Логотип Ekonomist
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты
Нет результата
Посмотреть все результаты
Логотип Ekonomist
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Обзоры

Цена романтики: розы маркетинга, шипы потребления

Елена Новикова Елена Новикова
27.03.2020

«…Он тогда продал свой дом, продал, картины и кров, и на все деньги купил целое море цветов» гласила некогда популярная песня. И женщины тех поколений вряд ли думали, что у художника отвратительные навыки финансового планирования, и с такими замашками он завалит совместный бюджет.

Во многих по сей день сидит вера в то, что «…кто влюблен, и всерьез, свою жизнь для тебя превратит в цветы». Но сегодня мы лучше разбираемся не только в финансовых, но и в экологических вопросах. Поэтому спрашиваем: во сколько обойдутся миллионы цветов, закупленные к 14 февраля и 8 марта, не только казахстанским потребителям, но и нашей экологии.

 

Не вопрос денег?

Кошельки казахстанцев еще не успели толком закрыться после новогодних праздников. Ведь в декабре наши сограждане коллективно выложили почти полтора триллиона тенге в точках розничной торговли и собирались потратить по 271 доллару с носа. Но страну, где наиболее часто выплачиваемая (модальная) зарплата составляет всего 80 тыс. тенге уже ожидают новые чудеса маркетинга и общества потребления в виде «Дня Всех влюбленных» и «8 марта».

В прошлом году именно перед этими праздниками в страну ввезли 78 тонн цветов на сумму около 200 млн тенге. Это соответствовало 10,1-процентному росту объемов импорта по сравнению с 2018 годом, когда ввезли 71 тонну цветов на 136 млн тенге.

Оно и неудивительно: ведь, цветы один из наиболее бюджетных вариантов, который еще и не требует особого полета фантазии. Так, по результатам исследования, проведенного Deloitte в Казахстане в 2018 году, 90% мужчин планировали подарить дамам цветы на Международный женский день. Примечательно: данные того же исследования показали, что лишь 59% женщин ожидали получить в подарок цветы.

По данным «Love Index-2019», число «цветочных» транзакций на День Святого Валентина среди казахстанских пользователей MasterCard выросло аж в 12,5 раз (или на впечатляющие 2282%) за последние 3 года. Между тем, для международных пользователей карты этот показатель поднялся всего на 7%.

 

Поведенческая экономика и культурный код?

Читая про цветочный рынок Казахстана, я не раз замечала, что тюльпан у нас в стране без всякой иронии называют «символом Международного женского дня». Сложно винить людей в подобном заблуждении: забейте в поисковик «открытки к 8 марта», и вам вывалятся сотни картинок с тюльпанами, изредка перемежающиеся розами и кошечками. А между тем на официальном сайте IWD, где красуется настоящий символ праздника – закругляющаяся фиолетовая стрелка, можно найти и сжатые в кулак женские руки, и людей, стоящих в позе равенства, но нет ни одного тюльпана.

Учитывая, что женщины занимают лишь 10% политических должностей на госслужбе, около четверти руководящих должностей в банковском секторе и получают почти на треть меньше мужчин, женщины переносят свою любовь к гендерному равенству на цветы (данные 2016 года).

Как и в кабинете у терапевта, этот «перенос» тоже может иметь не самые здоровые экономическо-поведенческие проявления. Первыми шеринговый сервис по аренде букетов из 101 розы для селфи придумали «соседи по букетному несчастью» россияне, но теперь к коллективному помешательству подключились и Алматы с Нур-Султаном, где в праздничные дни можно снять букет по цене 2500 тенге и 3000 тг. на 10 минут. Более того, предприниматель, занятый этим бизнесом в Новосибирске, рассказал, что его клиенты – это в том числе и семейные пары, которые снимают букет для селфи в «инстаграме», а уже затем, на сэкономленные на цветах деньги празднуют. 

Иными словами, праздник без цветов и их демонстрации, просто не рассматривается многими, как возможная опция.

 

Вопрос экологии?

Однако, как показали недавние события, по меньшей мере пара десятков тысяч казахстанцев озадачены не только фотографиями букетов и лайками в «Инстаграме», но и вполне реальными вопросами экологии. Наткнувшись на расчет, который показывал, что к тому моменту, как букет из 5 датских роз, 3 датских лилий и 3 кенийских гипсофил доедет до своего потребителя в Великобритании, его углеродный след будет эквивалентен половине авиапоездки из Лондона в Париж или 403 бананам, я решила посчитать, во что встанет казахстанской экологии наша нерациональная любовь к букетам.

В прошлом году, 24% всех импортированных в Казахстан цветов были из Колумбии, 46% — из Нидерландов, а 16 из Эквадора. В Колумбии и Эквадоре цветы перед отправкой в Нидерланды подвергаются процедуре предварительного охлаждения. Из фермы они отправляются в аэропорт в фурах-рефрижераторах. Наличие в большегрузе холодильных установок повышает уровень сжигания топлива и вредных выбросов в атмосферу на 25%. Благоухающий груз делает остановку в Нидерландах, где после, опять же, охлаждаемого ожидания направляется в Алматы, откуда разлетается по стране.

К праздникам цветы летят в нашу страну на специальном грузовом рейсе, в котором поддерживается комфортная для цветов температура. По прилету в Алматы 78 тонн цветочного груза, отправляются в холодильные установки аэропорта, который в свою очередь снабжается энергией от многострадального ТЭЦ-2.

Если при скорости 800 км/час, грузовой самолет выбрасывает в атмосферу 1200 г. CO2, то только на отрезке пути Колумбия-Нидерланды, 18,7 тонн нашего цветочного импорта из Колумбии оставляет углеродный след почти в 20 тонн CO2. На отрезке же пути Эквадор-Нидерланды почти 12,5 тонн цветов, которые Казахстан закупает в Эквадоре оставляют углеродный след более чем в 14 тонн. На пути из Нидерландов до Алматы, все 78 тонн цветочно-праздничного импорта выбрасывают в атмосферу еще более 49 тонн CO2.

Стоит заметить, что эти цифры учитывают лишь чистый доставленных вес цветов, без расчета углеродного следа упаковки и других украшений вашего букета.

На этом все не заканчивается. У цветов есть еще и водный след. По разным оценкам, для того чтобы вырастить один стебель розы, необходимо от 7 до 13 литров воды. В Казахстан в прошлом году на праздники приехало 22 тонны роз. Исходя из классического расчета, что одна роза весит 50 г., это 440 тыс. роз. При среднем водном следе в 10 литров на розу – это 4,4 млн литров воды. А ваш букет из 101 розы – 1010 литров воды соответственно.

 

Вопрос выбора

Прочитав это, кто-то из вас может подумать, что лучше купить местные цветы, выращенные на экибазстуских, степногорских, отегенских или узынагашских теплицах. Однако и тут есть свои проблемы, ведь в отличие от условной Калифорнии, где набирает обороты движение «медленных цветов» казахстанские февраль и март недостаточно теплые для того, чтобы вырастить цветы в естественных условиях. Нужна «искусственная досветка», которая потребляет приблизительно 5-6 млн кВтч с одного гектара в год.

Самым здравым решением в данных условиях кажется проявить любовь к главной женщине в наших жизнях, матери-природе, и отказаться от цветов в качестве подарка в пользу более экологичных вариантов. Для тех же, кто переживает за отечественного предпринимателя, есть и хорошие новости. 

Доля казахстанских цветоводов в структуре праздничного потребления не только низка, но и продолжает падать из года в год. 

Что же, касается цветочных магазинов, то предприниматели вроде алматинки Дильды Абишевой признаются журналистам, им все чаще приходится доставлять не только цветы, но и кондитерские изделия, фрукты и наборы для ванн, так что поле для деятельности у них не иссякнет.

 

 

Теги: день всех влюбленныхрынокцветы
Предыдущий пост

Сельские женщины: уязвимы вдвойне

Следующий пост

Стойкая ставка и государственные институты при деньгах

Елена Новикова

Елена Новикова

Независимый эксперт, G20 Young Global Changer-2017-2018

Статьи по теме

Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Ekonomist - Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

Социальная мобильность в Центральной Азии: между равными возможностями и протекцией

03.06.2025
Ekonomist - 20 % населения без базовых услуг: как урбанизация создаёт новые очаги уязвимости в столицах ЦА»

Урбанизация в Центральной Азии: 20% населения без базовых услуг

04.07.2025
Ekonomist - Между городом и селом: социальные неравенства в Центральной Азии

Разрыв между городом и селом — общий вызов для стран Центральной Азии

31.05.2025
Ekonomist - Инвестиции в людей: что показывает индекс человеческого капитала в ЦА

Человеческий капитал в Центральной Азии: 5 лет без прогресса

02.06.2025
Ekonomist - Когда креатив — это 2,7 % от доли ВВП: развитие креативной индустрии в Казахстане

Креативная экономика в Казахстане: IT, кино и музыка

26.05.2025
Загрузить еще

Популярное за месяц

Данияр Молдоканов - Как появляется государственный долг

Что такое государственный долг и как он появляется?

29.05.2024
Руслан Асаубаев - АПК-2020: борьба за субсидии и результат

АПК-2020: борьба за субсидии и результат

09.05.2021
Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

Номинальный vs реальный ВВП: сила дефлятора

29.05.2024
Касымхан Каппаров - Экономические вызовы в период политического транзита

Экономические вызовы в период политического транзита

29.05.2024
Камила Ковязина - Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

Государственная жилищная программа «7-20-25»: доступное жилье не для всех

09.05.2021
Айман Жусупова - Доходы сокращаются : кто больше пострадает?

Сокращение реальных доходов населения РК: кто пострадает больше?

10.05.2021

Свежие новости

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

Региональное развитие в Кыргызстане: перспектива 2030

06.07.2025
Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

Ответственность Норвегии перед будущими поколениями

20.06.2025
Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

Как программа управления запасами помогает прогнозировать спрос и избегать дефицита

20.06.2025
Ekonomist - МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

МВФ: В 2025 году рост ВВП Казахстана составит 5%

03.06.2025
Instagram Telegram Youtube
Ekonomist

Подпишитесь на рассылку

Политика сайта

При работе с материалами сайта разрешено использование текста с обязательной гиперссылкой на источник. Редакция сайта не всегда разделяет мнения авторов статей.

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.

  • ru RU
  • kz KZ
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Экономика
    • Макроэкономика
    • Устойчивое развитие
    • Гендерная экономика
    • Труд
    • Неравенство
    • Бедность
  • Финансы
    • Финансы
    • Инвестиции
    • Инфляция
    • Доходы
    • ESG
    • Государственный долг
  • Бизнес
    • Бизнес
    • Сельское хозяйство
    • COVID-19
  • Технологии
    • Технологии
    • Цифровая экономика
    • Искусственный интеллект
  • Образование
    • Образование
    • Человеческий капитал
  • Эксперты
  • О нас
    • О проекте
    • Команда
    • СМИ о нас
    • Партнеры
    • ОЭФ-2019
    • Архив статей
    • Контакты

© 2024 Ekonomist - только важное| Все права защищены.