Неравный доступ к образованию в Казахстане начинается с дошкольного воспитания и обучения, которое особенно проявляется в сельской местности.

Сегодня Казахстан достиг 80%-го охвата дошкольным воспитанием и обучением (далее – ДВО) детей от 2 до 6 лет. Однако, в сельской местности половина дошкольных организаций составляют мини-центры. То есть около 80% всех мини-центров республики находятся в селе. Почти половина из всех сельских мини-центров — с кратковременным днем пребывания. Все это влияет на качество предоставляемых услуг ДВО.

Сложная ситуация складывается в отношение кадрового обеспечения сельского ДВО. Наибольший разрыв между сельскими и городскими дошкольными организациями прослеживается в материально-техническом обеспечении. Большинство приспособленных и аварийных зданий детских садов функционируют в сельской местности. В сельских дошкольных организациях постоянные проблемы с благоустройством и инфраструктурой, обеспечением техникой, интернетом и т.д.

Чтобы понять, почему сложилась такая ситуация в сельском ДВО, предлагаем провести ретроспективный анализ и дать характеристику современному состоянию кадрового обеспечения и материально-технической базы.

 

Формирование и организация ДВО в сельской местности

Первое десятилетие независимого Казахстана оказались кризисными и в первую очередь трудности испытывало ДВО. Особенно сложно в эти годы приходилось сельским жителям страны. Если в 1991 году дошкольных учреждений образования в сельской местности было в три раза больше, чем в городе, то в 2000 году сеть и контингент сельских детских садов сократился на 95%.

В 2000 году насчитывалось 177 сельских и 912 городских дошкольных учреждения [1].

Безусловно, это отразилось на качестве подготовленности детей к школе. Влияние предшкольной подготовки на успеваемость обучающихся можно проследить по первоклассникам 1997–1998 учебного года. Дети, не имевшие предшкольную подготовку, осваивали программу первой четверти только на 20,4%, тогда как уровень освоения программы первоклассников, прошедших такую подготовку, составляло 91,3% [2].

Поэтому в 1999 году в Казахстане была введена обязательная предшкольная подготовка детей.

В 2000-е годы рост сельских дошкольных организаций происходил быстрее, чем в городе. Их количество в сельской местности увеличилось в 35 раз, в городской – в 3,5 раза. Контингент детей ДВО в селах увеличился в 36 раз, в городе – в 3,8.

Читать также ...
Средний класс в Казахстане: кто все эти люди и как они влияют на экономику Казахстана?

Такой рост дошкольных учреждений и контингента детей происходит благодаря развитию новых низкозатратных моделей ДВО – мини-центров и групп кратковременного пребывания детей.

Впервые мини-центры открываются в 2004 году. Их функционирование осуществляется по гибкому графику от 2 до 7 раз в неделю, от 2 до 10 часов в день. При этом преобладало число мини-центров с неполным днем пребывания (около 60%, мини-центры с полным днем пребывания – 40,5%) [3].

Обладая свойствами мобильности, мини-центры помогли снять нагрузку с детских садов, а в сельской местности решить проблему отсутствия дошкольных организаций. По причине экономической рентабельности мини-центров в населенных пунктах с небольшим контингентом детей, их число в сельской местности увеличивается в геометрической прогрессии. Так, если в 2005 году насчитывалось 181 мини-центров, что составляло чуть больше 15% от всех организаций ДВО, то в 2011–2012 годах их число перевалило за 5 000 единиц, что составило более 65% от всех дошкольных организаций. Только с 2016 года доля мини-центров становится ниже, чем детских садов [4].

Начиная с 2010 года, в стране стартовала программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан».

Местные исполнительные органы отчитывались, что более 30% сел не имели детских садов по причине малочисленности детского населения для открытия дошкольных учреждений [5]. В это время в городах детский сад посещал каждый третий ребенок, в сельской местности – только 5 из 100 [6].

В 2018 году более 60% организаций ДВО находятся в сельской местности. Однако, несмотря на большее число сельских дошкольных организаций, контингент детей в них в 1,5 раза меньше, чем в городе. Такое различие обусловлено большой концентрацией мини-центров в сельской местности [7].

Рисунок 1. Сельские дошкольные организации, в том числе мини-центры

На 2019–2020 учебный год в Казахстане насчитывалось 3 950 мини-центров, из них с полным днем пребывания – 2 352 (сельские – 1 749, городские – 603), мини-центров с кратковременным днем пребывания – 1 598. На сегодняшний день подавляющее большинство мини-центров находится в селе – 3 079, что составляет 77,9% от общего количества мини-центров по стране [8].

 

Количественно-качественный состав педагогических кадров

Читать также ...
Новые глобальные правила для более справедливого продовольственного будущего

Кадровое обеспечение является наиважнейшим фактором качества ДВО. Качество дошкольного образования сложно повысить без высококвалифицированных специалистов, которые знают возрастную педагогику и психологию, владеют современными образовательными методами и технологиями.

В 2018 году число педагогических работников составило 94 838 человек, из них в селе — 40 518 [9].

Рисунок 2. Количественно-качественный состав педагогических кадров в разрезе город-селои по стажу

Рисунок демонстрирует следующую разницу между опытными педагогами и воспитателями без стажа: около 60% специалистов имели стаж менее 5 лет, более 15 лет стажа было у более 15% педагогов. По состоянию на 2019 год в дошкольных организациях страны трудились 97 209 педагогических работника, из них 65% имели высшее образование, 32,9% – среднее специальное, 2,5% – с общим средним образованием.

Рисунок 3. Количественно-качественный состав педагогических кадров по уровню образования и специализации

Профильное образование у педагогов является залогом качества ДВО. В 2008 году ЮНИСЕФ разработал 10 стандартов, одним из которых является наличие не менее 50% педагогов с высшим образованием в сфере ДВО [10]. Однако, в 2019 году в Законе РК «Об образовании» была изменена статья 51, где отмечалось, что педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие профильное образование [11]. Сейчас, для того, чтобы работать в дошкольных организациях достаточно иметь педагогическое образование. В 2019 году в дошкольных организациях Казахстана из 97 209 педагогов высшее образование по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» имели 29 103 человек [12].

Качественный состав педагогов организаций ДВО за последние пять лет кардинально не изменился. Если в 2015 году доля педагогов с высшей категорией была 6,6% [13], то к началу 2020 года выросла до 8,4%, то есть прирост на 1,8%. Рост удельного веса педагогов дошкольных организаций с высшей и первой категориями не происходит, потому что наблюдается высокая текучесть кадров ДВО, в связи с маленькой заработной платой и прирост числа педагогов со второй категорией либо без категории.

Рисунок 4. Количественно-качественный состав педагогических кадров по категориям

Из рисунка видно, что больше половины педагогов детских садов не имеют категории, а педагоги, имеющие высшую категорию составляют менее 10%. Наибольшее количество педагогов без категории встречаются в южных областях. Причина таких показателей кроется в том, что в этом регионе наблюдается многочисленный контингент детей, охваченных ДВО, и существует большая сеть дошкольных организаций, которые следует обеспечить количественным составом педагогов. Качественный состав педагогов лучше представлен в Павлодарской, Северо-Казахстанской областях [14].

Читать также ...
Карта СУ: как работают с социально уязвимыми слоями населения в Казахстане?

 

Материально-техническая база сельских дошкольных организаций

Благоприятная среда и оптимальные условия в организациях ДВО являются главными требованиями содержания и развития детей. На улучшение инфраструктурного развития и содержания образования в дошкольных организациях РК направлены Типовые правила деятельности дошкольных организаций [15]. Каждый ребенок во всех организациях ДВО имеет право на правильное и полезное питание, чистую питьевую воду, надлежащие санитарные условия, медико-санитарную помощь, качественное воспитание и обучение.

Однако, сложная ситуация складывается в сельской местности с сетью дошкольных организаций расположенных в приспособленных зданиях. В общем по Казахстану наблюдается увеличение дошкольных организаций, расположенных в таких зданиях. Если в 2015–2016 учебном году их было 1 892, из них в сельской местности 1 268, то в 2019–2020 учебном году стало 4 177 и 2 493, соответственно [16]. Получается что за пять лет прирост составил более чем в два раза.

За последние пять лет количество детских садов в аварийном состоянии, к сожалению, не уменьшилось. 10 из 17 аварийных дошкольных организаций находятся Кызылординской области.

13 из 17 аварийных детских сада функционируют в сельской местности [17].

В сельских территориях по-прежнему не решены вопросы благоустройства дошкольных организаций. Во многих сельских дошкольных организациях отсутствуют канализация, горячая вода, игровые детские площадки, соответствующие санитарным требованиям. Количество дошкольных организаций с индивидуальным отоплением в 3 раза выше в сельской местности, чем в городе, с привозной водой – в 4 раза, без горячей воды — в 6,6 раз, а без канализации – в 9 раз больше в селах, чем в городской местности.

В 2018 году только 23,4% дошкольных организаций  имели в наличии персональные компьютеры, сенсорные интерактивные доски, развивающие компьютерные игры и др. Следует отметить, что сельские детские сады и мини-центры в 1,5 раза меньше оснащены ИКТ-оборудованием, чем городские дошкольные организации [18].

Читать также ...
Сельские женщины: уязвимы вдвойне

Более сложная ситуация наблюдается с обеспечением организаций ДВО качественным интернетом. В ежегодных отчетах красиво рапортуют о росте числа дошкольных организаций, подключенных к сети интернет. Однако, разразившаяся с начала 2020 года пандемия и вынужденный переход на дистанционное обучение показало, что политика интернетизации и цифровизации системы образования в Казахстане оказалась провальной.

Помимо выше отмеченных сфер, где явно вырисовывается разрыв между сельскими и городскими дошкольными организациями, существуют еще несколько факторов неравенства, например, обеспечение детей медико-санитарной помощью, организация качественного, сбалансированного и своевременного питания детей и др.

 

Выводы и рекомендации

В системе сельского ДВО сложилось огромное количество нерешенных проблем. Общеизвестно, что воспитание и обучение детей дошкольного возраста является фундаментом для будущего развития и благополучия ребенка. В связи с этим, необходимо в срочном порядке решать вопросы, связанные с ДВО. Как было указано выше, успех процесса ДВО зависит не только от охвата сетью дошкольных организаций, но и от многих других факторов, таких как качество предоставляемых образовательных услуг, обеспечение их благоустройством и инфраструктурой и др.

Поэтому, исходя из выше изложенного, предлагаем следующие рекомендации:

1. Необходимо принять новую национальную программу развития ДВО, на примере государственной программы «Балапан». Наличие национального плана предопределит устойчивый количественный и качественный рост дошкольного образования.

2. Увеличить финансирование системы ДВО. Финансирование в 0,1% от ВВП необходимо довести до стандартных показателей в 1,0-2,0%, как в общем по странам ОЭСР.

3. Увеличить государственные образовательные гранты (республиканские, региональные) на специальность «Дошкольное воспитание и обучение».

4. Создать систему и условия для прохождения повышения квалификаций сельским педагогам ДВО, обязательные входные психологические тесты при приеме на работу в дошкольные организации.

5. Увеличить сеть дошкольных организаций. Расширить сеть полноценных детских садов в перспективных селах (в соответствие с межотраслевым проектом «Ауыл – Ел бесігі»), а также увеличить мини-центры с полным днем пребывания.

 

Источники:

[1] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, 2016 год. С. Ирсалиев, А. Култуманова, Э. Тулеков, Т. Булдыбаев, Г. Кусиденова, Б. Искаков, Л. Забара, Л. Барон, Е. Коротких – Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2017. – С. 95.

Читать также ...
Гендерно-дифференцированное влияние пандемии на оплачиваемую и неоплачиваемую работу и работу по уходу

[2] Государственная программа «Образование» на 2000–2005 годы.

[3] Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010–2020 годы.

[4] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, 2016 год. Астана: АО «ИАЦ», 2017 – С. 97-100.

[5] Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010–2020 годы.

[6] ГПРОН РК на 2011–2020 годы.

[7] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года). – Нур-Султан, 2019. – С. 68-69.

[8] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «Информационно-аналитический центр»: Нур-Султан, 2020. – С. 31-32.

[9] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года). – Нур-Султан, 2019. – С. 224.

[10] UNICEF (2008), The Child Care Transition: A League Table of Early Childhood Education and Care in Economically Advanced Countries. Italy: UNICEF Innocenti Research Centre // https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/rc8_eng.pdf.

[11] Закон РК об образовании от 27 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 года).

[12] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «Информационно-аналитический центр»: Нур-Султан, 2020. – С. 43.

[13] Там же. – С. 28.

[14] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «Информационно-аналитический центр»: Нур-Султан, 2020. – С. 45.

[15] Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов» от 30 октября 2018 г. № 595 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017657

[16] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «ИАЦ»: Астана, 2016. – С. 48; Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «ИАЦ»: Нур-Султан, 2020. – С. 49.

[17] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «ИАЦ»: Нур-Султан, 2020. – С. 49.

[18] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года). – Нур-Султан, 2019. – С. 129–132.