В конце августа 2023 «Рейтинговое Агентство ESGQ» представило Обзор крупнейших налогоплательщиков Казахстана на предмет их приверженности принципам ESG. Об этом обзоре мы поговорили с руководителем проекта — Ларисой Мельник, директором ESG-практики Рейтингового Агентства ESGQ и членом Ассоциации независимых директоров QID.
— Почему было решено провести такое исследование?
— Проблемы изменения климата, проблемы экологии, нехватки природных ресурсов, возрастающая социальная ответственность, ответы на эти вопросы являются составляющими стратегии устойчивого развития страны, направленной на обеспечение благосостояния нынешних и будущих поколений.
С высоких трибун как на международной арене, так и на национальном уровне, давно звучат призывы к активным действиям по решению глобальных проблем. В конце июля 2023 Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал, что эра глобального потепления закончилась, началась эра «глобального кипения».
Казахстан активно участвует в глобальной повестке, присоединился к международным обязательствам, принята национальная стратегия достижения углеродной нейтральности до 2060 года.
Кроме того, в последнем Послании народу Казахстана, с которым выступил Президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев 1 сентября 2023 года, также прозвучали вопросы устойчивого развития: снижение энергоэффективности и энергоемкости, эффективность использования водных ресурсов, снижение уровня производственного травматизма, проблемы изменения климата и продовольственная безопасность. При этом мы понимаем, что государству без участия бизнеса, особенно крупного, не обойтись.
Крупнейшие компании ведь не только платят налоги в бюджет, у них есть ресурсы, финансовые, человеческие, они вкладываются в инфраструктуру, разработку новых технологий, участвуют в социальных и благотворительных программах, в развитии регионов и т.д.
Кто как не крупный бизнес может стать драйвером устойчивой повестки в стране? Поэтому идея исследования — понять, как крупнейшие компании участвуют в устойчивой повестке, какова их приверженность принципам ESG: есть ли информация по охране окружающей среды (Е), социальной ответственности (S) и какая информация есть в части корпоративного управления (G).
Мы смотрели корпоративные сайты, считаем, что это важный ресурс взаимодействия со своими потребителями, клиентами, поставщиками, сотрудниками и другими партнерами, насколько открыто публикуется информация и насколько понятна она для широкого круга лиц.
— Каковы выводы исследования?
— Приверженность крупнейшими компаниями устойчивой повестке, принципам ESG, только набирает обороты, как видим, еще нет понимания обязательности предоставления и публикации информации о своем вкладе в устойчивое развитие и достижения ЦУР ООН (Целей устойчивого развития) на своих корпоративных сайтах.
- Ни одна компания не набрала максимальный балл (20) по критериям, самый высокий достигнутый балл 18.
- У 36% компаний (18 из 50 исследуемых) нет разделов на корпоративных сайтах, посвященных вопросам устойчивого развития, чтобы в одном месте посмотреть интересующуюся информацию.
- Более половины компаний (31 из 50) не имеют отчетов, связанных с раскрытием нефинансовой информации об их деятельности на территории Казахстана.
- Из оставшихся 19 компаний, публикующих подобные отчеты, только 11 компаний из них готовят по международным стандартам нефинансовой отчетности.
Еще раз повторюсь, мы хотели посмотреть на тенденции. Планета «кипит», мы сталкиваемся с глобальными вызовами, и бизнес, особенно крупный, должен, по нашему мнению, активнее участвовать в решении национальных вопросов устойчивого развития.
— ESG это про окружающую среду, социальную ответственность и корпоративное управление, по всем параметрам компании одинаково раскрывают информацию?
— В части социальной ответственности бизнеса, куда входит охрана труда и производственная безопасность, обучение и развитие персонала, социальные проекты по поддержке местных сообществ и т.п., ситуацию лучше всего по публикации информации, по этим критериям большинство компаний набрали больше всего баллов.
В части данных по экологическим аспектам, а это охрана окружающей среды, выбросы, потребление ресурсов и отходам, также компании показывают хорошее раскрытие, что связано, скорее всего, с требованиями экологического законодательства и с риском получения высоких штрафов.
Остаются недостаточно раскрываемыми показатели о корпоративном управлении компаний: прозрачная структура собственности, состав высшего органа управления (совет директоров или наблюдательный совет), слабая представленность женщин в управлении, наличие утвержденных политик в области ESG.
К сожалению, единицы компаний связывают свои цели и стратегию бизнеса с устойчивым развитием и конкретным вкладом в достижение ЦУР ООН.
— Есть ли лидеры списка?
— Как я уже отметила компаний, набравших максимальный балл нет. В топ вошли 11 компаний с общими баллами от 14.5 до 18. Все они публикуют информацию на сайте, 73% это компании нефтегазовой и металлургической отрасли.
Большинство из лидеров нашего обзора имеют ESG цели и рассказывают информацию о своих проектах и мероприятиях в поддержку достижения ЦУР ООН в Казахстане. Что доказывает, что бизнес осознает свою роль в решении глобальных вызовов и в содействии устойчивого развития страны. При этом недобрали баллов в основном по G критериям, следует обратить внимание на совершенствование практик корпоративного управления, представленность независимых директоров и женщин в органах управления.
— К вопросу о представленности женщин в органах управления. У Фонда «Самрук-Казына» есть программа по повышению доли женщин в руководстве компаний группы Фонда до 30%. Достигнуты ли показатели?
— Действительно, в конце сентября 2022 Фонд «Самрук-Қазына» объявил о начале программы «Гендерное равенство», согласно ей к декабрю 2023 года средняя доля женщин в правлениях, советах директоров и наблюдательных советах по всей группе компаний «Самрук-Қазына» должна достичь 20%, к 2030 году — 30%.
Мы смотрели информацию о составе совета директоров или наблюдательного совета, если такая информация есть на корпоративных сайтах самих компаний. В нашем обзоре присутствуют 3 национальные компании и 13 их дочерних компаний. Только в одной из трех нацкомпаний есть одна женщина из 8 членов совета директоров, а это всего 13%, т.е. чтобы выполнить показатель нужно еще одну женщину ввести в состав совета до конца года.
Ситуация в дочерних обществах непрозрачна, в большинстве случаев нет информации и о составе руководства компании: в 6 из 13 нет информации о составе наблюдательного совета или совета директоров, в 7 компаниях из 13 в составе наблюдательного совета и совета директоров нет женщин, и только в 2 компаниях присутствуют по 1 женщине из 6/7 членов, т.е. в среднем это 15%, опять недобор. Получается, что показатели пока не достигнуты.
Кроме того, часть компаний заявляют в своих стратегиях в качестве приоритетной ЦУР 5 «Гендерное равенство», но, к сожалению, в советах директоров женщин не добавляется.
При этом осталось не так много времени, до 2030. Нельзя сказать, что женщин нет, не из кого выбирать, скорее есть непрозрачная процедура выбора кандидатов.
Тем самым, компаниям рекомендуем обратить внимание на обеспечение доступности важной информации на корпоративных веб-ресурсах. Ведущие мировые компании успешно применяют практику выделения отдельных разделов на своих сайтах для размещения информации об устойчивом развитии, где регулярно обновляется вся актуальная информация.
Надеемся, что наш обзор даст толчок для дальнейших шагов по совершенствованию ESG практик в компаниях Казахстана, и в следующем году мы увидим больше компаний с высокими показателями.
Social Media