Всемирный банк (ВБ) выпустил доклад «Common Transport Infrastructure. A Quantitative Model and Estimates from the Belt and Road Initiative», в котором рассмотрены перспективы развития инфраструктуры в странах, заявивших об участии в китайской инициативе «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative – BRI). Авторы доклада предприняли попытку проанализировать влияние инфраструктурных инвестиций на товарооборот, рост благосостояния и ВВП стран, участвующих в BRI. 

В результате реализации инфраструктурных проектов прирост ВВП для стран-участниц BRI составит 3,4%, а мировая экономика получит дополнительные 2,9%. Согласно докладу, будет наблюдаться рост экспорта практически всех регионов (кроме Африки и Ближнего Востока) в Восточную Азию и АТР, в первую очередь за счет увеличения импорта Китаем. Кроме того, расчеты ВБ показывают перспективы роста экспорта из стран Центральной Азии в Европу и Ближний Восток на 9,6 и 13,7% соответственно. Это подтверждает с одной стороны низкую диверсификацию транспортных потоков из Центральной Азии, а с другой –возможность преодолеть эту проблему посредством инфраструктурных проектов BRI.

Особое внимание заслуживают расчеты ВБ о потенциальных инвестициях в инфраструктуру стран-участниц BRI. Авторы доклада использовали данные по аналогичным проектам, реализуемым китайскими компаниями. Полученные в итоге суммы в значительной степени отражают соотношение экономик, размеров стран. Наибольший объем вложений в инфраструктуру придется непосредственно на Китай, за ним следуют Пакистан, Монголия, Мьянма – большие по площади страны, находящиеся вблизи китайских границ и имеющие тесные экономические и политические связи с Китаем. К группе лидеров относится и расположившийся в этом списке пятым Казахстан, объем потенциальных инвестиций в инфраструктуру которого оценивается в 21,3 млрд долларов.

Объем необходимых инвестиций, по расчетам Всемирного банка, слабо коррелирует с оценками качества существующей инфраструктуры, и хорошо соотносится с размером стран. За скобками остается критерий качества инфраструктуры. Входя в топ-5 лидеров по потенциальным инвестициям в инфраструктуру, Казахстан, согласно Logistics Performance Index (LPI), составляемого тем же ВБ, имеет более качественную инфраструктуру по сравнению с Пакистаном, Монголией и Мьянмой. 

В других странах ЦА возможные затраты на создание инфраструктурыпо оценкам аналитиков ВБ составят от 15,1 млрд долларов у Туркменистана до 3,5 млрд долларов у Таджикистана. 

В последние 10 лет китайские инвестиции стали одной из движущих сил экономического развития Казахстана и всего центральноазиатского региона. Регион малоинтересен таким мощным игрокам, как США и ЕС, поэтому китайские инвестиции зачастую являются единственным шансом на модернизацию экономик стран Центральной Азии.

Однако темпы китайских инвестиций в Казахстана неравномерны. Если до кризиса нефтяных цен в 2015 году наблюдался устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в РК, в последние годы фиксируется отток. Впрочем, официальные данные по ПИИ не в полной мере отражают инвестиционная активность китайского бизнеса, который заходит в РК через офшорные территории. 

Но даже на политическом уровне становится очевидным исчерпание идей для инвестиционного сотрудничества: в ходе визитов в КНР первого президента РК Нурсултана Назарбаева в 2018 году и действующего главы государства Касым-Жомарта Токаева в 2019 году новых инвестиционных соглашений подписано не было. Объясняется это обилием уже подписанных инвестиционных соглашений, которых с 2012 года накопилось уже 127, на общую сумму 67 млрд долларов. Но, касаются они в основном проектов в нефтегазовом комплексе и обрабатывающей промышленности. 

Среди действующих инфраструктурных проектов выделяются сухой порт «Хоргос», модернизация казахстанских портов на Каспии и проект столичного легкорельсового транспорта. 

По последним данным Нацбанка РК, общий объем иностранных инвестиций в транспортный комплекс Казахстана составляет 8,5 млрд долларов, из которых 3,5 млрд – инвестиции в проект «Западная Европа – Западный Китай». ЗЕ-ЗК отвечает задачам BRI, однако был осуществлен до объявления инициативы. Китайские финансовые институты казахстанскую часть проекта не кредитовали. А привлечение китайских компаний может с одной стороны значительно удешевить строительство, а с другой обеспечит необходимое финансирование.

Инвестиционная емкость казахстанской инфраструктуры, если за проекты возьмутся китайские компании, составляет 21 млрд долларов, что в два с половиной раза превышает текущие иностранные инвестиции в этот сектор экономики. А это делает казахстанскую инфраструктуру перспективным сектором для развития казахстанско-китайского инвестиционного сотрудничества, нуждающегося в новых точках роста. 

Читать также ...
Реалистичный минус: что нового в пятилетнем прогнозе от Минэка осенью-2020?