Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Государственная программа

Риторика прозрачности: здравоохранению нужны инструменты

Марат Мамаев Марат Мамаев
27.03.2021
Риторика прозрачности: здравоохранению нужны инструменты

Марат Мамаев – аналитик здравоохранения 

Жанат Нургалиев – экономист, директор ЧУ «Integrity Astana»

Несмотря на официальную риторику государственной политики о необходимости повышения подотчетности и прозрачности государственных органов, наблюдается безуспешная реализация в секторе здравоохранения по причине отсутствия инструментов.

В сектор здравоохранения государство ежегодно финансирует более 1,5 трлн. тенге, которое оно же намеревается увеличивать. Результаты проведенного анализа прозрачности процессов планирования ресурсов и финансирования в секторе здравоохранения пока говорят о неутешительных тенденциях непрозрачности.

 

Прозрачность на фоне увеличения госрасходов

Факт ежегодного номинального увеличения госрасходов на здравоохранение не стимулирует Министерство здравоохранения РК (далее – Минздрав) внедрять инструменты необходимые для обеспечения подотчетности и прозрачности движения средств, которые составляют выше 10% государственного бюджета.

Инструменты подотчетности и прозрачности нужны на всех этапах принятия решений по распределению бюджета: начиная от принятий решений по определению потребностей в финансовых ресурсах вплоть до решений по распределению и перераспределению.

Источник: Закон РК «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы

 

Бюджетирование здравоохранения страны не решило проблему совершенствования процессов, связанных с конвертированием панируемых медико-демографических показателей здравоохранения в суммы финансовых средств — методология, бюджетирования, ориентированного на результат.

Вместе с тем, в наименовании набора открытых данных Минздрава отсутствует строка о расходах государственного бюджета на здравоохранение, что позволяет не предоставлять в открытом доступе развёрнутую и унифицированную информацию о структуре расходов в разрезе регионов.

 

Инструмент целевого использования трансфертов 

За последние 10 лет реформы системы финансирования здравоохранения были направлены на консолидацию расходов на центральном уровне и централизацию источников финансирования. Ярким проявлением этого является создание Единого закупщика медицинских услуг – НАО «Фонд социального медицинского страхования» (далее – ФСМС), функционирование которого призвана повысить эффективность здравоохранения и реализовать принципы стратегического закупа медицинских услуг.

Однако Минздрав, который в рамках Правил предоставления трансфертов [2] ФСМС направляет средства из бюджета на обеспечение населения медицинской помощью не определил за годы функционирования системы ОСМС правила использования указанных средств. Это означает, что для ФСМС Минздрав еще не разработал инструмент, который определял бы порядок целевого использования государственных средств.

Отсутствие инструментов контроля, возможно, компенсируется разными отчетными формами, в том числе правилами предоставления трансфертов. Однако если исходить из логики регулирования, то Минздраву в том числе следует определять порядок использования средств. Ведь у Минздрава в совокупности существует два инструмента вмешательства в деятельность по управлению государственными средствами: первое, это регулирование через определение нормативных рамок и представительство в Совете Директоров ФСМС.

 

Кто платит, сколько, кому и за что? 

Помимо этого, у Минздрава отсутствует унифицированная форма отчетности перед обществом по государственным расходам. Если в рамках существующего законодательства общество обязали уплачивать отчисления и взносы в систему ОСМС, то и со стороны государства в лице соответствующих уполномоченных органов должна быть обеспечена максимальная прозрачность и подотчетность перед обществом.

Наличие отдельных презентационных слайдов по некоторым регионам под названием «Гражданский бюджет» не позволяют ответить на простые вопросы по движению государственных средств: Кто платит? Сколько? Кому? За что? Соответственно отсутствует возможность сформировать целостную картину механизма финансирования медицинских услуг в Республике Казахстан.

Источник: Формат гражданского бюджета здравоохранения СКО 

Стоит отметить, что нами был разработан проекты методики формирования гражданского бюджета, формы гражданского бюджета по результату анализа прозрачности расходования бюджета здравоохранения, который еще раз обнажил проблему отсутствия у Минздрава инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности расходов в секторе здравоохранения. Однако попытки презентовать результаты указанной работы на Общественном Совете Минздрава не увенчались успехом, что не соответствует политики «Слышащего государства».

 

ГОБМП – это не ОСМС

Напомним, что, система ОСМС призвана обеспечить социальную защиту интересов в сфере охраны здоровья и гарантировать всем застрахованным гражданам Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи за счет средств, которые аккумулируются в ФСМС.

Помимо понятной отчетности о расходах на здравоохранение перед обществом отсутствуют механизмы обеспечения прозрачности процесса формирования пакетов медицинской помощи в рамках ГОБМП и в системе ОСМС.

В информационном пространстве можно увидеть активную информационно-разъяснительную работу по вопросам структуры и наполнения пакетов медицинской помощи. Наблюдая как менялось наполнение, и структура пакетов медицинской помощи можно понять, что процесс принятия решений по отнесению или исключению медицинских услуг в пакеты ГОБМП и ОСМС не систематизирован.

Историческая инерция культуры принятия решений по наполнению ГОБМП плавно перешла и к процессу формирования пакета ОСМС. Однако важным фактором является то, что обеспечение в рамках пакета ОСМС осуществляется не за счет чистых государственных средств, а финансируется в том числе за счет отчислений и взносов населения, где плательщик и потенциальные бенефициары медицинских услуг должны иметь представление о критериях отнесения и исключения медицинских услуг в пакеты.

В реализацию норм Кодекса Минздрав определил механизмы взаимодействия между медицинскими организациями и ФСМС в рамках закупа медицинских услуг для населения [3].

В свою очередь ФСМС утвердил [4] состав республиканской и региональных комиссий по выбору и размещению объемов медицинских услуг среди субъектов здравоохранения в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на 2021 год.

Однако и здесь следует отметить, что процесс распределения и перераспределения средств между поставщиками медицинских услуг в рамках закупа медицинской помощи с участием комиссии также не подкреплен конвертацией объективных показателей поставщика медицинской помощи в конкретные объемы медицинской помощи и сумм в договорах.

 

Не прозрачная инертность 

Отсутствие инструментов обеспечения прозрачности и подотчетности в системе здравоохранения отразилось и на процессе финансирования в рамках обеспечения надбавок и единовременных социальных выплат для медицинских работников (далее — господдержка для медицинских работников).

Несмотря на наличие многочисленных участников, информационное сопровождение процессов распределения господдержки для медицинских работников характеризовалась низкой прозрачностью принятия решений на всех уровнях.

Мониторинг прозрачности распределения средств на господдержку не установил следующую информацию на официальных сайтах Минздрава, МИО, УОЗ/УЗ:

  • о составах комиссии и его регламенте;
  • о перечне карантинных объектов и критериях отнесения к карантинным объектам;
  • о правах и ограничениях для получения надбавок и единовременных социальных; выплат для медицинских работников;
  • о фактических выплатах надбавок и единовременных социальных выплат медицинским работникам;
  • о количестве потенциальных получателей и отклоненных получателей надбавок, и единовременных социальных выплат медицинским работникам;
  • скан копии или выписок из протоколов комиссии.

Все информационное сопровождение проводилось отдельно взятыми пресс-релизами отдельных государственных органов, без единых и доступных форм отчетности, которые не покрывали основные ответы, обеспечивающих прозрачность процессов.

До сих пор не решен вопрос интеграции и объединения данных с многочисленных информационных систем отрасли здравоохранения (государственных и частных), которые используют персональные данные граждан в рамках формирования паспорта здоровья граждан. В идеале пациенту после получения определенной услуги в рамках ГОБМП и ОСМС, должна приходить информация о затратах государства на оказанную ему услугу. Тогда общество будет чувствовать определенную сопричастность к проводимым реформам в отрасли, заботу со стороны государства.

Не прозрачность некоторых процессов в секторе здравоохранения создает предпосылки для формирования информационных вбросов и манипулирования. Население должно иметь доступ к информации, которое гарантирует сегодняшняя риторика руководства страны. Это позволит снижению градуса отдельных негодований и повышению доверия среди общества. Для этого требуется обеспечить системный подход в вопросе обеспечения прозрачности и подотчетности здравоохранения использую инструменты.

 

[1] Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2017 года № 554 «Об утверждении Правил предоставления трансфертов фонду социального медицинского страхования»

[2] Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 апреля 2018 года № 166 «Об утверждении перечня открытых данных, размещаемых на интернет-портале открытых данных»

[3] Правила закупа услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС и Правила оплаты услуг (от 8 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-242/2020 и от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-291/2020 соответственно)

[4] Приказ НАО «Фонд социального медицинского страхования» № 240 от 15 декабря 2020 года

Теги: здравоохранениеОСМСФСМС
Предыдущий пост

Открыта регистрация на второй Нобелевский фестиваль

Следующий пост

Женское лицо работающей бедности

Марат Мамаев

Марат Мамаев

Эксперт по экономике здравоохранения

Статьи по теме

Ekonomist - здравоохранение

Уроки ковида для системы здравоохранения Казахстана

01.08.2021
Ekonomist - здравоохранение

Не риторический вопрос. Как повысить доверие к системе здравоохранения?

01.08.2021
Генеральное соглашение на 2021-2023 годы: новый пакет социально-экономических обязательств

Генеральное соглашение на 2021-2023 годы: новый пакет социально-экономических обязательств

04.07.2021
Серик Джаксылыков - Урбанизации в Казахстане: неожиданная смена приоритетов

Урбанизация в Казахстане: неожиданная смена приоритетов

09.05.2021
Временная занятость: выход из кризиса или путь в никуда

Временная занятость: выход из кризиса или путь в никуда

25.01.2021
Марат Мамаев - Бюджет здравоохранения: инструмент прозрачности

Бюджет здравоохранения: инструмент прозрачности

09.05.2021
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.