Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Аналитические отчеты

Емкость “Пояса”: сколько может “впитать” инфраструктура РК?

Антон Бугаенко Антон Бугаенко
21.01.2020
Ekonomist.kz - сайт об экономике Казахстана

 

Всемирный банк (ВБ) выпустил доклад «Common Transport Infrastructure. A Quantitative Model and Estimates from the Belt and Road Initiative», в котором рассмотрены перспективы развития инфраструктуры в странах, заявивших об участии в китайской инициативе «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative – BRI). Авторы доклада предприняли попытку проанализировать влияние инфраструктурных инвестиций на товарооборот, рост благосостояния и ВВП стран, участвующих в BRI. 

В результате реализации инфраструктурных проектов прирост ВВП для стран-участниц BRI составит 3,4%, а мировая экономика получит дополнительные 2,9%. Согласно докладу, будет наблюдаться рост экспорта практически всех регионов (кроме Африки и Ближнего Востока) в Восточную Азию и АТР, в первую очередь за счет увеличения импорта Китаем. Кроме того, расчеты ВБ показывают перспективы роста экспорта из стран Центральной Азии в Европу и Ближний Восток на 9,6 и 13,7% соответственно. Это подтверждает с одной стороны низкую диверсификацию транспортных потоков из Центральной Азии, а с другой –возможность преодолеть эту проблему посредством инфраструктурных проектов BRI.

Особое внимание заслуживают расчеты ВБ о потенциальных инвестициях в инфраструктуру стран-участниц BRI. Авторы доклада использовали данные по аналогичным проектам, реализуемым китайскими компаниями. Полученные в итоге суммы в значительной степени отражают соотношение экономик, размеров стран. Наибольший объем вложений в инфраструктуру придется непосредственно на Китай, за ним следуют Пакистан, Монголия, Мьянма – большие по площади страны, находящиеся вблизи китайских границ и имеющие тесные экономические и политические связи с Китаем. К группе лидеров относится и расположившийся в этом списке пятым Казахстан, объем потенциальных инвестиций в инфраструктуру которого оценивается в 21,3 млрд долларов.

Объем необходимых инвестиций, по расчетам Всемирного банка, слабо коррелирует с оценками качества существующей инфраструктуры, и хорошо соотносится с размером стран. За скобками остается критерий качества инфраструктуры. Входя в топ-5 лидеров по потенциальным инвестициям в инфраструктуру, Казахстан, согласно Logistics Performance Index (LPI), составляемого тем же ВБ, имеет более качественную инфраструктуру по сравнению с Пакистаном, Монголией и Мьянмой. 

В других странах ЦА возможные затраты на создание инфраструктурыпо оценкам аналитиков ВБ составят от 15,1 млрд долларов у Туркменистана до 3,5 млрд долларов у Таджикистана. 

В последние 10 лет китайские инвестиции стали одной из движущих сил экономического развития Казахстана и всего центральноазиатского региона. Регион малоинтересен таким мощным игрокам, как США и ЕС, поэтому китайские инвестиции зачастую являются единственным шансом на модернизацию экономик стран Центральной Азии.

Однако темпы китайских инвестиций в Казахстана неравномерны. Если до кризиса нефтяных цен в 2015 году наблюдался устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в РК, в последние годы фиксируется отток. Впрочем, официальные данные по ПИИ не в полной мере отражают инвестиционная активность китайского бизнеса, который заходит в РК через офшорные территории. 

Но даже на политическом уровне становится очевидным исчерпание идей для инвестиционного сотрудничества: в ходе визитов в КНР первого президента РК Нурсултана Назарбаева в 2018 году и действующего главы государства Касым-Жомарта Токаева в 2019 году новых инвестиционных соглашений подписано не было. Объясняется это обилием уже подписанных инвестиционных соглашений, которых с 2012 года накопилось уже 127, на общую сумму 67 млрд долларов. Но, касаются они в основном проектов в нефтегазовом комплексе и обрабатывающей промышленности. 

Среди действующих инфраструктурных проектов выделяются сухой порт «Хоргос», модернизация казахстанских портов на Каспии и проект столичного легкорельсового транспорта. 

По последним данным Нацбанка РК, общий объем иностранных инвестиций в транспортный комплекс Казахстана составляет 8,5 млрд долларов, из которых 3,5 млрд – инвестиции в проект «Западная Европа – Западный Китай». ЗЕ-ЗК отвечает задачам BRI, однако был осуществлен до объявления инициативы. Китайские финансовые институты казахстанскую часть проекта не кредитовали. А привлечение китайских компаний может с одной стороны значительно удешевить строительство, а с другой обеспечит необходимое финансирование.

Инвестиционная емкость казахстанской инфраструктуры, если за проекты возьмутся китайские компании, составляет 21 млрд долларов, что в два с половиной раза превышает текущие иностранные инвестиции в этот сектор экономики. А это делает казахстанскую инфраструктуру перспективным сектором для развития казахстанско-китайского инвестиционного сотрудничества, нуждающегося в новых точках роста. 

Теги: BRIинфраструктура
Предыдущий пост

Нацоператор здравоохранения: баланс, а не балласт

Следующий пост

Бесплатное ТиПО: лишь бы выпустить?

Антон Бугаенко

Антон Бугаенко

Китаист

Статьи по теме

Ekonomist - Индустриальная политика и экономическая трансформация в Центральной Азии: вызовы и перспективы

ЕБРР: Индустриальная политика и экономическая трансформация в Центральной Азии

26.03.2025
Открытость экономики Казахстана снизилась и в ближайшие 20 лет не достигнет пиковых уровней 2000-х

Открытость экономики Казахстана снизилась и в ближайшие 20 лет не достигнет пиковых уровней 2000-х

28.06.2021
Ekonomist.kz

Годовые отчеты: о чем не говорят компании и когда начнут

13.10.2023
Ekonomist.kz

COVID-ускоритель: как пандемия стимулировала рост инвестиций в IT?

28.01.2021
Ekonomist.kz

“Давайте без цифр”: как говорят о своем воздействии на экологию и общество компании в РК и в мире?

13.10.2023
Ekonomist.kz

Реалистичный минус: что нового в пятилетнем прогнозе от Минэка осенью-2020? 

23.12.2020
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Finflow привлек $500,000 от инвесторов из США и Казахстана

Впервые американский венчурный фонд инвестировал в казахстанский стартап в сфере Fintech

19.07.2025
Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.