коррелирует с ростом качества социальной сферы. 

Например США, высокоразвитая страна, первая экономика мира по объему ВВП, занимает лишь 28 место в индексе, ежегодно опускаясь (в 2011 году занимали 19-е место). А, к примеру Чад, занимающий предпоследнее место в списке имеет гораздо более высокий показатель ВВП, чем та же Либерия, находящаяся выше в индексе.

Нельзя не подчеркнуть и тот интересный факт, что правительства стран, занимающих первые позиции в индексе 2020 года возглавляют женщины (Норвегия, Дания, Финляндия, Новая Зеландия).

 

Новый кодекс: положительные стороны

Во-первых, предполагается что в кодексе будут пересмотрены и актуализированы все действующие меры поддержки. По сути будет проведена ревизия законодательства в социальной сфере. Организация порядка в сфере давно назрела. Многие решения принимались наспех, что и спровоцировало тот факт, что в 2019 году дважды кардинально пересматривались механизмы выплаты пособий гражданам и будут пересматриваться вновь, судя по замечаниям представителей Минтруда РК.

Во-вторых, конечно же будет облегчен поиск информации, что немаловажно. Однако при составлении кодекса важно учесть следующие моменты.

Учитывая специфику кодекса важно проработать стиль его изложения. Это должна быть не просто компиляция законов в один документ, а продуманный механизм внедрения новых социальных стандартов с доступным изложением. В сентябре российский НИУ “Высшая школа экономики” опубликовал исследование – синтаксический анализ сложности российских законов: авторы обнаружили, что законодательство РФ с 1991 года стало сложнее на 30%, тогда как по всему миру идет тенденция на упрощение и ясность текстов законов. Например, в США с 2010 года действует закон об упрощении письменной формы или Plain Writing Act. Когда закон выглядит трудным и непонятным для восприятия, большинство граждан будут дистанцироваться от него и жить по собственным правилам.

Следует пересмотреть подходы к целому ряду категорий. Например, категория малообеспеченная семья у нас в стране понимается как семьи имеющие среднедушевые доходы в месяц ниже черты бедности, установленной в регионе. Подобный подход уже давно не применяется в странах мира. В РК за основу берется показатель черты бедности, а не прожиточного минимума, как в РФ. Это значит, что казахстанская бедная семья в разы беднее той же российской. Необходимо пересмотреть этот и многие другие критерии. 

Очевидно, что кодекс станет объемным документом (в Германии например, он составляет 12 томов) и каждое его направление нуждается в тщательном изучении прежде чем быть принятым. 

В условиях кризиса, когда большие группы людей испытывают экономические сложности, нужна гибкая модель социальной поддержки, которая не приведет к дополнительному напряжению в обществе, поэтому кодекс должен стать по сути новым стандартом качества жизни.

Читать также ...
Пенсионная политика: почему новая пенсионная реформа может оказаться результативной?