Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Интервью

Креативная экономика Казахстана: состояние и перспективы отрасли

Дана Шаяхмет Дана Шаяхмет
02.08.2021
Креативная экономика Казахстана: состояние и перспективы отрасли

Источник: Pixabay.com

Отрасль креативной экономики заслуживает пристального внимания предпринимателей, инвесторов и государства. После того, как появилась возможность монетизации творчества, в него стал вовлекаться бизнес, создающий культурные, дизайнерские и другие арт-продукты. Каковы же перспективы развития креативной экономики в Казахстане и какую ценность этот сектор несет для страны? Об этом в интервью Ekonomist.kz рассказала исследователь в области креативной экономики и общественный деятель Дана Шаяхмет.

Ekonomist: Дана, во многих странах на смену индустриальной экономике приходит креативная. В чем принцип ее работы и какие индустрии к ней относятся?

— Креативная экономика — это экономика нового времени и знаний (knowledge economy). Здесь главным ресурсом являются идеи, которые придумывают люди. Многим этот термин непонятен потому что они выросли в индустриальную эпоху. Для них экономика должна быть основана на материальном ресурсе. Например, аграрная, нефтяная, строительная сферы более понятны и ясны. Но ведь и 150 лет назад фермеру тяжело было бы поверить в то, что он сможет обрабатывать не одно поле, а 20-ть.

Сегодня в мире нет четкого определения, какие именно индустрии входят в креативную экономику. Определенно можно утверждать, что к ней относится почти все что связано с культурой: музыка, театр, литература, кино, мода и другое. Плюс много их того, что связано с новыми технологиями, например, разработка компьютерных игр. Во многих странах к креативным индустриям относится гастрономия и туризм. Но тут надо быть осторожным с понятиями. Деятельность может считаться креативной, если вы продаете самостоятельно приготовленные черные баурсаки с авторским соусом, а не просто поставляете пирожки в магазины около дома.

Ekonomist: Лидером и родоначальником креативной экономики является Великобритания. Что известно о креативной экономике в Казахстане? На каком уровне находится развитие этого сектора в стране сегодня?

— Да, британцы молодцы. Но мы тоже не отстаём! В нашей стране довольно большое количество креативных предприятий, хотя со стороны государства к ним проявляется интерес только в последние 2-3 года. В этом году государство активно вовлекается в этот сектор и это хорошо.
В 2018 году, при поддержке Британского Совета, я и двое британских исследователей провели первое картирование (прим. ред. — общий набросок на основе доступных статистических данных) креативных индустрий в Казахстане. Тогда было зарегистрировано около 18 тыс. предприятий, расположенных в основном в Алматы и Нур-Султане.

Мы не изучали уровень их развития из-за недостаточного количества данных о них, поэтому тут сложно говорить о динамке. Однозначно можно сказать, что количество креативных компаний за последний 15 лет в стране выросло. На эти данные могла повлиять пандемия. По моему мнению, такие замеры необходимо делать один раз в 3-5 лет, тогда можно отследить развитие или спад сектора. Также нужно более качественно собирать статистические данные. К сожалению, у нас с этим пока проблемы.

Ekonomist: Что нужно сделать, чтобы сектор креативной экономики развивался в Казахстане быстрее?

— Сердце креативной экономики — предприниматели. Они существовали и развивались еще до того, как стали интересны государству. Но раз уж возник интерес к этому сектору, то нужно поставить в приоритет вопрос получения государственной поддержки креативной индустрии. Отличным решением было включить специальности этого направления в приоритетные по программе «Болашак». Если у предпринимателей в сфере креативной индустрии будут преимущества, это поможет усилить существующие бизнесы и простимулировать создание новых.

Также важно уделить внимание обучению предпринимателей, в том числе в креативной сфере. Для обучения и работы необходимо развивать инфраструктуру. Лично мне интересно изучение креативной экономики нашей страны и стран Центральной Азии. Качественные исследования также важны для развития этого направления.

Думаю, на данном этапе нашему обществу важнее поверить в то, что развитие креативного сектора перспективно, и в качестве доказательства мы видим множество примеров по всему миру.

Ekonomist: Расскажите, об основных результатах исследования проведенного вами недавно в сфере креативной экономики. Какие данные у вас сейчас есть об этом секторе?

О цифрах я уже немного сказала. Проведя исследование, мы заметили следующие тренды:

  • Креативные предприятия базируются в больших городах — Алматы и Нур-Султане. Это международный тренд. Исторически в больших городах больше якорных культурных организаций, как театры, музеи, киностудии, продакшн-студии и высших учебных заведений в сфере искусства и культуры.
  • Креативные бизнесы являются подрядчиками/ клиентами других креативных бизнесов. В этом случается удобно базироваться в одном месте.

Ekonomist: В чем заключается ценность креативной экономики для Казахстана? Какие предпосылки для роста она создает?

— На мой взгляд, ценность в первую очередь в развитии человеческого капитала. Объясню почему. Сейчас мы часто слышим, что из страны уезжают профессионалы. Если бы кто-нибудь взялся за изучение навыков, которыми обладают эти люди, то, уверена, одним из них была бы способность креативно мыслить. Для этого необязательно работать в творческой сфере. Здесь важно уметь быстро обучаться, адаптироваться к изменениям и уметь придумывать неординарные решения к поставленной задаче. По сути это и есть креативность. Если креативным умам (классу) дать возможность реализовывать свои идеи здесь, то и страна станет богаче во всех смыслах.
Если говорить об экономической ценности, то проведено уже много исследований, которые подтверждают, что креативная экономика в целом укрепляет экономику страны, способствует трудоустройству, созданию рабочих мест, развитию экспорта и т.д.

Ekonomist: Считается, что креативная экономика – это теневая экономика. В таком случае, как ее вывести из тени?

— Да, это теневая экономика. Обычно креативный бизнес – это один-пять человек. Если у человека ИП — он платит налоги только за себя, а остальным выплачивает зарплату в конверте. Может быть у предпринимателей нет веры в то, что налоги возвращаются в форме господдержки? Может это беспокоит не только креативных предпринимателей, но предпринимателей в целом.
Единственной мотивацией здесь могут быть реальные формы господдержки, которую предприниматель может получить, честно платя налоги. Надеюсь, доживем и до таких времён.

Ekonomist: В какие сферы креативной индустрии в основном инвестируют компании?

— У нас вообще мало инвестируют в креативные бизнесы. Очень высокий риск. Тяжело реально понять потенциальную прибыль. В основном, инвестируют энтузиасты, которые верят в культуру и искусство. Сектор может быть любой.

Ekonomist: Как и где креативный предприниматель может получить знания и навыки в этой сфере в Казахстане, и в каком направлении ему лучше развиваться?

— Мы с коллегой Настей Гончаровой делали исследование по навыкам и знаниям креативных предпринимателей в прошлом году. Предприниматели говорят, что учатся в процессе работы. Что хорошо и плохо одновременно. Хорошо, потому что это и есть practice-based approach (практический подход). В сфере бизнес-образования о нем сейчас говорят, как о самом эффективном методе. Плохо потому что реальный бизнес — это сложно и не каждый может себе позволить ошибку или провал.
У нас есть несколько государственных программа по повышению квалификации предпринимателей для всех индустрий, кроме креативной экономики. Я знаю, что Impact Hub проводил курс Art2B — лаборатория креативного предпринимателя.

К сожалению, пока вузы ещё не разработали учебных программ, направленных на изучение креативной экономики. В Центре креативных индустрий Алматы Менеджмент Университета мы хотим начать с краткосрочных курсов по финансам, авторскому праву и маркетингу. Посмотрим, что из этого выйдет.

Ekonomist: Какие меры господдержки необходимы для развития этого сектора? Какие уже существуют?

— Пока официально государство не определилось с формулировкой того, какие именно индустрии входят в креативную экономику. Как только это произойдёт, я думаю, государственные органы и компании разработают свои методы поддержки креативных предпринимателей. Это может быть льготное кредитование, грантовая поддержка, дополнительное обучение, предоставление рабочего пространства. Думаю, что лучше спросить у предпринимателей о том, какая именно поддержка им необходима и в какой форме. Уверена, что сейчас мало компаний, готовых брать кредиты, даже с самой маленькой процентной ставкой.

Ekonomist: Какие перспективы в развитии креативной экономики в Казахстане вы видите?

— Перспектив очень много. У нас большой потенциал. Мы можем снимать крутое кино и показывать его всему миру, записывать сногсшибательную, интересную для всех музыку. Главное, во всем этом должно быть что-то своё, казахское или казахстанское. Именно индивидуальность сейчас ценится на рынке креативности. Чтобы тебя заметили, нужно быть уникальным, и это вполне возможно, ведь в Казахстане много творческих и талантливых людей, в которых хочется поверить.

Мария Галушко

Теги: креативная экономика
Предыдущий пост

Покрывала, кирпичи и известковый раствор ESG интеграции

Следующий пост

Где же «зелёные» суверенные фонды?

Дана Шаяхмет

Дана Шаяхмет

Исследователь в области креативной экономики

Статьи по теме

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
OECD: открытость рынка услуг Казахстана в 2024 году

OECD: Высокие барьеры на рынке услуг сдерживают инвестиции в Казахстане

02.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Что такое неформальная занятость и почему она проблема

Неформальная занятость в Центральной Азии — скрытый потенциал для роста ВВП

31.05.2025
Ekonomist - Инвестиции в людей: что показывает индекс человеческого капитала в ЦА

Человеческий капитал в Центральной Азии: 5 лет без прогресса

02.06.2025
Ekonomist - Что такое бюджетный дефицит и почему он возникает?

Что такое бюджетный дефицит и почему он возникает?

22.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.