Практически все HR-специалисты нарушают антидискриминационные нормы законодательства РК согласно результатам нашего исследования. Большинство из них осведомлены о существовании неких антидискриминационных ограничений, но лишь единицы учитывают их в процессе привлечения и отбора кандидатов.
Проведенные нами интервью с HR-менеджерами и руководителями кадровых агентств в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте способствовали получению объективной картины применения антидискриминационных норм. Знание HR-специалистами основного закона в сфере гендерного равенства – «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» – оставляет желать лучшего.
Согласно недавнему исследованию, именно этот закон выступает одним из наименее известных в сфере регулирования гендерных отношений среди казахстанцев.
Подробно изучив закон, Международная комиссия юристов пришла к выводу, что в ряде отношений данный акт не только не противодействует барьерам, с которыми сталкиваются женщины, но и закрепляет их.
Закон был принят в 2009 году в результате совместной работы государственных органов, НПО и экспертного сообщества. Данный акт выступил серьезной заявкой РК на лидерство в достижении гендерного равенства в Центральной Азии и СНГ. В соседней Российской Федерации утверждение подобного законодательного акта добиваются много лет, но каждый раз его рассмотрение наталкивается на сопротивление и последующее отклонение.
Закон является основой гендерной политики и гарантирует равные права и возможности женщин и мужчин в том числе в сфере труда, в частности, равный доступ к вакантным рабочим местам и заключение трудового договора. Согласно закона центральные исполнительные органы в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин способствуют соблюдению гендерного равенства в кадровых вопросах и рассматривают обращения граждан о его нарушении.
Тем не менее, статистика обращений граждан и дел по гендерной дискриминации при трудоустройстве в РК практически равна нулю. В государствах, довольно опытных и продвинутых в вопросах гендерного равенства, количество подобных жалоб составляет солидный процент. Так ежегодное число жалоб на гендерную дискриминацию в США превышает в среднем 25 тыс., в то время как в Казахстане не зафиксировано и 0,01% от указанной статистики.
Эксперты Международной организации труда (МОТ) полагают:
«Отсутствие достоверной статистики делает невозможным адекватную оценку антидискриминационных мер, а случаи дискриминации остаются неизвестными и неучтенными».
Сбор подобной статистики является первичной и критически важной мерой, которую должно принять государство, ориентированное на достижение гендерного равенства.
Большинство опрошенных HR-специалистов уверены, что представители государственных органов не имеют права контролировать их деятельность в сфере рекрутинга и отбора, так как они являются частными организациями. Они также отмечают, что инспекторы труда проверяют выплаты заработных плат, отпускных, больничных, но не интересуются соблюдением антидискриминационных норм.
Анализ содержания закона и практики применения антидискриминационных норм позволил заключить, что он носит фрагментарный характер и не способен полноценно регулировать проблему дискриминации в результате ряда пробелов:
- Определение понятия «дискриминация по признаку пола» является довольно кратким и широким и не соответствует международным стандартам: «Дискриминация по признаку пола — любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола».
- Гендерная политика РК нацелена на «преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку», но закон не упоминает о каких-либо формах дискриминации, делая дискриминацию аморфным понятием.
- В законе отсутствует конкретный механизм контроля и отслеживания его соблюдения. Собственно, наличие закона не гарантирует его исполнения. Если граждане не знают прецедентов наказания за его игнорирование и не понимают механизм его возможного воздействия, то ничего не останавливает их от его нарушения.
- Бремя доказывания факта нарушения прав, наложенное на соискателя, делает процедуру применения закона еще сложнее. Кандидаты, подвергшиеся дискриминации, не в силах собрать и предоставить доказательства нарушения своих прав.
- Дефицит правоприменительной практики и статистики по делам о гендерной дискриминации при трудоустройстве ведет к отсутствию алгоритма действий для исполнительной власти.
- Вседозволенность работодателей привлекать и отбирать кандидатов без учета антидискриминационных требований снижает готовность соискателей защищать свои права. Отсутствие проверок со стороны инспекторов труда усугубляет сложившуюся ситуацию.
Дополнительно, антидискриминационные нормы в профильных законах, в том числе в области защиты труда, не получили своего развития. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, штрафы на работодателей налагаются только в двух случаях: (1) при гендерном разрыве в оплате труда и (2) при указании пола в объявлениях о вакансиях. Все остальные случаи дискриминации при трудоустройстве остаются без внимания и не подлежат взысканию.
Предупреждение дискриминации при трудоустройстве может быть осуществлено за счет планомерного совершенствования существующего законодательства.
Необходимо внести следующие поправки в закон, сделав его более предметным и соответствующим международно-признанным нормам:
- Термин «дискриминация по полу» заменить на «гендерная дискриминация», так как «пол» — это понятие биологии, анатомии, а «гендер» — социальный термин.
- Синтезировать дефиницию «гендерная дискриминация» на основе терминов МОТ и ООН с учетом казахстанской специфики: «Гендерная дискриминация – это всякое различие, предпочтение или ограничение по признаку пола, приводящее к уничтожению или нарушению прав, свобод, равенства возможностей или обращения в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».
- Включить понятия «прямая» и «косвенная гендерная дискриминация». Прямая дискриминация возникает в результате явного разделения, предпочтения или исключения по признаку гендера. Косвенная дискриминация относится на первый взгляд к нейтральным действиям, но на деле ведет к неравному обращению к людям разных гендеров.
- В трудовое законодательство внести ответственность работодателя за проявление дискриминации не только при трудовых отношениях, но и при привлечении и отборе кандидатов. С целью повышения прозрачности и подотчетности обязать компании со штатом более 100 человек вести протоколирование отборочных процедур.
- В случае прямой дискриминации бремя доказывания должно лежать на работнике, в случае косвенной – работодатель обязан доказать факт отсутствия дискриминации по принципу prima facie, принятому в практике Европейского суда, США, Канаде и Великобритании.
- В Кодексе РК об административных правонарушениях штрафы должны быть установлены за любое проявление дискриминации. Размер штрафов следует увеличить вдвое, чтобы они могли выступать реальным сдерживающим фактором для возможных нарушителей.
- Ввести в штат управления по инспекции труда антидискриминационного инспектора, в обязанности которого будет входить проверка соблюдения организациями антидискриминационных норм РК.
Несмотря на благую инициативу утверждения закона, он так и не стал тем ключевым документом в области гендерного равенства, каким ему суждено было быть. Совершенствование закона посредством предлагаемых мер позволит не только снизить уровень дискриминации и сформировать реальную статистику нарушений, но и повысить возможности применения человеческого капитала РК.
Social Media