Нацбанк приступил к масштабной проверке банковского сектора в августе 2019 года и обещал завершить ее к концу года. Первый отчет с предварительными итогами AQR действительно появился 31 декабря, окончательный – на 170 страниц – 28 февраля 2020 года опубликован на сайте Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков (АРРФР).

В нем суммированы результаты по системе, а также отдельно по каждому банку, участнику AQR. Напомним, что в программу оценки качества активов были включены 14 банков, как объясняют финрегуляторы, на них приходится 87% активов всего сектора и 90% от совокупного портфеля. Как можно убедиться, это первые 14 БВУ по размеру активов подряд, за исключением государственного ЖССБ, Ситибанка и Банка Китая в Казахстане. Все банковские активы оценивались по состоянию на 1 апреля 2019 года.  

Оценка качества активов БВУ должна стать заключительным этапом принятой в 2017 году программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны. И, как, очевидно, надеются в правительстве, Нацбанке, теперь и в Агентстве, поставит точку в многолетней и многомиллиардной помощи банкам. Заявленная цель, как ее определил первый зампредседателя АРРФР Олег Смоляков, «получить максимально полную, подробную и, главное, объективную оценку реального состояния банков страны».

 

Причины нездоровья

Главная проблема казахстанских БВУ — качество активов и нехватка собственного капитала. Одно вытекает из другого. Неработающие займы были, есть и будут у всех банков во всех странах мира, но большинство банкиров их решают различными способами: возвратом с помощью коллекторов, судебными взысканиями, продажей долгов на рынке. Все, что вернуть не удается, списывается. И помощь государства также используется время от времени, как это было, например, во время кризиса 2008 года.

В Казахстане существуют свои особенности. Много барьеров на пути судебного взыскания; не отработана процедура банкротства физического лица; так и не появился рынок просроченных долгов и проблемных активов (тут тоже свои особенности — нет договоренности по ценообразованию). Списание также проблематично — наступают налоговые коллизии, так как списанный кредит считается доходом для заемщика. Кроме того, очень много просто мошеннических схем, когда деньги из банка выводятся как кредиты фирмам-однодневкам, созданным самими банкирами или аффелированными лицами. Там уже не может быть речи о продаже долгов, взыскании или продаже проблемных активов, поскольку они существуют лишь на бумаге, — только возврат украденного или банкротство. В 2017-2019 годах несколько банков перестали существовать: ликвидированы или, в случае невозможности банкротства по тем или иным причинам, проданы новому акционеру. Так было с Казкоммерцбанком и Цеснабанком. Основная причина — ухудшение качества активов и, как следствие, нехватка капитала.  

По пруденциальным нормативам НБК, все проблемные займы должны быть покрыты провизиями, а каждая провизия — это минус из капитала. Если банк убыточный, то ему просто неоткуда наращивать капитал, кроме как за счет участия акционеров. 

Ситуация усугубилась с началом действия МСФО 9 (2018).

По этому стандарту банки должны оценивать на наступившие, а ожидаемые убытки и соответственно запровизовать их. Понятно, что не в интересах банка раскрывать истинное качество активов.

 

Поставить диагноз

Впервые в Казахстане, по словам г-на Смолякова, была проведена объективная независимая оценка доли заемщиков, которых можно отнести к стадии 3 обесценения (по МСФО 9). Кроме того, произведена независимая переоценка залогового обеспечения, переоценка активов, учитываемых по справедливой стоимости; рассчитаны уровни ОКУ. Перед экспертами был поставлен главный вопрос: какой эффект окажут на достаточность капитала БВУ (k1) корректировки AQR, а также предписанные банкам меры по улучшению качества активов и в целом системные меры по обеспечению финансовой стабильности.

При проверке выявились различия в оценках самих банков и по методике AQR: команда экспертов использовала более жесткие подходы. Например, оценка отдельных залогов банками и переоценка их в процессе AQR могут различаться более чем на 50%. В целом общая переоценка стоимости залогового обеспечения на уровне системы составляет 23,8% от стоимости залогов, использованной банками при расчете провизий.  То же самое можно сказать и об оценке ожидаемых кредитных убытков. После проверки качества активов увеличился уровень ОКУ по ряду портфелей (выше мы уже говорили, что не в интересах БВУ раскрывать полную картину по качеству активов). Самая большая разница по кредитам лицам, связанным с банком особыми отношениями: в 0,7% оценивали ОКУ сами банки, результат AQR — 20,1%. 

По результатам проверки достаточность капитала первого уровня не только соответствует, но и превышает требуемый регулятором уровень (7,5%). Об этом сообщил на брифинге по итогам AQR г-н Смоляков. Он также назвал итоговую уточненную оценку корректировок – 429 млрд тенге. Из этой суммы за период с 1 апреля по февраль 2020 года на 180 млрд тенге были урегулированы самими банками: они доформировали провизии, приняли дополнительное залоговое обеспечение, часть задолженности была погашена заемщиками.

Некоторые банки, у которых все хорошо, разослали пресс-релизы по результатам AQR, но отдельные игроки все же нуждаются в дополнительной поддержке.

 

Назначить лечение 

В качестве дополнительного инструмента защиты активов этим банкам будет предоставлена платная гарантия Фонда проблемных кредитов. Это неденежный механизм, предоставляемый банкам, участникам программы повышения финансовой устойчивости, на платной основе 3% в годовом выражении. Гарантия признается по МСФО как инструмент, обеспечивающий покрытие потенциальных рисков снижения стоимости активов на балансах банков. Размер гарантии – не более 117 млрд тенге. Взамен БВУ должны принять на себя обязательства по докапитализации и ограничению рисков, улучшить качество активов с учетом результатов AQR.  Акционеры обязаны в течение 3 месяцев докапитализировать банк в размере не менее 50% от разницы между итогами AQR и объемом провизий, которые банки формируют в рамках программы повышения финустойчивости.

Поддержку получат 4 банка – АТФ, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит и Нурбанк.

Причем последний, как можно понять из слов г-га Смолякова, получит ее деньгами. Банк сможет выпустить субординированные облигации на условиях программы повышения финустойчивости. Для остальных трех БВУ денежная помощь не предусмотрена.

Напомним, что в 2017 году перечисленные банки (кроме Нурбанка), а также Цеснабанк и Банк РБК были докапитализированы за счет бюджетных средств.  Нацбанк выкупил их субординированные облигации на сумму 653,7 млрд тенге. Очевидно, теперь тот же механизм будет использован по отношению к Нурбанку, но сумма пока не называется.

AQR – разовое мероприятие, уж очень оно дорогое и с точки зрения стоимости, и с точки зрения трудозатрат. Как себя чувствуют остальные банки, не вошедшие в 14 избранных, неизвестно. Следует ли их вкладчикам срочно переводить сбережения в прошедшие проверку банки или подождать?  

Читать также ...
Мемлекеттік бюджет: қоғамдық игілік, дефицит пен профицит