Проблемы бедности вообще и “работающей бедности” в Казахстане поднимаются все чаще из-за разрушительного влияния коронакризиса на доходы граждан и состояние бизнеса. 

Дополнительную актуальность теме придает то, что приближаются парламентские выборы и социальная повестка будет активно эксплуатироваться всеми официальными политическими силами (в первую очередь Народной партией Казахстана, бывшей КНПК), а также начавшейся подготовкой т.н. социального кодекса, регламентирующие меры соцобеспечения, статус соцработников и прочие аспекты системы социального обеспечения. 

При этом в РК феномен «работающей бедности» до сих пор не описан, а оценки ее масштабов сильно разнятся. 

 

Работающая бедность

Что такое “работающая бедность”? Определение, которое дает Международная организация труда (МОТ): “работающие бедные (working poor) – часть занятых, которая живет в домохозяйствах, находящихся ниже принятого уровня бедности». 

В 2018 году доля работающих по всему миру, находящихся в условиях умеренной бедности – 13%, в крайней бедности – 8%, причем в последние 20 лет доля бедных работающих сократилась с около 50% до 21%. Однако здесь следует уточнить, что МОТ использует данные Всемирного банка, который определяет крайнюю бедность, как доходы ниже 1,9 доллара в день (доллары США по паритету покупательской способности 2011 года). 

Модели МОТ за 2019 год показывают, что в Казахстане работающих бедных нет, но есть около 4% работающих, близких к черте бедности. 

Прямого описания работающих бедных в РК нет, но их обобщенный портрет можно составить по разрозненным данным статистики труда и уровня жизни населения. 

Черта бедности в 2019 году оценивалась как 70% от прожиточного минимума, который на 2019 год устанавливался (!) в размере 29,7 тыс. тенге, то есть в размере 20,6 тыс. тенге на человека. Таким образом, в группу работающих бедных должны были попадать люди из семей с доходами ниже прожиточного минимума. В 2019 году таких семей в РК было 4,3%, или 140,3 тыс. домохозяйств, в которых проживало 799,6 тыс. человек (64% из них – в сельской местности). 

По данным на 2019 год медианная заработная плата в РК составляла 112 тыс. тенге. По данным официальной статистики, в 2019 году среднесписочная численность наемных работников в РК составляла 2,8 млн человек. Если выделить большую группу работников с заработной платой ниже медианной, то окажется, что это около 46% всех рабочих группы. 

В этой группе работает 65% всех наемных рабочих, занятых в сельском хозяйстве и 27% в обрабатывающей промышленности. В Нур-Султане доля представителей этой группы составляет 28%, а в аграрных областях – более 50%: например, 57% в Северо-Казахстанской, 56% в Акмолинской и 55% в Кызылординской областях. В этой группе находятся 52% всех женщин, находящихся в статусе наемных рабочих и 39% мужчин. 

В Казахстане большая группа неформально занятых – 558 тыс. человек (2019), что составляет около 6,4% казахстанской рабочей силы, 452 тыс. из которых (5,2% рабочей силы) трудятся в подсобных хозяйствах, где доходы также крайне ограничены. 

Таким образом, общее количество низкооплачиваемых рабочих в РК может находиться на уровне не менее 2 млн человек. Сюда также следует добавить членов их семей. 

Однако есть и другие оценки. В ходе экспертной встречи на тему “Работающая бедность в РК: масштабы, причины и необходимые меры для её сокращения”, организованной аналитической группой “Кипр”, председатель Народной партии Казахстана Айкын Конуров заявил о том, что масштабы работающей бедности в РК он оценивает в 5 млн человек трудоспособного населения, т.е. почти в 60% всей рабочей силы (экономически активного населения). 

 

Читать также ...
Дорогое РКИ: за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2019 году?

Сменить подход

Как решать проблемы работающих бедных? Набор решений зависит от природы бедности.

По итогам исследования 2009 года в Нидерландах выделили 7 стратегий, исходящих из причин “работающей бедности” в этой стране – временная и низкооплачиваемая работа, семьи с одним родителем, многодетные семьи и/или высокая закредитованность. В числе этих стратегий сокращение ловушки бедности через обеспечение оплаты труда, дополнительные меры, включающие сокращение задолженности, обеспечение равного доступа к труду и стимулы работать большее количество времени, предотвращение выпадения людей с рынка труда через поощрение смены работы, специальные выплаты неполным семьям, поддержка индивидуальных предпринимателей, не нанимающих работников, выплаты многодетным семьям. 

В Казахстане природа «работающей бедности” связана с одной стороны с неравномерным распределением производительности труда по секторам экономики, низким технологическим уровнем экономики, с другой – с неэффективным перераспределением благ через бюджет и расходы квазигоссектора, плохой подготовкой рабочей силы, а также низким качеством образования в целом. 

Проблемы с образованием в этом списке стоят на последнем месте, однако это наиболее важный момент в контексте решения проблемы бедности. Если обратить внимание на распределение средних зарплат в секторе наемного труда в разрезе уровня образования (2019), то люди с высшим образованием получают на 88% больше, чем люди со средним образованием, а работники с послевузовским образованием – на 57% больше, чем специалисты с высшим образованием. 

Вкладывать в образование можно и нужно больше, причем не только за счет бюджета, но и за счет средств самих граждан. На уровне домохозяйств важнее уделять больший приоритет получению детьми знаний по STEM-направлению, обучению иностранным языкам, тогда как в семьях РК принято в первую очередь фокусироваться на обеспечении некого достаточного уровня текущего потребления. 

При этом государству важно не только выделять дополнительное количество бесплатных мест в вузах, но постоянно контролировать соответствие образовательных программ рынку труда как внутри страны, так и за ее пределами. Экспорт труда в ближайшие десятилетия может стать одним из драйверов экономики РК. Важно подготовить к этому человеческий капитал страны. 

Рост производительности труда в результате диверсификации экономики – еще один важный фактор, однако многочисленные попытки, предпринимавшиеся государством на протяжении последних 20 лет, не принесли радикальных изменений, не сделали экономику Казахстана наукоемкой и не способствовали возникновению новых трудоемких секторов. 

Необходимо повышать эффективность перераспределительной функции государства, что означает медленный, но стабильно обгоняющий инфляцию рост заработных плат в бюджетных секторах – образовании, здравоохранении, госслужбы, вооруженных силах и полиции. 

Повышение уровня минимальной зарплаты эффективно увеличивает доходы работающих бедных, однако резкое увеличение этого уровня может подтолкнуть работодателей в трудоемких секторах к сокращению рабочих мест, а также к более активной автоматизации производственных процессов. В результате количество бедных не сократится, а вырастет. Подъем уровня МЗП должен идти рука об руку с увеличением пособий по безработице, что требует более глубокой проработки, изменения налогового законодательства и улучшения качества работы внебюджетных социальных фондов. 

Также важно повысить эффективность социальной поддержки, отработать инструменты повышения ее эффективности. Необходимо добиться, чтобы средства, которые многодетные семьи получают на улучшение питания детей использовались именно на эти цели, чтобы адресная помощь не разрушала стимулы взрослых членов таких домохозяйств к трудовой деятельности. 

Смена модели поведения граждан – еще один важный момент. На самом высоком уровне должно быть артикулировано, что одна из причин бедности – многодетность, соответственно личные стратегии граждан должны учитывать этот фактор. 

Государству важно создавать стимулы для активных расходов на образование детей и формировать у граждан стимулы сберегать на их обучение. Следует привлечь особое внимание r образованию девочек, настраивать их на получение образования и карьерный успех. 

Наконец, трудовая миграция как явление должна получить социальное одобрение в обществе. Опыт многих бедных стран, в том числе соседей РК, показывает, что этот путь снижения уровня бедности для отдельных групп населения является достаточно эффективным и помогает ощутимо повысить уровень потребления бедных домохозяйств. 

 

Читать также ...
Минус $44 млрд: какие потери понесет Центральная Азия от локдауна в образовании?