За период 2016-2018 годов на реализацию реформы среднего образования из бюджета было израсходовано около 95 млрд тенге, причем основными статьями расхода были разработка методологических и учебных материалов и повышение квалификации учителей. Но ни то, ни другое не имеет инструментов для оценки эффективности.
В качестве ключевого показателя Министерство образования и науки (МОН) РК использует лишь количество разработанных методологических материалов и охват учителей курсами повышения квалификации. Это в конечном итоге приводит к полному отсутствию контроля за качественным и целевым расходованием бюджетных средств, а следовательно – риску расходов без результата.
Реформа школьного образования без пилота
Любая государственная реформа или комплекс мер (а тем более – предполагающая собой значительные расходы) должны предваряться пилотными исследованиями с однозначно интерпретируемыми результатами. Кроме того, в саму структуру такой реформы необходимо включать оценку воздействия (impact evaluation), которая позволяет своевременно определять ее эффективность и корректировать политику.
Перед запуском реформы среднего образования не было проведено независимых исследований, демонстрирующих ее потенциальную успешность. Результаты апробации методики в 30 школах Казахстана в 2015 году не вызывают полного доверия.
Проводящая мониторинг результатов апробации организация АОО «Назарбаев-интеллектуальные школы» (НИШ) сама же осуществляла всеобъемлющую методологическую поддержку педагогического состава пилотных школ. И именно с этим могут быть связаны положительные изменения в успеваемости учеников этих школ.
Однако – осуществлять подобную же всестороннюю поддержку всем школам Казахстана НИШ не будет. В таком случае – логично будет предположить, что внедрение обновленного содержания среднего образования в других школы может оказаться менее успешным или неуспешным вовсе.
Как видно из таблицы 1, большая часть затраченных средств была направлена даже не на материально-техническое обеспечение школ, чего ожидаешь в первую очередь. Основными статьями расходов оказались разработка методологических и учебных материалов и повышение квалификации учителей.
Таблица 1. Расходы Министерства образования и науки на внедрение обновленного содержания среднего образования
Номер и название бюджетной программы | Цель | Объем затраченных средств | Показатель прогресса по достижению цели |
060 «Целевой вклад в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» | Разработка учебно-методологических материалов, повышение квалификации учителей, участие учеников НИШ в республиканских олимпиадах | > 59 млрд тенге | Количество разработанных учебно-методологических материалов, охват учителей курсами повышения квалификации, количество учеников, участвовавших в олимпиадах |
222 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций среднего образования» | Повышение квалификации учителей | 23,8 млрд тенге | Охват учителей курсами повышения квалификации |
102 «Методологическое обеспечение в сфере среднего образования» | Разработка, экспертиза и апробация учебно-методических материалов | 4,9 млрд тенге | Количество разработанных учебно-методологических материалов |
105 «Внедрение системы электронного обучения в организациях среднего образования», 116 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на создание цифровой образовательной инфраструктуры» | Обеспечение школ мультимедийным оборудованием и интернетом | 6,8 млрд тенге | Количество мультимедийных кабинетов, охват школ интернетом не ниже 4 Мбит/с |
Источник: отчеты о реализации бюджетных программ МОН РК за 2016, 2017, 2018 годы
Не формальный подход
Однако, как показывает практика, качество учебных материалов является главной болевой точкой общественной дискуссии об обновленном содержании среднего образования.
Качество курсов повышения квалификации и тренеров, проводящих их, вызывает серьезные вопросы. Возможно ли за столько короткие сроки обучить учителей принципиально новым методам обучения и оценивания? Понимают ли учителя концепт обновленного содержания среднего образования?
С 2016 по 2018 годы курсами повышения квалификации в рамках перехода к обновленному содержанию среднего образования было охвачено 75% учителей. Но при этом не была проведено независимая оценка эффективности таких курсов.
Ежегодно НИШ проводит посткурсовые опросы учителей, однако здесь налицо конфликт интересов, не позволяющий в полной мере доверять результатам таких исследований. Кроме того, эти опросы являются только внутренним инструментом для самооценки и корректировки учебно-методологических планов в случае плохого усвоения учителями материалов.
Но за освоение бюджетных средств на повышение квалификации учителей НИШ и Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» отчитываются только количеством охваченных курсами повышения квалификации учителей.
Как показывают результаты опроса преподавателей (см. рис.1), нередки ситуации, когда учитель сам понимает отдельные элементы обновленного содержания образования, но считает их сложными для применения на практике. Это фактически сигнализирует о том, что если учитель и будет их пытаться применять, то это будет сделано скорее формально.
Показательным является и применяемость новых методов обучения, ведь это характеризует их удобство и практичность. По данным опроса, около 40% сельских учителей используют такие методы редко или не используют вообще.
Таким образом, возникает ситуация, когда в реализацию реформы среднего образования вливаются большие объемы бюджетных средств без четкого понимания ожидаемой эффективности предпринимаемых мер.
Отсутствие общественного контроля приводит к тому, что госорганы относятся к разработке целевых индикаторов в бюджетных программах как к формальности. Из-за чего эти цели формулируются настолько размыто, что для их достижения требуются минимальные усилия. Например, достижение цели по охвату учителей курсами повышения квалификации требует лишь физического присутствия учителя на курсах, но для этого не нужно разрабатывать качественные методические материалы, обучать и нанимать хороших тренеров.
Полный охват учителей курсами повышения квалификации позволяет говорить о выполненной задаче по внедрению обновленного содержания среднего образования. При этом нет данных, используют ли учителя свои знания, полученные на курсах, реализуемы ли они на практике.
В связи с вышесказанным МОН рекомендуется предпринять следующие шаги.
- Разработать инструменты оценки эффективности программ повышения квалификации педагогов. Провести независимую оценку эффективности программ повышения квалификации педагогов, осуществленных в течение последних пяти лет в рамках реформы по обновлению содержания общего среднего образования.
- В число целевых индикаторов достижения целей государственной программы /программ по повышению квалификации педагогов наряду с количественными (объем освоенных средств, охват) включить качественные индикаторы, нацеленные на оценку эффективности этих программ.
- Закрепить за каждым учителем ментора (тренера или учителя, который продемонстрировал полное понимание обновленного содержания среднего образования).
Social Media