В последнее время тема семьи и семейных ценностей стала все больше подниматься в казахстанских пабликах. Заметно, что людей волнует не только уровень ресурсной и материальной господдержки семей, но и ценностная сторона вопроса.

 

Развод – обычное дело

Семейные ценности казахстанцев с течением времени претерпевают серьезные трансформации. Это связано с изменениями в общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране и мире. Как правило, укрепление чувства удовлетворенности людей собственной экономической и физической безопасностью ведет к открытости общества и более толерантному отношению друг к другу. В противном случае нетерпимость граждан ко всему, что отличает их от группы, с которой они себя идентифицируют.

Еще пару десятилетий назад брак, как и наличие детей, были одними из важнейших условий для признания взрослых мужчин и женщин полноценными членами общества. Родители (особенно в традиционалистских семьях) воспринимали свою незамужнюю или разведенную дочь как повод для стыда перед родственниками и знакомыми. Для расторжения брака нужны были очень веские причины, и чаще всего женщин останавливал так называемый «ұят» перед родителями и обществом, а также значительная экономическая зависимость от мужчины.

В 2000 году общий коэффициент разводимости в нашей стране был на уровне 1,84 (на 1000 человек). В 2018 году показатель увеличился вдвое и составил 4,0 достигнув исторического максимума с 1991 года.

Нельзя назвать одну причину столь значительного роста разводов в стране, это всегда комплекс причин, в числе которых экономическая эмансипация женщин. 

Большую роль в распадах семей играют экономические проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи. Как следствие — отсутствие собственного жилья и совместное проживание с родителями мужа или жены. Это в свою очередь влечет за собой целый шлейф проблем, связанных и с вмешательством родственников. Эта версия подтверждается данными нацдоклада “Казахстанские семьи-2019”: среди оснований для развода превалирует пункт «вмешательство родственников в жизнь семьи» (61,0% случаев); у следующего по количеству голосов пункта – «отсутствие моральных ограничений, вседозволенность» – 41,0%, «кризис института семьи» набрал 35,9%.

Парадокс заключается в том, что при высокой доле разводов в стране, семья для казахстанцев бессменно является наивысшей ценностью, оставляя позади работу, друзей, религию и свободное времяпровождение. 

Об этом говорят данные шестой и седьмой волн Всемирного обзора ценностей, а также отечественных исследований.

То, что среди казахстанцев высоко ценятся семья и ее ценности свидетельствует о сильных консервативных и патерналистских настроениях, тогда как рост разводов – об их постепенном ослаблении. Например, о влиянии модернизационных процессов на казахстанцев, говорит факт, что никогда прежде казахстанские мужчины, женщины и дети не имели такой личной свободы, равенства статусов и взаимопонимания, как сейчас. 

Можно отметить и рост толерантности по отношению к людям, избравшим не связывать себя узами брака вообще или же тем, кто выбирает альтернативные формы законного брака (например, гражданский или гостевой брак).

 

Читать также ...
ESG-компас для компаний в эпоху COVID и после

ЛГБТ: миримся, но не признаем

Что касается ЛГБТ сообщества – однополые браки запрещены в Казахстане – его видимость в обществе заметно возросла. В стране существуют тематические информационные ресурсы, все чаще представители ЛГБТ-сообщества осуществляют пока безуспешные попытки провести митинги в защиту своих прав, а флаги Казахстана появляются в первых рядах на гей-парадах в разных странах мира. 

За подобной видимостью, которую создают СМИ и соцсети, следует рост признания их существования в обществе, и это психологически вырабатывает поэтапное снижение градуса нетерпимости, который в целом присущ постсоветскому пространству. 

Однако признать это движение казахстанское общество, очевидно, не готово, а значит и на расширение прав ЛГБТ в ближайшее десятилетие вряд ли следует надеяться.

В исследовании Фонда Эберта о казахстанских ценностях представлены данные отношения казахстанцев к однополым бракам. Почти 90% опрошенных выразили отрицательное мнение и лишь 1% респондентов высказались положительно. Для сравнения в странах Западной Европы и России подобный тип браков поддерживают 70 и 3% соответственно. Кроме того, согласно исследованию 70% казахстанцев не хотели бы жить по соседству с представителями ЛГБТ-сообщества, что еще раз подтверждает консервативность взглядов казахстанцев.

 

Просвещать и рассказывать

Институт семьи нуждается в непрерывном внимании со стороны государства, которое и выступает основным регулятором развития данного направления. Однако в Казахстане инициаторами позитивных перемен чаще всего выступают гражданские активисты и неправительственные организации. Благодаря им в школах Казахстана начнутся занятия по половому и семейному просвещению среди подростков.

Согласно данным Минздрава, в РК ежегодно увеличивается количество беременностей среди девочек-подростков. Только за прошлый год зарегистрировано свыше 1600 случаев, большая часть которых искусственно прерывается. Почти 40% молодых людей получают свой первый сексуальный опыт до 18 лет. Среди школьной молодежи наблюдается недостаточная осведомленность в вопросах половой культуры и контрацепции. Как следствие – наступление нежелательной беременности, различного рода инфекции, и конечно же девиантное сексуальное поведение у мальчиков, выливающиеся в насилие и жестокость.

Тысячи исследований посвящено этому вопросу и только в прошлом году в нескольких школах Казахстана был запущен пилотный проект по введению часов полового просвещения среди подростков. Во время уроков подготовленные учителя поднимают вопросы отношении в семье, роли мужчины и женщины в ее создании, репродуктивном здоровье.

Это важный проект для всего общества. 

Доступ к адекватной, соответствующей возрасту и правильной информации значительно снизит риски и окажет положительное воздействие на формирование здоровых семей и отношениям в них.

Трансформация семейных ценностей – процесс объективный и многогранный, который в немалой степени зависит от уровня социально-экономического и политико-правового развития государства. Чем выше уровень свобод, тем выше уровень толерантности в обществе. Очевидно, что на сегодняшний день наше общество сочетает в себе как консервативные (в большей части), так и модернизационные ценности в отношении семьи. Данный факт заслуженно вызывает интерес общества, а также зарубежных и отечественных исследователей, которые уже вносят свой вклад и представили для нас картину текущего уровня казахстанских семейных ценностей в социологическом измерении.

Читать также ...
Открытие Китая Киссинджером плохо аукнется Америке в 2024 году