В последнее время тема семьи и семейных ценностей стала все больше подниматься в казахстанских пабликах. Заметно, что людей волнует не только уровень ресурсной и материальной господдержки семей, но и ценностная сторона вопроса.

 

Развод – обычное дело

Семейные ценности казахстанцев с течением времени претерпевают серьезные трансформации. Это связано с изменениями в общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране и мире. Как правило, укрепление чувства удовлетворенности людей собственной экономической и физической безопасностью ведет к открытости общества и более толерантному отношению друг к другу. В противном случае нетерпимость граждан ко всему, что отличает их от группы, с которой они себя идентифицируют.

Еще пару десятилетий назад брак, как и наличие детей, были одними из важнейших условий для признания взрослых мужчин и женщин полноценными членами общества. Родители (особенно в традиционалистских семьях) воспринимали свою незамужнюю или разведенную дочь как повод для стыда перед родственниками и знакомыми. Для расторжения брака нужны были очень веские причины, и чаще всего женщин останавливал так называемый «ұят» перед родителями и обществом, а также значительная экономическая зависимость от мужчины.

В 2000 году общий коэффициент разводимости в нашей стране был на уровне 1,84 (на 1000 человек). В 2018 году показатель увеличился вдвое и составил 4,0 достигнув исторического максимума с 1991 года.

Нельзя назвать одну причину столь значительного роста разводов в стране, это всегда комплекс причин, в числе которых экономическая эмансипация женщин. 

Большую роль в распадах семей играют экономические проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи. Как следствие — отсутствие собственного жилья и совместное проживание с родителями мужа или жены. Это в свою очередь влечет за собой целый шлейф проблем, связанных и с вмешательством родственников. Эта версия подтверждается данными нацдоклада “Казахстанские семьи-2019”: среди оснований для развода превалирует пункт «вмешательство родственников в жизнь семьи» (61,0% случаев); у следующего по количеству голосов пункта – «отсутствие моральных ограничений, вседозволенность» – 41,0%, «кризис института семьи» набрал 35,9%.

Парадокс заключается в том, что при высокой доле разводов в стране, семья для казахстанцев бессменно является наивысшей ценностью, оставляя позади работу, друзей, религию и свободное времяпровождение. 

Об этом говорят данные шестой и седьмой волн Всемирного обзора ценностей, а также отечественных исследований.

То, что среди казахстанцев высоко ценятся семья и ее ценности свидетельствует о сильных консервативных и патерналистских настроениях, тогда как рост разводов – об их постепенном ослаблении. Например, о влиянии модернизационных процессов на казахстанцев, говорит факт, что никогда прежде казахстанские мужчины, женщины и дети не имели такой личной свободы, равенства статусов и взаимопонимания, как сейчас. 

Можно отметить и рост толерантности по отношению к людям, избравшим не связывать себя узами брака вообще или же тем, кто выбирает альтернативные формы законного брака (например, гражданский или гостевой брак).

 

Читать также ...
Что такое «Попечительский капитализм»? Рецензия на книгу

ЛГБТ: миримся, но не признаем

Что касается ЛГБТ сообщества – однополые браки запрещены в Казахстане – его видимость в обществе заметно возросла. В стране существуют тематические информационные ресурсы, все чаще представители ЛГБТ-сообщества осуществляют пока безуспешные попытки провести митинги в защиту своих прав, а флаги Казахстана появляются в первых рядах на гей-парадах в разных странах мира. 

За подобной видимостью, которую создают СМИ и соцсети, следует рост признания их существования в обществе, и это психологически вырабатывает поэтапное снижение градуса нетерпимости, который в целом присущ постсоветскому пространству. 

Однако признать это движение казахстанское общество, очевидно, не готово, а значит и на расширение прав ЛГБТ в ближайшее десятилетие вряд ли следует надеяться.

В исследовании Фонда Эберта о казахстанских ценностях представлены данные отношения казахстанцев к однополым бракам. Почти 90% опрошенных выразили отрицательное мнение и лишь 1% респондентов высказались положительно. Для сравнения в странах Западной Европы и России подобный тип браков поддерживают 70 и 3% соответственно. Кроме того, согласно исследованию 70% казахстанцев не хотели бы жить по соседству с представителями ЛГБТ-сообщества, что еще раз подтверждает консервативность взглядов казахстанцев.

 

Просвещать и рассказывать

Институт семьи нуждается в непрерывном внимании со стороны государства, которое и выступает основным регулятором развития данного направления. Однако в Казахстане инициаторами позитивных перемен чаще всего выступают гражданские активисты и неправительственные организации. Благодаря им в школах Казахстана начнутся занятия по половому и семейному просвещению среди подростков.

Согласно данным Минздрава, в РК ежегодно увеличивается количество беременностей среди девочек-подростков. Только за прошлый год зарегистрировано свыше 1600 случаев, большая часть которых искусственно прерывается. Почти 40% молодых людей получают свой первый сексуальный опыт до 18 лет. Среди школьной молодежи наблюдается недостаточная осведомленность в вопросах половой культуры и контрацепции. Как следствие – наступление нежелательной беременности, различного рода инфекции, и конечно же девиантное сексуальное поведение у мальчиков, выливающиеся в насилие и жестокость.

Тысячи исследований посвящено этому вопросу и только в прошлом году в нескольких школах Казахстана был запущен пилотный проект по введению часов полового просвещения среди подростков. Во время уроков подготовленные учителя поднимают вопросы отношении в семье, роли мужчины и женщины в ее создании, репродуктивном здоровье.

Это важный проект для всего общества. 

Доступ к адекватной, соответствующей возрасту и правильной информации значительно снизит риски и окажет положительное воздействие на формирование здоровых семей и отношениям в них.

Трансформация семейных ценностей – процесс объективный и многогранный, который в немалой степени зависит от уровня социально-экономического и политико-правового развития государства. Чем выше уровень свобод, тем выше уровень толерантности в обществе. Очевидно, что на сегодняшний день наше общество сочетает в себе как консервативные (в большей части), так и модернизационные ценности в отношении семьи. Данный факт заслуженно вызывает интерес общества, а также зарубежных и отечественных исследователей, которые уже вносят свой вклад и представили для нас картину текущего уровня казахстанских семейных ценностей в социологическом измерении.

Читать также ...
Глобальное управление технологиями – жесткое требование времени