Акцент на развитие креативной экономики – экономики, находящейся на стыке высоких технологий и творчества, приносит все больший вклад в общий прирост ВВП развитых стран, и дает высочайшие показатели роста в мировой экономике (10−25%).

Исследователи прогнозируют, что в будущем, в связи с ускоряющимся темпом развития креативной экономики, неравенство между развитыми экономиками и остальным миром будет неуклонно расти.

В Казахстане пока недостаточно исследований состояния креативной экономики, поэтому для нас остаются актуальными следующие вопросы: каковы условия для развития креативной экономики в РК, как она у нас развивается и какие решения могут стимулировать этот важный сегмент национальной экономики.

 

Что такое креативная экономика?

Глобализация и новая экономика (экономика знаний) создали предпосылки для возникновения и развития так называемой «креативной экономики». Речь идет об экономике, в основе которой лежит креативный или творческий потенциал человека, его умения и таланты, которые, опираются на современную технологическую платформу и базу знаний, и в итоге способны внести существенную лепту в ускорение экономического роста, прежде всего в экономически развитых странах.

Как один из ярких примеров креативной экономики обычно указывают компанию e-bay – которая в короткие сроки она стала одной из самых богатых компаний в мире, и самым важным фактором ее успеха была креативная идея одного из ее создателей.

Креативная экономика – экономика, которая использует достижения экономики знаний и основана, прежде всего, на материализации новых, оригинальных идей и замыслов как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в области бизнеса, искусства, культуры или дизайна.

В 2010 году в отчете ПРООН было обозначено, что креативная индустрия в противостоянии глобальному кризису намного сильнее, чем традиционные индустрии. В докладе ЮНЕСКО 2013 года креативная экономика рассматривается как один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства не только с точки зрения получения дохода, но и создания новых рабочих мест и увеличения объемов экспортных поступлений.

Степень развития креативной экономики в странах определяют затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В США, где уровень креативной экономики очень высок, финансирование в этом направлении является систематическим и постоянно возрастает. Вложения подобного рода значимо превалируют со стороны предпринимательских организаций, в значимо меньшей степени со стороны государства. Практическая отдача проявляется в росте креативной производительности, росте выдаваемых международных патентов, и в целом в неуклонном росте числа профессионалов, занятых в сфере креативной экономики. 

За последние 25 лет их представленность в США выросла более чем в полтора раза– с 18% до более чем 30% занятых в экономике. При этом, доходы представителей творческих профессионалов, которые составляют верхний средний класс, значимо выше чем у средних американцев, что увеличивает значимость этого кластера до 46% потребления в рамках страны.

Креативные отрасли экономики в развитых стран вносят максимальный вклад в общий прирост ВВП и дают высочайшие показатели роста в мировой экономике (10-25%). 

Лидирующей страной в сфере креативной экономике считается Великобритания, где креативная экономика обеспечивает до 7% ВВП, при этом сектор постоянно растет. Больше всего приносит сфера IT, программного обеспечения и компьютерных игр.

Этим объясняется политика развитых стран, которые все больше осознавая значение креативного сектора для будущего экономического развития, создают благоприятные условия для развития творческого потенциала людей, поддержку креативных отраслей и защиту прав интеллектуальной собственности. 

 

Развитым проще

Исследователи отмечают, что креативная экономика, в силу ряда объективных обстоятельств, не получает развития в отсталых регионах и странах. Их экономика не отвечает условиям, необходимым для формирования креативной отрасли: отсутствует достаточная масса богатых потребителей, нет финансовых средств для поддержки развития сферы культуры, предоставления субсидий, экономика этих стран находится на низком технологическом уровне.

Потому на сегодняшний день, основными поставщиками конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в мире являются развитые страны, а развивающиеся и страны с переходной экономикой выступают их наиболее активными потребителями. Более того, прогнозируется, что в связи с ускоряющимся темпом развития креативной экономики, неравенство между развитыми экономиками и остальным миром будет неуклонно расти. 

Центры творчества во всем мире будут развиваться в ущерб бедным государствам и регионам.

Тем не менее, ученые отмечают, что и страны с переходной экономикой, развивающиеся страны могут успешно развивать креативную экономику, делая акцент на создании условий для деятельности креативного класса.

 

Читать также ...
Закон роста рыночной информации

Условия для развития креативной экономики

Креативная экономика может развиваться только там, где существуют определенные условия. Этим и объясняется то, что креативный сектор имеет тенденцию сосредоточиваться в крупных мировых агломерациях.

Эти условия или требования в самом общем виде исследователи классифицируют по трем областям. Речь идет о потребителях, трудовых ресурсах и пространстве (микроклимате).

Если вести речь о потребителях, то здесь исследователи делают акцент уровне их интеллекта и финансовой обеспеченности или, иначе, наличие образованных и богатых потребителей.

Что же касается трудовых ресурсов, то кроме высокого уровня профессиональной подготовки, речь идет о развитых индивидуальных творческих способностях человека — творческого мышления, генерации новых идей.

Еще одной важной составляющей является пространство, микроклимат. Исследователи подчеркивают, что это должно быть высокоразвитое экономическое и технологическое пространство, открытое для новых оригинальных решений и обладающее развитой институциональной базой.

Во главе угла стоит открытость, позволяющая творческим личностям генерировать новые идеи. 

Ученые даже определили так называемую теорию «трех Т» (талант, технологии и толерантность), которые являются определяющими с точки зрения привлекательности городов для творческих профессионалов. То есть в самом общем виде речь идет о том, как в тех или иных городах решается противоречие между креативностью и жестким контролем.

Роль государства в развитии креативной экономики одна из центральных, определяющих. Речь в первую очередь идет о создании благоприятных экономических и политических условий, которые исследователи относят к числу определяющих для развития креативной экономики. В контексте экономических условий речь идет о стабильности экономической ситуации, курсе национальной валюты, степени государственного регулирования отрасли, в которой осуществляет свою деятельность предприятие, уровне инфляции, кредитных процентных ставок.

Тогда как политическими условиями для развития креативной экономики выступают стабильность политической ситуации и связи с партнерами, степень государственного регулирования отрасли, степень либерализации рынка, на котором функционирует предприятие, изменение государственной инновационной политики.

Определяющими в контексте указанных условий также являются защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формировании институциональной среды, способствующей генерации инноваций. Большое значение для формирования рынка инновационных идей имеет обеспечение правовой определенности, защищенности производителей интеллектуальной собственности, что также относится к сфере влияния государства.

Здесь же стоит подчеркнуть, что основным драйвером креативной экономики выступает свободная конкуренция. Как отмечают исследователи, наличие некоррумпированной среды, выступает гарантом того, что современный креативный работник сможет найти в ней место для применения своего таланта. В противном случае происходит отток творческих работников в иные географические регионы.

 

Читать также ...
Депозиты в Казахстане: что это и как их считают?

Есть ли креативная экономика в Казахстане?

Согласно данным исследования креативной индустрии в Казахстане, проведенному в 2018 году Британским советом совместно с университетом Нархоз, в стране насчитывается 17,7 тыс. предприятий (3,9% от общего числа зарегистрированных в стране юрлиц), которые можно отнести к креативной индустрии. В отраслевом плане это в основном профессиональная научная и техническая деятельность (47,4%), напротив, искусство, развлечения и отдых составляют лишь 9% от общего числа предприятий отрасли.

Одним из интересных примеров развития креативной экономики в Казахстане можно привести алматинскую компанию Rocket Plastiс, в которая специализируется на переработке пластика, создавая в итоге оригинальные предметы длительного пользования. Проект, направленный на поддержку экологии, выработку сознательного отношения горожан к окружающей среде, отвечает требованиям креативной экономики с точки зрения создания авторского, оригинального и необходимого продукта отечественного производства.

Наибольшее распространение креативная экономика получает в Алматы, городе, где расположено самое большое по стране количество научных учреждений, вузов, театров, музеев, сформировался крупный рынок рекламы, медиа, туризма, проводятся разнообразные фестивали и концерты. То есть городе, где на сегодняшний день наибольшие предпосылки для формирования креативной экономики. Здесь за последние годы открылись сразу несколько крупных креативных пространств, таких как SmArt.Point и SIGS Space, ArtFuture, мультидисциплинарная площадка «Трансформа». 

В Алматы сосредоточено 45% креативного сектора страны.

В конце 2019 года аким города Бакытжан Сагинтаев отметив планы по созданию в Алматы Парка креативных индустрий, реализация которого позволит усилить конкурентные позиции Алматы, даст доступ бизнесу к самым передовым разработкам и high-tech-рынкам а также обозначил основные направления индустрии, на развитие которых будет сделан основной упор. То есть на уровне власти существует понимание важности развития сферы, а также планы по ее поддержке, что, безусловно, является очень важным в вопросах ее стратегического развития. 

Полноценное развитие креативной экономики в стране затруднено рядом причин, которые в своей совокупности влияют на миграцию представителей креативного класса за рубеж, что приводит к серьезной утрате интеллектуального, творческого и научного потенциала страны.

 

Проблемы креативной экономики в РК

В числе проблем развития креативной экономики выделяют следующие 6.

1. Недостаточную развитость инфраструктуры, которая помогла бы представителям сферы кооперироваться, соединяться для продвижения своих идей. Речь идет о бизнес-площадках с творческим уклоном, которые помогли бы представителям творческого сектора в самоорганизации, развитие коммуникаций с предпринимателями из сферы искусства как внутри сектора, так и с внешними структурами, в том числе в рамках международного сотрудничества. В Казахстане развитие сектора, по мнению экспертов, носит на сегодняшний день, децентрализованный характер.

2. Недостаток специалистов, которые могли бы помогать продвигать креативный продукт. Креативная экономика – это успешное взаимодействие творчества и современных digital-технологий, тем не менее, на сегодняшний день в сфере ощущается нехватка специалистов как с профессиональным бизнес-образованием, так и с образованием в сфере высоких технологий.

3. Существенным препятствием для развития креативной экономики выступает и низкая степень диверсификации экономики, неразвитость сферы услуг, которая является проводником развития креативных секторов.

4. Большое значение имеет и уровень образования в стране, который влияет на качество человеческого капитала — основной фактор и условие развития креативной экономики. Специалисты ведут речь о необходимости изменения подходов к системе образования, усилении роли креативных и естественно-научных дисциплин.

В России как рекомендацию обозначают необходимость введения креативных форм образования с первых лет обучения в школе, постепенно переходя на систему высшего образования, создавая кооперации и объединения между представителями сообщества в целом, преподавателями, работодателями. 

В Казахстане доля затрат на образование все еще является низкой, и составляет 3,1% к ВВП, к примеру в странах ОЭСР в среднем они составляют 6,2% к ВВП.

5. Отечественные эксперты также отмечали, что в силу ряда причин, нормой для креативной индустрии являлась работа «в тени». Недавнее решение президента о налоговых каникулах для малого и микробизнеса является позитивным решением, которое позволит выйти из «тени» представителям сферы креативной экономики. Плюсом это будет и для государства, поскольку, появление десятков и сотен новых видов бизнеса, которые находятся на стыке творчества и предпринимательства, несомненно, приведут к созданию новых рабочих мест.

Специалисты отмечают, что от того, насколько государство сможет найти баланс, понимание того, что к креативной экономике нельзя использовать те же бюрократические процессы, которые работают в ресурсной и обрабатывающей промышленности во многом зависит развитие сферы.

6. Здесь же стоит отметить такой важный момент, связанный с пониманием специфики креативной экономики как ориентацию профессиональной деятельности на результат, а не на регламентацию процесса труда, что касается именно сфер, связанных с творческой деятельностью. Понимание этой специфики, в частности, влияет на то, что в ряде стран были изменены условия занятости на более гибкие, обеспечена возможность получения новых навыков и профессионального роста.