Последствия COVID-19 могут оказать на экономику страны наиболее значительный эффект за всю новейшую историю независимого Казахстана, следует из исследования, проведенного KPMG.
Исследование основано на интервью с ключевыми игроками различных отраслей Казахстана. В опросе приняли участие более 50 руководителей бизнес-сообщества Казахстана.
В соответствии с предварительным прогнозом МВФ, снижение ВВП Казахстана (в реальном выражении) в 2020 году составит (-2,5%) – против роста ВВП в 2019 году, составившего +4,5%. ВВП Казахстана может продемонстрировать такой значительный спад впервые со времен кризисов, вызванных последствиями развала СССР в 1991 году (кризис 1991-1996 годов), а также кризисом «Азиатских тигров» и российским кризисом (кризис 1997-1998 годов).
Распространение COVID-19 и действия OPEC+ значительно повлияли на цены на нефть и курс тенге. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на нефть в мире в 2020 году снизится из-за распространения COVID-19 на 9,3 млн баррелей в сутки (9%). В апреле спрос сократился на 29 млн баррелей в сутки – до самого низкого с 1995 года уровня.
2 апреля 2020 года Министерство финансов РК сообщило об увеличении дефицита государственного бюджета с 1,2 трлн тенге до 2,4 трлн тенге, а также об увеличении суммы трансферта из Национального фонда в пользу доходов бюджета с 2,7 трлн тенге до 4,77 трлн тенге.
Мировой экономический кризис по-прежнему продолжается и не исключено, что его последствия будут еще долго оказывать негативное влияние на экономику страны.
Ключевые выводы исследования
- Текущая ситуация с COVID-19, вероятнее всего, станет причиной наступления одного из самых глубоких кризисов в Казахстане со времен развала СССР, поскольку COVID-19 вызвал глобальный экономический кризис, масштабы которого пока сложно до конца оценить.
- На базе сравнительного анализа с другими странами, период карантина в Казахстане может составить 2-2,5 месяца.
- Наиболее уязвимо в текущей рыночной конъюнктуре чувствуют себя участники таких сегментов и отраслей экономики Казахстана, как МСБ, непродуктовая розничная торговля, авиационная отрасль, горнодобывающий, транспортный сектор, электроэнергетика, и сфера услуг.
- Меры по сокращению административных расходов приняты 74% компаний-респондентов. Около половины опрошенных активно работает над оптимизацией закупок (реструктуризация кредиторской задолженности, оптимизация логистической цепочки, пересмотр книги заказов и перенос части объема закупок на более поздний срок). Оптимизация расходов на оплату труда преимущественно осуществлялась компаниями в авиационном, финансовом секторах и розничной торговле.
- Компании во всех отраслях экономики (кроме сектора телекома) поставили «на паузу» реализацию капиталоемких инвестиционных проектов или находятся в процессе пересмотра в сторону более «бюджетных» решений для реализации этих проектов.
- Большинство игроков рынка разрабатывают и внедряют антикризисный план действий, планируют пересматривать стратегию развития. 58% опрошенных компаний пересматривают стратегический план развития на ближайшие годы в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом. Одним из направлений изменения стратегий развития, компании отметили фокус на ускоренную цифровизацию бизнеса и каналов продаж в ближайшем будущем.
- Представители крупного казахстанского бизнеса считают объявленные меры государственной поддержки недостаточными и ожидают поддержки в части налоговых послаблений (в том числе по возврату НДС экспортоориентированным предприятиям и компаниям авиационного сектора), возмещения части расходов, а также предоставлении льготного кредитования.
- Около 86% респондентов считают, что постепенный возврат к докризисным позициям произойдет не ранее не ранее, чем через 3-4 квартала (или позднее), что говорит о том, что последствия кризиса могут ощущаться и в 2021 году.
- Кризис вызовет значительное изменение поведенческих реакций людей и необходимость переосмысления государством подходов к обеспечению безопасности в области здравоохранения. Кроме того, кризис также существенно изменит бизнес-ландшафт и скорректирует стратегическое целеполагание как со стороны государства, так и стороны бизнеса. Глобальный экономический кризис и снижение потребительской способности являются основной причиной беспокойства среди компаний-респондентов.
- Девальвация тенге, вызванная падением цен на нефть и снижением спроса и цен на базовые металлы, отрицательно влияет на платежеспособный спрос населения, укрепляя, тем не менее, конкурентоспособные позиции предприятий экспортоориентированных отраслей Казахстана.
- Некоторые респонденты отметили существенное улучшение экологической ситуации, благотворное влияние режима самоизоляции на рост продуктивности, а также «взгляд со стороны»: переосмысление баланса личностного, семейного и бизнес-составляющих своей жизни.
Social Media