Экономические перспективы Казахстана на ближайшие 2 года предполагают стабильную траекторию роста, в первую очередь обусловленную продолжающимся использованием углерода и увеличением потребительских расходов. Хотя экономика начала восстанавливаться после негативных последствий вторжения России в Украину в 2023 году, ожидается, что рост замедлится до 3,4% в 2024 году из-за более низкого, чем ожидалось, уровня добычи нефти. Прогнозируется, что реальный ВВП вырастет на 4,5-5% в 2025 году, поскольку расширение производственных мощностей на существующих месторождениях увеличит экспорт и будет стимулировать рост нефтехимического сектора в 2025 году и в последующий период. Ожидается, что инвестиции в горнодобывающий сектор и промышленное производство останутся стабильными. Росту расходов домохозяйств в 2024 году будет способствовать снижение инфляции и смягчение финансовых условий.

Ожидается, что повышенный уровень инфляции снизится, но останется выше целевого показателя центрального банка в 2024 и 2025 годах. Инфляционное давление начало снижаться в 2023 году, достигнув 9,8% в декабре 2023 года, после ужесточения денежно-кредитной политики. Достижение целевого показателя инфляции Национального банка Казахстана (НБК) в 5% может быть осуществимо, если не произойдет преждевременного смягчения денежно-кредитной политики и если будут реализованы планы бюджетной консолидации. Продолжающиеся меры по постепенному отказу от субсидируемых процентных ставок, искажающих рынок, повысят эффективность трансмиссионной политики денежно-кредитной политики.

Банковская система остается устойчивой к внешним потрясениям, включая последствия вторжения России в Украину. В ноябре 2023 года доля неработающих кредитов составляла 3,2%. Банки сохранили бесперебойное финансирование и высокий уровень ликвидных активов, превышающий нормативные требования, хотя признаки увеличения кредитных рисков требуют постоянного мониторинга и снижения рисков.

Читать также ...
Три индикатора бедности: черта, глубина и острота

Прогнозируется, что дефицит текущего счета сохранится на уровне 3,0% и 2,3% ВВП в 2024 и 2025 годах соответственно. Возросший спрос на импорт и снижение доходов от экспорта из-за падения цен на нефть привели к дефициту текущего счета в размере около 3,3% ВВП в 2023 году. Валовые международные резервы НБК эквивалентны семи месяцам покрытия импорта. Ожидается, что дефицит сохранится в 2024 году, но будет неуклонно снижаться по мере продолжения притока прямых иностранных инвестиций, преимущественно приносящих пользу горнодобывающему сектору.

Бюджетный план на 2024-2026 годы направлен на бюджетную консолидацию. Бюджетные меры экономического стимулирования, в основном ориентированные на программы социального обеспечения, привели к дефициту консолидированного бюджета в размере 1,8% ВВП в 2023 году. Правительство планирует постепенно сокращать дефицит в среднесрочной перспективе в соответствии с бюджетным правилом сохранения бюджетных резервов. Правительственный долг остается устойчивым, но стоимость обслуживания долга растет, отражая зависимость от внутреннего долга в контексте высоких внутренних процентных ставок.

Перспективы экономического роста в Казахстане сталкиваются с рядом рисков снижения, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. Вторжение России в Украину и возникшая в результате напряженность в Черноморском регионе и вокруг него могут еще больше подорвать экспорт казахстанской нефти по Каспийскому трубопроводу, что приведет к значительным экономическим и бюджетным последствиям, учитывая важность углеводородного сектора. Любое масштабное внеплановое техническое обслуживание нефтяных месторождений и неожиданные задержки в разработке месторождения Тенгиз могут привести к снижению добычи и замедлению экономического роста. Непредвиденные внешние факторы давления и колебания курса тенге могут привести к росту инфляции. Более того, учитывая экономические связи Казахстана с Россией, риск вторичных санкций продолжает вызывать беспокойство, потенциально подрывая доверие рынка, сдерживая ПИИ и ограничивая экономический рост.

Читать также ...
Сдерживание цен на социально значимые товары – насколько эффективны государственные меры?

В специальном разделе настоящего Доклада об экономике Казахстана рассматриваются проблемы экономического роста Казахстана, лежащие в его основе структурные недостатки, а также предлагаются приоритетные реформы для долгосрочного развития. В период 2018-2022 годов средний рост ВВП на душу населения составил 1%, что значительно ниже среднего показателя в 3,3% для стран с доходом выше среднего. Для улучшения качества жизни и увеличения доходов граждан в глобальном контексте, стремящемся к декарбонизации, необходима переоценка приоритетов реформ.

 

Полная версия доклада доступна по ссылке.