Для того, чтобы оценивать эффективность политики в отношении социально уязвимых (СУ) слоев населения, необходимо понимать сколько граждан из числа социально уязвимых в разрезе категорий представлено в том или ином регионе страны. Некоторые категории граждан нуждаются в специальном обеспечении, инфраструктуре.

Тем не менее, в открытом доступе отсутствует информация о некоторых категориях социально уязвимых не только в разрезе регионов, но и в целом по стране.

Неполной выглядит и представленная информация о наличии тех или иных возможностей, услуг, предоставляемых государством в отношении социально уязвимых(СУ)  категорий населения. Сложно понять, как с ситуацией справляются сами граждане, каков уровень их информированности, насколько качественно и в каком объеме они получают положенную помощь.

 

Кто входит в группу СУ?

К социально уязвимым относят тех граждан, которые в силу обстоятельств лишились (не имели от рождения) жилья, кормильца или физической способности трудиться.

В контексте доходов речь идет о тех гражданах, которые в силу трудных жизненных обстоятельств имеют низкий уровень дохода или вообще не могут зарабатывать средства.

К социально уязвимым слоям населения относятся группы граждан, отраженные в таблице 1.

 

Таблица 1. Группы социально уязвимых граждан РК и их численность

Группа социально уязвимых Фактическая или оценочная численность представителей группы, чел. (на 2020 год)
1 инвалиды и участники Великой Отечественной войны 1 339
1-1 лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; 123 661
2 инвалиды 1 и 2 групп; 528 289
3 семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов
4 лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан; Н.д.
5 пенсионеры по возрасту 2 227 707
6 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия 258 803
7 оралманы 1 057 280
8 лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Н.д.
9 многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи 349 000
10 семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка Порядка 2 600
11 неполные семьи. Порядка 540 000

Источник: КС МНЭ РК и другие открытые источники госорганов

 

Читать также ...
Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Данные о двух категориях представлены в предположительном формате, исходя от тех данных, которые были указаны в конце 2016 года. Так, численность неполных семей составляла около 460 тыс. семей. Можно предположить, что к 2020 она составляет порядка 540 тыс. неполных семей, исходя, в том числе и из статистики о разводах. Численность семей лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей порядка 2 600, в конце 2016 года она составляла 2 412.

Общая численность социально уязвимых слоев населения в Казахстане превышает 5 млн человек – это около трети населения страны.

 

Пособия и жилье для СУ

Политика в отношении социально уязвимых слоев населения является разной в контексте различных категорий, и состоит из нескольких направлений. Речь идет о получении выплат из государственного бюджета, который состоят из нескольких уровней, определенных льготах в сфере образования и жилищной политики, предоставлении ряда бесплатных медицинских услуг, освобождение от уплаты ряда сборов и налогов.

На решение жилищных проблем, направлена запущенная с июня 2019 государственная жилищная программа «Бақытты отбасы», в рамках которой предусмотрена льготная ипотека под 2% годовых, с первоначальным взносом 10%, на срок до 20 лет. Также социально-уязвимые слои населения, имеют преимущественные права на получение социального арендного жилья без выкупа.

В 2019 году в статусе нуждающихся более 150 тыс. семей из числа социально уязвимых категорий населения.

Услуги в сфере здравоохранения, включают определенные дорогостоящие медицинские процедуры, широкий спектр лекарственных препаратов, стоматологические услуги и др.

Вместе с тем, в вопросах социального обеспечения, большое значение имеет региональный фактор, возможности местных бюджетов. Если в Алматы и Нур-Султане инвалиды и пенсионеры имеют возможность получения санаторно-курортного оздоровления, посещения различных центров развития и досуга, то в других регионах о подобного рода деятельности не указывается.

Определенные категории из числа социально уязвимых граждан имеют право на получение жилья из жилищного фонда государства. Инвалиды кроме получения жилья, наделены правом выбора наиболее подходящего для них жилья, обеспечение этого жилья специальными средствами и приспособлениями. В перечень того, что должно быть предоставлено инвалидам входит обеспечение необходимой инфраструктурой для полноценной жизнедеятельности.

Право на получение жилья по достижению совершеннолетия имеют и сироты.

           

Дефицит информации

Хотя меры поддержки СУ слоев населения прописаны достаточно детально, судить об эффективности их воплощения на практике очень сложно. Усугубляет ситуацию и тот факт, который был обозначен первым президентом РК Нурсултаном Назарбаевым еще в 2018 году о формальном подходе исполнительных органов в отношении охвата адресной социальной помощью социально уязвимых слоев населения.

Существуют сложности с пониманием представленности социально уязвимых граждан в том или ином регионе. В открытом доступе нет информации о численности граждан с некоторыми формами тяжелых хронических заболеваний, тем более, в разрезе регионов. Имеющаяся информация об инвалидах не дополняется информацией о наличии специальной инфраструктуры в региональном разрезе.

В разных регионах ситуация с социальным обеспечением граждан из числа социально уязвимых граждан страны обстоит абсолютно по-разному, поэтому сложно судить о качестве той поддержки, которую они получают. Если в Алматы, городе Нур-Султан вопросам развития необходимой инфраструктуры уделяется внимание, то в отношении других регионов информация подобного типа не представлена. 

Необходим единый ресурс, интерактивная карта, которая давала бы понимание об обеспеченности каждого региона страны необходимой инфраструктурой, в том числе и для инвалидов, пожилых людей, людей с тяжелыми заболеваниями. Этот ресурс нужен и для самих граждан из числа социально уязвимых категорий населения, чтобы они имели представление, были информированы о тех возможностях, которые существуют.

Отдельно стоит отметить сложность получения информации даже для простого понимания ситуации в сфере поддержки граждан из числа социально уязвимых слоев населения. Категорий получателей социальной помощи 11, и в отношении каждой из них должен быть обозначен единый список, в котором были бы перечислены все меры поддержки, которые реализует государство, написанные понятным языком.