Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Макроэкономика

Новый глобальный экономический консенсус

Project Syndicate Project Syndicate
19.11.2021
Новый глобальный экономический консенсус

Мариана Маццукато

ЛОНДОН – Вашингтонский консенсус приближается к своему завершению. В докладе, опубликованном на этой неделе, группа экспертов G7 по экономической устойчивости (где я представляю Италию) требует радикально иных отношений между государственным и частным секторами для создания устойчивой, справедливой и жизнеспособной экономики. Когда лидеры G20 соберутся 30-31 октября, чтобы обсудить как “преодолеть величайшие вызовы сегодняшнего дня”, включая пандемию, изменение климата, растущее неравенство и экономическую нестабильность, они должны избегать возврата к устаревшим представлениям, которые привели нас к сегодняшнему беспорядку.

Вашингтонский консенсус определял правила игры для мировой экономики на протяжении почти полувека. Этот термин вошел в моду в 1989 году – в год, когда капитализм Западного типа укрепил свое глобальное влияние – для обозначения совокупности фискальных, налоговых и торговых политик, продвигаемых Международным валютным фондом и Всемирным банком. Он стал модной фразой для неолиберальной глобализации и, таким образом, подвергался критике – даже со стороны ведущих светил ее основных институтов – за обострение неравенства и увековечение подчинения Глобального Юга Северу.

Дважды чудом избежав глобального экономического коллапса – сначала в 2008 году, а затем в 2020 году, когда кризис из-за коронавируса чуть не обрушил финансовую систему – мир теперь столкнулся с будущим беспрецедентного риска, неопределенности, потрясений и климатических потрясений. У мировых лидеров выбор простой: продолжать поддерживать несостоятельную экономическую систему или отказаться от Вашингтонского консенсуса в пользу нового международного общественного договора.

Альтернативой является недавно предложенный “Корнуоллский консенсус”. В то время как Вашингтонский консенсус сводил к минимуму роль государства в экономике и продвигал агрессивную программу свободного рынка по дерегулированию, приватизации и либерализации торговли, Корнуоллский консенсус (отражающий обязательства, озвученные на саммите G7 в Корнуолле в июне прошлого года) изменил бы эти императивы. Возродив экономическую роль государства, мы сможем достичь социальных целей, укрепить международную солидарность и реформировать глобальное управление в интересах общего блага.

Это означает, что гранты и инвестиции от государственных и многосторонних организаций потребуют от получателей проведения быстрой декарбонизации (а не быстрой либерализации рынка, как того требует МВФ при кредитовании программ структурной перестройки). Это означает, что правительства перейдут от восстановления – вмешиваясь только после того, как ущерб уже нанесен, – к подготовке: предпринимая заблаговременные меры, чтобы защитить нас от будущих рисков и потрясений.

Корнуоллский консенсус также заставит нас перейти от реактивного исправления сбоев рынка к активному формированию и созданию таких рынков, которые нам необходимо развивать в условиях зеленой экономики. Это позволит нам заменить перераспределение на предварительное распределение. Государство будет координировать целенаправленное государственно-частное партнерство, направленное на создание устойчивой, жизнеспособной и справедливой экономики.

Почему необходим новый консенсус? Самый очевидный ответ заключается в том, что старая модель больше не приносит широко распределяемых выгод – если это вообще когда-либо происходило. Она оказалась катастрофически неспособной эффективно реагировать на массовые экономические, экологические и эпидемиологические потрясения.

Достижение Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, принятых в 2015 году, всегда было сопряжено с трудностями в условиях преобладающих механизмов глобального управления. Но сейчас, после пандемии, которая подтолкнула государства и рыночные возможности к критической черте, задача стала невыполнимой. Сегодняшние кризисные условия делают новый глобальный консенсус необходимым для выживания человечества на этой планете.

Мы стоим на пороге давно назревшей смены парадигмы. Но этот прогресс легко может быть обращен вспять. Большинство экономических институтов по-прежнему руководствуются устаревшими правилами, которые не позволяют им принять ответные меры, необходимые для прекращения пандемии, не говоря уже о достижении цели Парижского соглашения по климату, которая заключается в ограничении глобального потепления до 1,5° Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями.

В нашем отчете подчеркивается настоятельная необходимость в укреплении устойчивости мировой экономики к будущим рискам и потрясениям, будь то острым (например, пандемии) или хроническим (например, крайняя поляризация богатства и доходов). Мы выступаем за радикальную переориентацию нашего представления об экономическом развитии – переход от измерения роста с точки зрения ВВП, ВДС (валовой добавленной стоимости) или финансовой отдачи к оценке успеха на основе того, достигнем ли мы амбициозных общих целей или нет.

Три из наиболее важных рекомендаций доклада касаются COVID-19, постпандемического восстановления экономики и климатической нестабильности. Во-первых, мы призываем G7 обеспечить на глобальном уровне справедливый доступ к вакцинам и инвестировать значительные средства в обеспечение готовности к пандемии и целевое финансирование здравоохранения. Мы должны в приоритетном порядке обеспечить равный доступ, особенно к инновациям, которые извлекают выгоду из крупных государственных инвестиций и предварительных обязательств по закупкам.

Мы признаем, что это потребует нового подхода к регулированию прав интеллектуальной собственности. Аналогичным образом, Совет по экономике здоровья для всех ВОЗ (который я возглавляю) подчеркивает, что управление ИС должно быть реформировано с тем, чтобы признать, что знания являются результатом коллективного процесса создания ценностей.

Во-вторых, мы выступаем за увеличение государственных инвестиций в постпандемическое восстановление экономики и одобряем рекомендацию экономиста Николаса Стерна, что эти расходы должны быть увеличены до 2% ВВП в год, таким образом, тем самым обеспечив 1 триллион долларов в год до 2030 года, начиная с сегодняшнего дня. Но одного лишь привлечения большого количества денег недостаточно; не менее важно то, каким образом эти деньги расходуются. Государственные инвестиции должны направляться через новые договорные и институциональные механизмы, которые измеряют и стимулируют создание долгосрочной общественной ценности, а не краткосрочной частной прибыли.

И в ответ на самую большую проблему – климатический кризис – мы призываем к созданию “ЦЕРН для климатических технологий”. Вдохновленный Европейской организацией по ядерным исследованиям, исследовательский центр, ориентированный на декарбонизацию экономики, объединит государственные и частные инвестиции в амбициозные проекты, включая удаление углекислого газа из атмосферы и создание решений по нулевому выбросу углерода для “сложнодекарбонезируемых” отраслей таких, как судоходство, авиация, производство стали и цемента. Этот новый многосторонний и междисциплинарный институт будет выступать в качестве катализатора создания и формирования новых рынков возобновляемой энергии и замкнутого производства.

Это всего лишь три из семи рекомендаций, которые мы внесли на предстоящие годы. Вместе они обеспечивают основу для формирования нового глобального консенсуса – политической повестки дня для управления новой экономической парадигмой, которая уже начинает формироваться.

Будем ли мы придерживаться Консенсуса Корнуолла, еще предстоит увидеть. Но что-то должно заменить Вашингтонский консенсус, если мы хотим процветать, а не просто выжить на этой планете. COVID-19 дает представление о серьезных проблемах коллективных действий, с которыми мы сталкиваемся. Только возобновленное международное сотрудничество и координация усилий по укреплению потенциала государства – новый общественный договор, подкрепленный новым глобальным консенсусом – могут подготовить нас к преодолению грядущих нарастающих, взаимосвязанных кризисов.

Мариана Маццукато, профессор по экономике инноваций и общественной ценности Университетского колледжа Лондона, директор-основатель Института инноваций и общественных целей UCL. Автор недавно вышедшей книги Mission Economy: A Moonshot Guide to Changing Capitalism (Allen Lane, 2021).

Предыдущий пост

Почему национальное строительство в Афганистане потерпело поражение

Следующий пост

Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса в Казахстане: барьеры и возможности

Project Syndicate

Project Syndicate

Материал предоставлен глобальным медиа проектом Project Syndicate

Статьи по теме

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
OECD: открытость рынка услуг Казахстана в 2024 году

OECD: Высокие барьеры на рынке услуг сдерживают инвестиции в Казахстане

02.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Что такое неформальная занятость и почему она проблема

Неформальная занятость в Центральной Азии — скрытый потенциал для роста ВВП

31.05.2025
Ekonomist - Инвестиции в людей: что показывает индекс человеческого капитала в ЦА

Человеческий капитал в Центральной Азии: 5 лет без прогресса

02.06.2025
Ekonomist - Что такое бюджетный дефицит и почему он возникает?

Что такое бюджетный дефицит и почему он возникает?

22.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Finflow привлек $500,000 от инвесторов из США и Казахстана

Впервые американский венчурный фонд инвестировал в казахстанский стартап в сфере Fintech

19.07.2025
Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.