Последствия COVID-19 могут оказать на экономику страны наиболее значительный эффект за всю новейшую историю независимого Казахстана, следует из исследования, проведенного KPMG. 

Исследование основано на интервью с ключевыми игроками различных отраслей Казахстана. В опросе приняли участие более 50 руководителей бизнес-сообщества Казахстана.

В соответствии с предварительным прогнозом МВФ, снижение ВВП Казахстана (в реальном выражении) в 2020 году составит (-2,5%) – против роста ВВП в 2019 году, составившего +4,5%. ВВП Казахстана может продемонстрировать такой значительный спад впервые со времен кризисов, вызванных последствиями развала СССР в 1991 году (кризис 1991-1996 годов), а также кризисом «Азиатских тигров» и российским кризисом (кризис 1997-1998 годов).

Распространение COVID-19 и действия OPEC+ значительно повлияли на цены на нефть и курс тенге. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на нефть в мире в 2020 году снизится из-за распространения COVID-19 на 9,3 млн баррелей в сутки (9%). В апреле спрос сократился на 29 млн баррелей в сутки – до самого низкого с 1995 года уровня.

2 апреля 2020 года Министерство финансов РК сообщило об увеличении дефицита государственного бюджета с 1,2 трлн тенге до 2,4 трлн тенге, а также об увеличении суммы трансферта из Национального фонда в пользу доходов бюджета с 2,7 трлн тенге до 4,77 трлн тенге.

Мировой экономический кризис по-прежнему продолжается и не исключено, что его последствия будут еще долго оказывать негативное влияние на экономику страны.

 

Ключевые выводы исследования

  1. Текущая ситуация с COVID-19, вероятнее всего, станет причиной наступления одного из самых глубоких кризисов в Казахстане со времен развала СССР, поскольку COVID-19 вызвал глобальный экономический кризис, масштабы которого пока сложно до конца оценить.
  2. На базе сравнительного анализа с другими странами, период карантина в Казахстане может составить 2-2,5 месяца.
  3. Наиболее уязвимо в текущей рыночной конъюнктуре чувствуют себя участники таких сегментов и отраслей экономики Казахстана, как МСБ, непродуктовая розничная торговля, авиационная отрасль, горнодобывающий, транспортный сектор, электроэнергетика, и сфера услуг.
  4. Меры по сокращению административных расходов приняты 74% компаний-респондентов. Около половины опрошенных активно работает над оптимизацией закупок (реструктуризация кредиторской задолженности, оптимизация логистической цепочки, пересмотр книги заказов и перенос части объема закупок на более поздний срок). Оптимизация расходов на оплату труда преимущественно осуществлялась компаниями в авиационном, финансовом секторах и розничной торговле.
  5. Компании во всех отраслях экономики (кроме сектора телекома) поставили «на паузу» реализацию капиталоемких инвестиционных проектов или находятся в процессе пересмотра в сторону более «бюджетных» решений для реализации этих проектов.
  6. Большинство игроков рынка разрабатывают и внедряют антикризисный план действий, планируют пересматривать стратегию развития. 58% опрошенных компаний пересматривают стратегический план развития на ближайшие годы в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом. Одним из направлений изменения стратегий развития, компании отметили фокус на ускоренную цифровизацию бизнеса и каналов продаж в ближайшем будущем.
  7. Представители крупного казахстанского бизнеса считают объявленные меры государственной поддержки недостаточными и ожидают поддержки в части налоговых послаблений (в том числе по возврату НДС экспортоориентированным предприятиям и компаниям авиационного сектора), возмещения части расходов, а также предоставлении льготного кредитования.
  8. Около 86% респондентов считают, что постепенный возврат к докризисным позициям произойдет не ранее не ранее, чем через 3-4 квартала (или позднее), что говорит о том, что последствия кризиса могут ощущаться и в 2021 году.
  9. Кризис вызовет значительное изменение поведенческих реакций людей и необходимость переосмысления государством подходов к обеспечению безопасности в области здравоохранения. Кроме того, кризис также существенно изменит бизнес-ландшафт и скорректирует стратегическое целеполагание как со стороны государства, так и стороны бизнеса. Глобальный экономический кризис и снижение потребительской способности являются основной причиной беспокойства среди компаний-респондентов.
  10. Девальвация тенге, вызванная падением цен на нефть и снижением спроса и цен на базовые металлы, отрицательно влияет на платежеспособный спрос населения, укрепляя, тем не менее, конкурентоспособные позиции предприятий экспортоориентированных отраслей Казахстана.
  11. Некоторые респонденты отметили существенное улучшение экологической ситуации, благотворное влияние режима самоизоляции на рост продуктивности, а также «взгляд со стороны»: переосмысление баланса личностного, семейного и бизнес-составляющих своей жизни.
Исследование целиком можно найти по следующей ссылке.
Читать также ...
Компетенции и доверие против коронавируса