Кадровый потенциал для борьбы с эпидемией быстро уменьшается. Уже сегодня целые медицинские организации закрываются на карантин. Одномоментно из работы “выключаются” несколько сотен медиков. Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), лекарства, больничные площади и койки – бесполезны без специалистов, и специалистов с клиническим мышлением. Материальные ресурсы – пусть дорого, но можно закупить. А реальный невосполнимый ресурс в борьбе с эпидемией – медработники. Если эпидемия в РК пойдет по негативному сценарию, то страна столкнется с дефицитом кадров, и посадка будет жесткой.

Пока данные обнадеживают: ситуация стабильна. Согласно статистической форме №17 Министерства здравоохранения, в РК инфекционистов всех специализаций – около 1 тыс., анестезиологов-реаниматологов – порядка 3 тыс. Итого специалистов «последнего бастиона» – 4 тыс.

Оценочный расчет, учитывающий долю работников амбулаторного звена и медсестер, показывает, что 70-90 тыс. случаев – тот порог эпидемии, после которого система захлебнется. Остается верить в официально озвученный прогноз – 3,5 тыс. случаев коронавируса – и все же принимать меры, готовясь к пессимистичному сценарию.

Как сохранить имеющиеся кадровые ресурсы? 

1. Необходимо срочно и в полной мере (на 100%) обеспечить медиков средствами индивидуальной защиты. Эти люди рискуют своим здоровьем, и государство должно не только обещать компенсационные выплаты, но и приложить все усилия для защиты медработников. В СМИ один за другим гремят международные скандалы – американцы втридорога за наличный расчет перекупают партии масок, готовые к отправке во Францию и Германию.

2. Необходимо создать оперативную группу, представляющую интересы РК, которая без посредников будет выходить на зарубежные заводы-производители и “отвоевывать” средства индивидуальной защиты.

Как расширить кадровый резерв? 

3. Срочно проводить массовую первичную специализацию медработников по борьбе с коронавирусом. Врачи в первую очередь смежных специальностей (пульмонологи, терапевты), а затем и остальные должны отработать базовые знания и навыки в этом направлении. Кроме того, каждый узкий специалист должен понимать, что его пациенты с хроническими заболеваниями находятся в группе риска, и представлять свои действия.

4. Надо срочно просить помощи внутри страны и на международной арене. Мобилизовать частные клиники – привлечь кадры, определить площади для карантина медработников, использовать оборудование, организовать тестирование, амбулаторный прием, дистанционное ведение легких больных, триаж, обзвон групп риска и маршрутизацию на тестирование.

5. Необходимо провести инвентаризацию и адаптацию помещений – коммерческих и на балансе государства – под карантин, после оценки их пригодности к обеспечению мер инфекционной безопасности.

6. Группы риска по возрасту и наличию хронических неинфекционных заболеваний, в т.ч. множественных, известны. Есть также группы риска по профессии, группы риска необходимо охватить тестированием. Эти меры должны быть предприняты именно на ранней стадии эпидемии. Пациенты, не диагностированные прямо сейчас, в дальнейшем внесут мультипликативный вклад в распространение вируса.

7. Необходимо работать с потенциальными очагами – это места с высокой ежедневной проходимостью. Особо следует отметить поликлиники, как потенциальные очаги перекрестного заражения уже ослабленных другими болезнями людей, включая хронических больных. Поликлинический прием по нековидным обращениям следует перевести в телемедицинский формат, а поликлинические мощности (здания, оборудование, дневные койки) определить под карантин, либо адаптировать под лечение коронавируса.

Ситуация серьезная, прогноз неясен, описанный комплекс мер требует срочной реализации. 

Читать также ...
Здравоохранение: теленок-сосунок или дойная корова?