В январе 2022 года на заседании районной земельной комиссии по предоставлению Земельных участков или землепользования было рассмотрено 39 заявлений, из них 34 заявления от аппаратов акимов различных сельских округов Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Десяти сельским округам предоставлено право постоянного землепользования на земельные участки для удовлетворения нужд населения общей площадью более 5 700 га.
Последние годы земельная комиссия Кызылжарского района ведет планомерную работу на повышение имиджа акимов сельских округов, при выделении любых участков вносится предложение по согласованию с акимом. На жалобы населения по отсутствию возможности заготовить корма, находят земли, но народ не спешит самостоятельно заготавливать корма.
Ранее, прокуратурой Северо-Казахстанской области совместно с акиматом области проведен анализ причин возникновения дефицита пастбищных угодий. Основанием для проведения анализа послужили многочисленные обращения жителей области на нехватку пастбищных угодий для выпаса скота населением. В рамках анализа установлены факты незаконного предоставления свыше 400 земельных участков общей площадью свыше 60 000 га в границах сельских населенных пунктов, что в конечном итоге привело к дефициту пастбищных угодий и вызвало массовое недовольство населения.
Создали рабочую группу с участием первого заместителя акима области, заинтересованных государственных органов, финансовых институтов (АО «Аграрная кредитная корпорация», АО «КазАгроФинанс», АО «НК Продкорпорация», АО «СПК Солтүстік»), Палаты предпринимателей и бизнеса. Почему участвуют эти организации так и не ясно: для принятия коллегиального решения, показать широкое обсуждение и решить проблему народа.
«Земля народу» — прокуратура вносит соответствующие акты надзора на местный исполнительный орган. Так началось отчуждение земель предпринимателей, которые уже успели закупить скот, технику и отчитаться в область за инвестиции. Осень 2022 года удивила многих домохозяек ценой на говядину, это можно связать с подготовкой детей к школе, высокой ценой на корма и возращением земель в общее пользование. Но что будет в текущем году, пока предсказать очень сложно. Многие фермеры, потеряв землю, начинают обивать пороги государственных органов и пускают свой скот под нож.
Земельные участки — это хороший ресурс для сельского округа, но им необходимо управлять, следить, чтоб они не деградировали, а еще лучше – улучшать, ведь последний посев или улучшение сенокосов проводилось, в лучшем случае, в девяностые годы. Где взять деньги, и кто должен распределять земли?
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О пастбищах № от 20 февраля 2017 года № 47-VI ЗРК» районные маслихаты утверждают План по управлению пастбищами и их использованию. План принимается в целях рационального использования пастбищ, устойчивого обеспечения потребности в кормах и предотвращения процессов деградации пастбищ.
Есть ощущение, что, если придерживаться законодательства вопрос доступности пастбищ не должен был возникнуть никогда.
Так в Статья 4. закона о пастбищах основывается на принципах:
1) рационального использования пастбищ;
2) доступности пастбищ для физических и юридических лиц;
3) гласности при проведении мероприятий, связанных с предоставлением и использованием пастбищ;
4) участия физических и юридических лиц в решении вопросов по управлению и использованию пастбищ.
Аким сельского округа обеспечивает реализацию плана, разрабатывает и утверждает схему пастбище оборотов, осуществляет разъяснительную работу среди пастбищепользователей о проведении мероприятий по рациональному использованию пастбищ.
Органы местного самоуправления, которыми являются члены местного собрания, участвуют совместно с местным исполнительным органом в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию, заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты акимов об итогах реализации Плана, участвуют при рассмотрении вопроса перераспределения пастбищ, расположенных в пределах территории, участвуют в реализации Плана, вносят предложения акимам по вопросам предоставления и использования пастбищ.
Не забыли в законе и о правах и обязанностях пастбищепользователей. Так, они могут участвовать в разработке Плана, принимать участие в собраниях и сходах местного сообщества по вопросам предоставления и использования пастбищ, осуществлять сенокошение в целях заготовки кормов.
Условия предоставления пастбищ, статья 14, гласит — пастбища предоставляются для содержания личного подворья, ведения крестьянского или фермерского хозяйства. Что так же выводит в приоритет личные подворья простого населения.
Если в распределении пастбищ участвуют по закону все заинтересованные стороны: пастбищепользователи — то есть личные подсобные хозяйства, члены собрания местного сообщества, избранные прямыми выборами на сходах, аким сельского округа разрабатывает и отчитывается за план, отделы земельных отношений районов, маслихаты районов рассматривают и утверждают. А закон о пастбищах выводит в приоритет личные подсобные хозяйства. Как получилось, что наше население в селах осталось без пастбищ?
Если рассмотреть этот вопрос с профессиональной точки зрения, все что мы наблюдаем сейчас – это работа по старинке «сказали — делаем». И тут мы должны вспомнить акима Григорьевского сельского округа— Жакимсалову Майру Мухамедовну, которая в интервью о дефиците пастбищ в 500 га на вопрос: «как это выявили?», ответила «откуда я знаю, как это выявили, не задавайте мне вопросы».
Однако весь этот земельный вопрос лежит в сфере местного самоуправления, а, то есть сами люди должны решить: забирать эту землю или нет. Местное самоуправление в селе представлено собранием местного сообщества.
В Казахстане есть такой документ: Программа развития местного сообщества. Разрабатывается программа в целях вовлечения населения в процесс планирования развития села и усиления взаимодействия сообщества с акиматом. Именно в ней совместным решением акима и сообщества должны провести оценку развитию села: человеческие ресурсы, наличие земель, развитие животноводства и перспективные направления бизнеса.
Именно на этот документ, по моему мнению, должна была сослаться аким Григорьевского сельского округа, в котором указаны основные индикаторы миграции, поголовья скота, распределения земель, социальные проблемы. На основании данного документа должен быть сделан вывод: сколько земель необходимо, каких пастбищ или сенокосов, как улучшать их, чтобы получить культурные пастбища. А только потом, собрание местного сообщества самостоятельно должно вынести решение забрать или оставить землю предпринимателю на плечи, на которые свалили социальные проблемы сел. Например, очистку снега, содержание дорог, поддержку пенсионеров и социально уязвимых групп. Если у него забрать землю, он просто может отказаться исполнять общественные договоренности. Также нужно учесть тот факт, если вы спросите у жителей сел как увеличивается поголовье скота в личных подсобных хозяйствах, все без исключения расскажут вам, как быстро уменьшаются стада КРС и МРС, но статистические отчеты говорят совсем о другом. Тогда на какие цифры опирается рабочая группа? Многие сельские жители отмечают, что их лишили сенокосов, и возможности заготавливали в традиционных местах, которыми были земли вдоль леса, охранная зона для общего пользования 20 метров и вокруг озер, водоохраная зона до 300 метров, которые сейчас запаханы.
Так что сейчас пытается решить рабочая группа с прокуратурой: незаконную выдачу земель общего пользования, нарушение всех норм пожарной безопасности, лесоохраной зоны и водоохраной зоны.
На данный момент земли передаются на баланс аппарата акимата сельского округа. Так, бюджет теряет доходную часть, а госслужащие на местах должны эффективно ее использовать. Закон о пастбищах гласит: пастбищепользователи вправе образовывать товарищество и консорциум. Выбрать руководителя и определить взносы деньгами или другим имуществом либо, соответственно, путем трудового вклада на счет созданной организации. Тут опять возникают риски: доверие, подотчетность, эффективное использование финансов.
Практика создания и работы СПК в Казахстане показала, что данный механизм не эффективен, а совместно с пробелами в контрольно-надзорном органе и представительной власти срабатывает принцип «домино», не работают и остальные механизмы: разработка, внесение на утверждение, обеспечение реализации, представление ежегодного отчета об итогах реализации Плана по управлению пастбищами и их использованию; разработка и утверждение схемы пастбищеоборотов на основании геоботанического обследования пастбищ; осуществление разъяснительной работы среди пастбищепользователей. Еще одну причину можно охарактеризовать выражением: «всем так удобно».
В ряде сельских округох мы предложили следующий механизм. Сделать объявление среди сельских жителей о передачи на баланс округа земель. Для распределения земель создать из числа собрания комиссию по распределению участков и определить сроки приема заявлений. На следующем этапе, комиссия должна решить минимальные и максимальные площади для выдачи, приоритетные направления по видам животноводства, сроки предоставления, причины приостановления права пользования земель и свое решение оформить в виде протокола. До проведения всех мероприятий, члены собрания должны провести анализ готовности граждан вносить взносы и сумму за предоставление земельных участков, но население должно четко понимать, что земля остается в общем пользовании и они имеют только протокол собрания. Все это направлено на создание в нашей республике культурных пастбищ. Нужно признать, что мы пользуемся благами прошлого и должны в короткие сроки найти механизм решения проблем сельских территорий.
В земельную комиссию обратился фермер, он приобрел КРС, но земель для сенокошения свободных не было, он самостоятельно нашел участок, очистил, подготовил и заготовил корма. На следующий год возникли споры по данному участку с жителями сел. Мы порекомендовали обратиться к собранию местного сообщества с заявлением о рассмотрении вопроса закрепления данных земель за ним.
Еще одна важная проблема — это получить кредит под низкие проценты на приобретение поголовья. В финансовой организации в первую очередь зададут вопрос: у вас есть земля? А на земельной комиссии вам скажут, зачем вам земля, если у вас нет поголовья скота. Я думаю, в будущем нам необходимо рассмотреть вопрос использования протокольного решения по распределению и закреплению земель как официальный документ, подтверждающий, что вам на определенный срок выделены пастбища из земель общего пользования. Все эти проблемы местного значения люди должны сами научится решать. Возвращаясь к вопросу формирования профессионального аппарата госслужащих: кто он госслужащий и в чем он профессионал? Уверен, он должен найти компромиссы и лидеров, которые смогут предлагать и решать местные проблемы, а его главная задача не мешать этому и предоставлять поддержку всему местному населению.
Таким образом, в сельские округа передали хороший ресурс в виде земли, который необходимо включить в план развития села, возможности развиваться и накапливать финансовые средства для создания культурных пастбищ. Но есть высокие риски, что все останется без изменений или еще хуже — земли будут брошены и пасти на них некого будет. Или они станут причиной социального напряжения на местном уровне. Время покажет, но мы уже сейчас должны предлагать практические механизмы для реализации в селе.
Social Media