В условиях объявленного режима чрезвычайного положения 8-летняя практика работы стабилизационных фондов признана неэффективной, о чем неоднократно указывалось президентом РК Касым-Жомартом Токаевым и министром торговли и интеграции РК Бахытом Султановым.
Однако, пожалуй, нигде чиновниками так не руководит страх перед персональной ответственностью, как в Казахстане. В итоге ответственными за координацию цен на продукты питания назначили несколько. В списке и местные исполнительные органы (акиматы), и такие ведомства, как Министерство торговли и интеграции, Министерство сельского хозяйства, а также Министерство национальной экономики РК.
Значимость удержания цен в условиях чрезвычайного положения смогли оценить все граждане страны весной 2020 года, когда к укреплению доллара и падению цен на нефть прибавился скачок цен на товары первой необходимости, вызвавший их массовый закуп и ажиотаж среди населения.
Поддержка через сети
На основе утвержденных 02.04.2019 года новых поправок в закон РК «О государственном регулировании и развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий» МСХ сделало упор на введение возможности предоставления акиматами льготных займов торговым сетям с установлением для них встречных обязательств по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) по фиксированной цене, так называемую «оборотную схему». Положительный пример применения этого опыта можно увидеть в городах Нур-Султан и Алматы.
Также указанные изменения должны были дать больше возможностей в приеме самостоятельных и мобильных решений социально-предпринимательским корпорациям (СПК) по регулированию финансовыми и продовольственными ресурсами.
4 апреля этого года глава Минторга Бахыт Султанов заявил, что министерство не раз призывало регионы активно использовать механизм оборотной схемы, между тем данный инструмент был внедрен только в городах Нур-Султан и Алматы. Однако, как заявил министр, финансовые средства стабфондов – около 3 млрд тенге – размещены на депозитах.
Из обоснования необходимости разработки законопроекта, утвержденного в апреле 2019 года, следует, что по отдельным регионам размер депозитов превышает половину выделенных средств. Наряду с этим имеется огромная дебиторская задолженность, которая в отдельных случаях достигает 90%.
Но достаточно ли воли у местных исполнительных властей передать эти средства бизнесу? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим механизм поддержки.
Акимат предоставляет займ специализированной организации (СПК) для последующего предоставления субъектам предпринимательства. Комиссия утверждает критерии и выбирает по ним субъект предпринимательства для выдачи займа. Для этого им предоставляется информация из десяти документов. В данной схеме могут участвовать большие торговые сети, даже при повышении цен на СЗПТ, по которым они взяли обязательства, у них есть возможность удержать цену за счет минимального повышения на все товары, которые не входят в перечень социально значимых.
Дать больше свободы СПК тоже не получилось.
17 августа 2019 года вступили в силу Типовые правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. Тут необходимо было учесть, один нюанс больше свободы в действиях хотели дать социально-предпринимательским корпорациям (СПК), а типовые правила разрабатывал рабочий орган в лице государственного органа.
Общественники за прозрачность
При анализе работы стабфонда большой проблемой стало найти экспертов, которые могли бы четко обрисовать работу механизма и выявить проблемы. Ключевой вопрос – в компетенции комиссии, но она утверждается акимами областей, а председатель – заместитель акима. Состав комиссии не пересматривают годами.
При внедрении новых механизмов значимость комиссии и ответственность растут, а компетенция ее участников – нет.
Поэтому предлагалось передать утверждение комиссии от акима временно созданной рабочей группе, комиссию утверждать на два года, по истечении срока проводить смену всего состава, за исключением председателя и представителя НПП “Атамекен”.
Усилить подотчетность и прозрачность работы комиссии предлагалось через освещения проведение комиссии в прямой трансляции в социальных сетях, публикации отчетов в СМИ и перед общественным советом.
Не нашли ответственных
Одно из предложений – расширить подпункт 10: “региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров – оперативный запас продовольственных товаров, созданный для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок”.
Предлагалось дополнить этот пункт следующим текстом: “обеспечение гарантированным объемом и ценой социально значимых объектов социально значимыми продовольственными товарами, расходы на которые покрываются за счет республиканского и местного бюджета, с целью обеспечения продовольственной безопасности на территории областей, городов республиканского значения, столицы”.
На социальные объекты (школы, больницы и исправительные учреждения) выделяются бюджетные средства. Уже сейчас можно предположить увеличение стоимости питания с первого сентября в школах с главным аргументом повышение цен на продукты питания.
Только в столице функционируют 377 дошкольных организаций различного типа, общий охват – 50,8 тыс.детей. Действуют в Нур-Султане и 106 школ. Контингент учащихся в государственных школах составляет 154,4 тыс. С начала нового 2018-2019 учебного года во всех школах столицы организовано школьное питание. На бесплатной основе горячее питание организовано для 76,8 тыс. учащихся начальных классов и для 1,7 тыс. детей из социально уязвимых слоев населения с 5 по 11 классы. Для этой цели из местного бюджета на 2018 год выделено 3,8 млрд тенге. Из фонда «Всеобуч» на 2018 год выделено для обеспечения питания 135,7 млн тенге.
В правилах организации питания (если верить приказу №717 и.о. министра образования и науки РК от 31 декабря 2015 года) предусмотренные обязательные требования к: потенциальным поставщикам услуг, товаров о приобретении, поставке не менее 80% продуктов питания отечественных производителей. В начале 2018-2019 учебного года в школах повысилась цена на питание, что вызвало возмущение со стороны родителей.
Необходимо создать механизм гарантированного обеспечения СЗПТ социальных объектов по всему Казахстану включая объекты систем образования, здравоохранения и исправительные учреждения.
Данное предложение положительно оценили все, но взять ответственность за разработку механизма желающих не нашлось.
Международный опыт показывает, что страны ЕС на постоянной основе проводят поддержку и стимулирования производителей сельскохозяйственной продукции. Министерство совместно с региональными управлениями и Высшим советом по ориентации и координации развития сельского хозяйства, входят в который представители Минфина, промышленники в области переработки и реализации продукции сельского хозяйства, фермеры. Совет регулирует внутренний рынок, выплачивает субсидии на хранение излишков продукции, ее переработку и экспорт, производит закупку сельскохозяйственных продуктов по гарантированным ценам.
Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профсоюзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.
Нет практики
В действующем законодательстве гарантированная закупочная цена определяется как “цена, по которой осуществляется закуп сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, устанавливаемая с учетом себестоимости и рентабельности”. Есть там и фьючерс (фьючерсный контракт) – это договор о фиксации условий покупки или продажи стандартного количества определенного актива в оговоренный срок в будущем, по цене, установленной сегодня.
Было предложено ввести понятие “лимитированная цена” – лимитная минимальная гарантированная цена, по которой государство или другой заказчик, потенциальный покупатель на определенный период времени гарантирует производителю совершать закупку данного товара по устанавливаемой цене. А запрет использование свободных средств на депозитах БВУ способствовало бы использованию бюджетных средств в обороте МСБ и фермеров.
Не будем забывать, что сельское хозяйство – это бизнес, и работа вслепую без прогнозов, актуальных статистических данных, минимальной цены и уверенности востребованности в продукции, приводит к тяжелым последствиям.
Готовые ответы
Ни одна инициатива общественников не была поддержана. Попытка внедрить практику, по которой удастся замкнуть все на системе “фермеры – социальные объекты – торговые точки с обеспечением инфраструктуры овощехранилищ – логистические центры”, не увенчалась успехом.
Идея и реализация строительства оптово-распределительных и распределительных центров (ОРЦ) выходит на первый план. В настоящее время ведется работа по строительству оптово-распределительных центров в 4 регионах.
Еще долго готовым ответом на вопрос, почему растут цены, ответом чиновников будет следующий набор тезисов:
- наличие на продовольственном рынке большого количества неэффективных посредников;
- отсутствие планирования посевных работ;
- несвоевременный сбор урожая;
- несоблюдение условий хранения;
- отсутствие налаженных каналов доставки;
- большое количество дистрибьюторов с разными торговыми наценками.
Social Media