Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Обзоры

Передача КПН от МСБ регионам: что получили местные бюджеты от ключевой фискальной реформы года?

Акмарал Камалиева Акмарал Камалиева
23.12.2020

Низкая эффективность бюджетных расходов является одной из основных проблем государственного планирования и управления в Казахстане. Ежегодно Счетный комитет РК публикует отчет о миллиардах неосвоенных тенге, в то время как многие сферы испытывают недофинансирование. Одним из решений данной проблемы является децентрализация государственных бюджетов и наделение большими полномочиями местных органов государственного управления.

C 1 января 2020 года поступления по корпоративного подоходного налога (КПН) от малого и среднего бизнеса (МСБ) зачисляются в местные бюджеты. В республиканский же бюджет будут зачисляться только поступления КПН от субъектов крупного предпринимательства. Ожидается, что данная реформа должна привести к увеличению доходов местных бюджетов и стимулировать местные исполнительные органы расширять налоговую базу за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Следовательно, регионы смогут оставлять поступления по КПН от МСБ и использовать их на свои приоритетные расходы. 

Согласно расчетам Министерства национальной экономики РК, ожидается что региональные бюджеты пополнятся на 386,4 млрд тенге в 2020 году, 428,8 млрд тенге в 2021, и 471,4 млрд тенге в 2022 году соответственно. Логика данных расчетов такова: чем больше в регионе МСБ, тем больше КПН будет поступать в местный бюджет. 

 

Где рост, где спад

До внедрения реформы экономическая значимость местных бюджетов была выражена на уровне 1/10 экономики страны. График 1 показывает уровень, на котором находятся объемы доходов и расходов местных бюджетов относительно ВВП: показатели лежали в пределах 9-10% к ВВП (11% в 2010 году), за исключением незначительного падения в 2018 году (7,6%). За первое полугодие 2020 года в связи с имплементацией реформы наблюдается увеличение показателя доходов к ВВП с 9 до 13%. В абсолютном значении данные за январь — июнь 2020 года показывают увеличение доходов относительно того же периода 2019 года на 38,5% – c 2,6 до 3,6 трлн тенге.

Однако более половины доходов местных бюджетов по-прежнему приходится на трансферты – доля трансфертов в поступлениях за первые 7 месяцев 2020 года составляет 56,6%, что превышает налоговые поступления, которые собираются в местные бюджеты. Это говорит о том, что бюджетная самодостаточность регионов по итогам первых 7 месяцев 2020 года продолжает оставаться на низком уровне.

Последние события связанные с пандемией COVID-19 и падением цен на нефть сказываются и на налоговых поступлениях. Согласно данным Министерства финансов РК, налоговые поступления в местные бюджеты за первые 7 месяцев 2020 года выросли на 30,9% ввиду данной реформы, в то время как поступления в республиканский бюджет снизились на 25,9%. 

Объем поступлений в местные бюджеты по КПН от МСБ за первые 7 месяцев 2020 года составил 291,3 млрд тенге. Данные поступления все еще остаются незначительными, даже по сравнению с другими видами налогов — поступления по КПН от МСБ меньше поступлений по социальному налогу в 1,4 раза (418,2 млрд тенге), и меньше поступлений по ИПН почти в 2 раза (548,3 млрд тенге). Это можно объяснить сложившейся экономической ситуацией: поступления в бюджет от части субъектов МСБ были отсрочены, либо отменены из-за коронакризиса.

Поступления по КПН от МСБ по регионам распределены неравномерно. 

Топ-3 региона – Алматы, Нур-Султан и Атырауская область – за 7 месяцев 2020 года получили более половины всех поступлений КПН от МСБ, при этом Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская области получили наименьшее поступление КПН от МСБ.

Значительные поступления от КПН на приоритетные расходы для развития характерны не для всех регионов. Если смотреть на долю КПН в расходах местных бюджетов, данные показывают что наибольшая доля (30,4%) приходится на город Алматы, затем идут город Нур-Султан и Атырауская область. В то время как в большинстве регионах доля КПН держится в пределах 3-5%, в Кызылординской, Жамбылской и Туркестанской области этот показатель не превышает 2%.

 

Дефицит/профицит местных бюджетов

Влияние реформы отражается и на общей динамике показателей дефицита (профицита) местных бюджетов – в 2020 году впервые за последние 3 года был зафиксирован профицит в размере 112,9 млрд тенге (график 5). Однако, наличие общего профицита местных бюджетов не означает то, что каждый местный бюджет находится в профиците.

Данные графика 4 показывают, что за первые 7 месяцев 2020 года Алматы и Атырауская область показывают наибольший рост по профициту местных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как Туркестанская область является аутсайдером с дефицитом в 38 млрд тенге. Это объясняется слабой деловой активностью в экономике (за этот период налоговые поступления составили всего 39 млрд тенге) и большими расходами на образование (204 млрд тенге). В Жамбылской области ситуация аналогичная — всего 36,4 млрд тенге от налоговых поступлений за первые 7 месяцев, из них только 3,1 млрд от КПН плюс большие расходы на образование (104,6 млрд тенге) и ЖКХ (41,6 млрд тенге).

 

Вопрос в полномочиях

На сегодняшний день налоговые полномочия местных органов власти в значительной степени ограничены. Налогообложение регулируется Налоговым кодексом РК, согласно которому акиматы организуют сбор налогов, не имея возможности определять налоговую базу и устанавливать налоговые ставки. Администрирование налогов по-прежнему централизовано: местные органы сильно зависимы от центрального правительства, финансирующего большую часть местных государственных расходов (60%).

Та же ситуация наблюдается и с полномочиями по расходам: принятие решений и определение приоритетов на местном уровне ограничены из-за зависимости местных властей от бюджетных трансфертов с верхнего уровня, и опять-таки от централизованного администрирования и перераспределения налогов. Отсюда возникает вопрос: каким образом самостоятельность местных бюджетов будет увеличена исходя из отсутствия полных полномочий на местном уровне утверждать и осуществлять расходы?

До 2020 года у местных органов Казахстана не было достаточно стимулов для увеличения своих ресурсов за счет налоговой базы. 

Однако сейчас мы видим, что реформа привела к существенному увеличению доходов местных бюджетов. 

При этом наблюдается непростая ситуация – внедрение реформы совпало с пандемией коронавируса и падением цен на нефть, на фоне которых наблюдается снижение налоговых поступлений в государственный бюджет.

Несмотря на то, что результат реформы в Казахстане пока еще остается неопределенным, ее внедрение является положительным шагом для страны на пути к фискальной децентрализации. Важно сохранить темпы реализации данной важной реформы, так как она подразумевает стимулирование местных исполнительных органов к повышению деловой активности в регионах и развитию МСБ. 

В это же время сложно говорить о ранних итогах реформы, так как нет доступных данных о движении доходов от КПН от МСБ в сторону развития именно малого и среднего бизнеса. Поэтому усиление подотчетности местных органов о ходе реализации данной реформы, доступной для общественности и наделение дополнительными налоговыми и фискальными полномочиями местных органов являются дальнейшими важными шагами по имплементации данной реформы.

Учитывая неравномерное распределение поступлений КПН от МСБ по регионам, местным органам необходимо разрабатывать программы развития предпринимательства в регионах. Результаты данной реформы могут послужить основой для разработки таких программ. 

Также необходимо внедрить диапазон ставок КПН на МСБ на местном уровне. Например, в пределах от 10 до 20%. Такая мера позволит выровнять региональную диспропорцию по поступлениям КПН в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – обеспечит увеличение доходной базы на местном уровне в регионах.

 

Статья подготовлена на основе исследования, проведенного автором. 

Теги: бюджетКПНМСБ
Предыдущий пост

Тихий запрос на участие: почему казахстанцы не склонны к протестной активности?

Следующий пост

Планета после пандемии

Акмарал Камалиева

Акмарал Камалиева

Экономист, консультант EMCG

Статьи по теме

Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Между городом и селом: социальные неравенства в Центральной Азии

Разрыв между городом и селом — общий вызов для стран Центральной Азии

31.05.2025
Ekonomist - Инвестиции в людей: что показывает индекс человеческого капитала в ЦА

Человеческий капитал в Центральной Азии: 5 лет без прогресса

02.06.2025
Ekonomist - Когда креатив — это 2,7 % от доли ВВП: развитие креативной индустрии в Казахстане

Креативная экономика в Казахстане: IT, кино и музыка

26.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.