В рейтинге британского журнала The Economist на 2014 год Казахстан занимает 57-е место по продовольственной безопасности среди 109 стран, в 2016 году у нас было 56 место.

Если верить официальным данным, на продовольственном рынке у нас все действительно неплохо. По всем видам социально значимых продовольственных товаров обеспеченность за счет отечественного производства в 2016-2017 годы составляет более 80%. Исключение составляют такие товары как мясо птицы – 49,4% (2016) и 51,8% (2017), масло сливочное – 64,9% (2016) и 73,8% (2017), сыры и творог – 55,7% (2016) и 58,6% (2017), сахар – 80,4 % (2016) и 69% (2017), колбасные изделия – 59,5% (2016) и 59,7 % (2017), рыба охлажденная и замороженная – 62,4 % (2016) и 66,8% (2017), яблоки – 65,6% (2016) и 59,4% (2017).

 

Дорогие продукты

Команда Rezonans.kz проанализировала динамику цен за девять лет. 

Анализ Министерства национальной экономики (МНЭ) РК показал необходимость решения стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) вследствие продолжающегося ежегодного роста цен на них. 

За период с 2010 года по 2016 год включительно в среднем продукты подорожали на 71,7%. 

17 января 2020 года НПП «Атамекен» анонсировала о создании Совета по импортозамещению. И озвучила следующие: на товарных рынках страны в 2018 году доля импорта по мясу птицы составила 50%, мясным консервам – 32%, колбасам – 40%, овощные консервы – 72%, масло растительное – 30%, сливочное масло – 27%, сыр – 44%, молоко и сливки сгущенные – 67%, сухари и печенье – 39%, макароны – 15%, сахар – 53%, кондитерские изделия – 49%, дрожжи – 57% и т.д. По большинству товаров легкой промышленности доля импорта превышает 90%. 

Закон РК от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» № 66. Именно в нем заложены такие базовые понятия как физическая доступность, экономическая доступность, продовольственная независимость и идея региональный стабилизационный фонд. Тем самым государство гарантирует населению постоянный доступ к продуктам питания, а также механизм как этого достичь.

Некоторые определения закона: 

  • Физическая доступность продовольственных товаров — наличие продовольственных товаров на всей территории республики в каждый момент времени и в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;
  • Экономическая доступность продовольственных товаров — возможность приобретения населением продовольственных товаров в соответствии с физиологическими нормами потребления при существующей структуре потребления продовольственных товаров, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;
  • Продовольственная независимость — состояние экономики, при котором государство способно обеспечить физическую доступность продовольственных товаров за счет отечественного производства в случае прекращения их поставок из других государств.
  • Региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров – оперативный запас продовольственных товаров, созданный для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности на территории областей, городов республиканского значения, столицы. Цель – сглаживание сезонных колебаний цен на социально значимые продукты питания. Стабфонды действуют во всех областях и городах республиканского значения РК.

 

Читать также ...
Перезагрузка работы стабфондов: опять не вышло

Согласно постановлению правительства, перечень СЗПТ состоит из 19 наименований: (мука, хлеб, рожки, крупу гречневая, рис, картофель, морковь, лук репчатый, капуста, сахар, масло подсолнечное и сливочное, говядина, мясо кур, молоко, кефир, яйца, соль, творог).

Через 7 лет в 2012 году появилось постановление «Об утверждении Правил формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров» и 9 октября 2012 года утвердили его под № 1280. В том же году из республиканского бюджета было выделено 12,1 млрд тенге. Эти средства в дальнейшем были переданы в местные бюджеты. В регионах они используются до настоящего времени. Также к этому подключили местные бюджеты.

В период с 2016 по 2017 год проведен бюджетный анализ на «Использование инструмента стабилизационного фонда в Казахстане» в рамках программы «OPEN BUDGET FELLOWSHIP» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. 

Рабочая гипотеза: использование стабилизационного фонда не оказывает регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок.

Несостоятельность стабфондов доказывать не нужно, это видят и ощущают все граждане весной и осенью.

В чем причина неэффективности продовольственных стабфондов?

Ниже семь причин, по которым на наш взгляд стабфонды не достигают своей цели. 

Первая причина – нет конкуренции. Создавать стабфонды не может никакая другая организация, кроме социально-предпринимательской корпорации (СПК) не может заниматься этой деятельностью, так как законом об АПК определена в качестве оператора стабфондов только специализированная организация, а это — СПК. Именно они являются операторами стабфонда по заказу акимата и тут актуально выражение «Государство – плохой менеджер».

Вторая причина – не хватает открытости. Нами в 2018 году для анализа работы стабфондов сделаны запросы в акиматы по всему Казахстану. Результат говорит сам за себя. И так, проведено 16 запросов, шесть получено ответов в срок, семь областей не предоставили ответы и три области отказали предоставить информацию сославшись на: Согласно положению о коммерческой тайне служебной и иной охраняемым законом тайне АО НК «СПК» утвержденного советом директоров общества и статьи 126 «Гражданского Кодекса РК» обществом не предоставляется возможным предоставить информацию. Таким образом, мы видим, что сам совет директоров, да и СПК печется за то, чтоб лишние глаза да уши не видели данную информацию.

Третья причина – это зарегулированность механизма принятия решения об операциях с ресурсами стабфондов. Все решения принимаются специальной Комиссией при акимате. Аким области образует комиссию и утверждает ее членов (не менее 9 человек). Председатель комиссии – заместитель акима области. Окончательное решение принимается акимом.

Отсутствует персональная ответственность. Непонятное распределение ответственности между акимом области, комиссии, рабочим органом и специализированной организацией. Если рассмотреть состав комиссии, то это: представитель партии «Нур Отан», директор региональной палаты предпринимателей. Частные лица, которые зачастую являются поставщиками продовольственных товаров или торговые точки по распространению продуктов питания. Однако их участие отмечено как по согласованию. Но в комиссии не представлены такие организации как: Союз фермеров, ассоциации предпринимателей. 

На поданные заявления войти в состав комиссии по стабфонду Северо-Казахстанской области (СКО), я дважды получал отказ. Как говорится, все свои.

В девяти областях у стабфондов рабочий орган управление сельского хозяйства, что считаю верно, так как ЗРК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». При внесений изменений норм законодательства ответственным является Министерство сельского хозяйства РК. 

Четвертая причина – возможность хранить деньги на депозитах. Правила формирования и использования стабилизационных фондов позволяет свободные средства хранить в БВУ. Анализ Министерства национальной экономики РК в 2018 году показал, что часть средств выделенных на стабфонды находятся на депозитах. По отдельным регионам размер депозитов превышает половину выделенных средств. Наряду с этим имеется огромная задолженность перед организациями, которая в отдельных случаях достигает 90%. 

Для примера с 2011 по 2017 годы было выделено 2,0 млрд тенге на стабилизацию цен.

За период 2016-2017 на СФ СКО было выделено 300 млн тенге. Сумма вознаграждений от временно свободных средств составило в: 2016 – 1,7 млн тенге и 4,8 млн тенге в 2017 году.

Пятая причина – не работает механизм контроля. В целях сдерживания необоснованного роста цен на СЗПТ с 2011 года в РК был введен механизм установления пороговых значений розничных цен на СЗПТ. В случае их превышения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях предприниматели будут привлечены к административной ответственности. Однако по информации МНЭ РК с 2011 года акиматы не утверждали размер предельно допустимых розничных цен. На данный момент они установлены, но узнать или увидеть эти цифры нет возможности. Постановление относится к служебной информации ограниченного распространения (с пометкой ДСП). Основание рекомендательное письмо МНЭ РК №28-1/25532-34 от 29.12.2018. Данную меру можно сравнить с репрессией МСБ и чтоб применить ее нужно сначала обеспечить собственными продуктами на 100%, а потом их контролировать.

Шестая причина – государственный контроль по соблюдению размера предельно допустимых розничных цен на СЗПТ закреплен за местными исполнительными органами – акиматами. В регионах все сводится к заключению меморандумов с торговыми точками и посещением акимов рынков. Все заявления высокопоставленных чиновников носят популистский характер. Ни одно рекомендованное решение не нашло поддержку и внедрение в практику на местах. Борьба и поиск спекулянтов на рынках закончилась также быстро, как и началась, превратившийся в посещение торговых точек акимами и временной смены ценников на продукты питания.

Седьмая причина – отсутствует анализ рынка. На данный момент слабостью рынков является отсутствие качественных долгосрочных прогнозов, четко обоснованного логистического плана. 

 

Читать также ...
Спасут ли нас $500 млн: чем кредит Всемирного Банка может навредить казахстанскому АПК?

P.S. ИА «NewTimes.kz» в 2017 году провел опрос пользователей своего сайта – какие вопросы волнуют более всего общественность и смогут повлиять на решения примера на кардинальные перестановки в правительстве. Самой острой проблемой оказался «неудержимый рост цен на продукты» – 50% или 1461 человек.