Второе послание второго президента РК Касым-Жомарта Токаева было наполнено массой предложений по реформированию госсектора. Президент и его команда консультантов точно попали в сгусток проблем, мешавших экономике РК стабильно развиваться еще до коронакризиса, однако действенность некоторых из предложенных подходов вызывает вопросы. 

 

Поговорим о приятном

Нынешнее послание президент Токаев начал анонсировать еще с середины лета, когда из-за вспышки коронавируса резко выросла загрузка больниц и возник дефицит лекарственных средств. Президент принял решение о вводе второго за год локдауна, и ему было необходимо чем-то разбавить негатив. 

Выступая на расширенном заседании правительства 10 июля, Токаев заявил: “В моем втором послании я предложу новые меры, которые приведут к экономическому буму”. 

23 июля на встрече с премьер-министром РК Аскаром Маминым президент сообщил: “В настоящее время ведется напряженная работа над разработкой нового экономического курса, который войдет составной частью в послание главы государства”. 

Каким будет новый курс, Токаев в общих чертах рассказал на упомянутом расширенном заседании правительства в июле. “Настало время структурных реформ с целью повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Особого внимания заслуживают здравоохранение, образование, низкоуглеродные технологии, НИОКР, экология. Другими словами, мы должны повернуть экономику лицом к народу”, – сказал он.

Президент также говорил о развитии местного самоуправления, необходимости привлекать на госслужбу смелых, креативных людей с современным мышлением. 

Эксперты сразу заговорили о скорой смене правительства, однако президент ограничился лишьотдельным перестановками, самой яркой из которых былоувольнение министра цифрового развития Аскара Жумагалиева, на смену которому пришел бывший глава “Казпочты” Багдат Мусин (формально его назначение еще не утверждено). 

Политологи, которых перед 1 сентября опросил Sputniknews.kz, прогнозировали, что президент предложит меры по совершенствованию контроля реализации различных программ, а также дополнительные меры поддержки социально уязвимым слоям населения. Эксперты оценивали вероятность смены правительства как низкую, а потенциал расширения мер поддержки бизнеса как ограниченный.   

 

Шаг к структурным реформам?

Второе послание Токаева было насыщено предложениями по реформированию государственных органов, квазигоссектора, регуляторной системы и бюджетных отношений. 

Примечательно, что первым блоком послания стала “Новая модель госуправления”, а не конкурентоспособность или экономический рост, как это было при Нурсултане Назарбаеве. Важность реформ госсектора в Акорде хорошо понимают, но на заметные преобразования отважились пойти лишь на втором году президентсва Токаева и под давлением экономического кризиса, усилившего протестность и запрос на реформы. 

Касым-Жомарт Токаев предложил воссоздать Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) при президенте, куда должен войти Комитет по статистике, вот уже почти десятилетие находящийся в структуре Министерства национальной экономики. Воссоздать АСПиР в РК советуют регулярно, в последний раз сделать это предлагали эксперты казахстанской консалтинговой компании CSI. Впервые АСПиР было создано в 1998 году на базе Агентства по стратегическому планированию и проработало в этом формате около года. 

Выделено в отдельную структуру и антимонопольное агентство (бывший Комитет по защите конкуренции МНЭ РК). Обе реформы давно назрели, их рекомендовали провести и международные и казахстанские эксперты. 

Также создается Высший президентский совет по реформам, решения которого будут обязательны к исполнению. Еще одна структура, которая будет воссоздана – Министерство по чрезвычайным ситуациям. 

Но не всех ждет расширение штатов: Токаев поручил объединить холдинги “Байтерек” и “КазАгро” с сокращением 50% штатного состава структур. 

Президент анонсировал сокращение численности чиновников – на 10% в этом году и на 15% в следующем и внедрение со следующего июля факторно-балльной шкалы оценки их деятельности. Еще одна новация нынешнего послания – упразднение ответственных секретарей министерств, теперь их функции передадут руководителям аппаратов.

В послании провозглашен переход от госпрограмм с многочисленными индикаторами и неперсонализированной ответственностью к нацпроектам (по-видимому, по примеру РФ, где все отраслевые стратегии до 2024 упакованы в 13 нацпроектов) с несколькими индикаторами и одним руководителем.  

Не представив сам новый экономический курс в послании, Токаев объявил 7 основных принципов этого курса: 

  1. Справедливое распределение благ и обязанностей;
  2. Ведущая роль частного предпринимательства;
  3. Честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей;
  4. Рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики;
  5. Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа;
  6. Озеленение экономики, охрана окружающей среды; 
  7. Принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

Инвесторам президент пообещал стабильность законодательства на сроки реализации контрактов и внедрение инструмента стратегических инвестиционных соглашений по проектам, список которых до апреля 2021 года сформулирует правительство. 

Канал финансирования бизнеса помимо госпрограмм и прямых инвестиций собственников – госзакупки, единый закон о которых будет принят до конца года. В Акорде настроились на то, чтобы перевести все закупки госсектора (включая нацкомпании, институты развития и другие контролируемые государством предприятия) в одно окно и на одних условиях. Президент также поставил задачу увеличивать казсодержание (нормы установит правительство). 

Ожидаемый блок послания-2020 – новый пакет мер по поддержке бизнеса в условиях коронакризиса. Президент предложил субсидировать все кредиты предприятий МСБ в пострадавших отраслях до ставки 6% вплоть до марта 2021 года. На 200 млрд (до 800 млрд) увеличивается размер поддержки через субсидированные кредиты по механизму обеспечения доступным тенговым кредитованием (“экономика простых вещей”). Для МСБ до конца года продлен мораторий на выплаты с фонда оплаты труда во внебюджетные структуры. 

Малому и среднему бизнесу в послании было уделено как всегда много внимания. Токаев изложил идею экспортной акселерации для среднего бизнеса. 

 

Президент поставил цель – нарастить долю МСБ в ВВП до 35% к 2025 году (в 2019 – 31,7%). 

В сфере денежно-кредитной политики (ДКП) президент предложил повышать доверие к инструментам ДКП и создать комитет по ДКП в структуре Национального банка РК. Токаев считает важным направлением работы Нацбанка и Агентства по развитию и регулированию финансовых рынков преодоление кризиса доверия к тенге, для чего необходимо “заинтересовывать экспортеров к продаже валютной выручки”, а также создание стимулов для перетока ликвидности, которая была связана (в виде нот или на депозитах Нацбанка) в кредитование реального сектора.

Глава государства уверен, что необходимо нормативно сдерживать потребительское кредитование, одновременно дифференцируя и снижая ставки по кредитам населению. 

В сфере налогово-бюджетной политики новацией должно стать переориентирование бывшей службы экономических расследований (в начале 2019 года была передана в Комитет по финмониторингу Минфина РК) на борьбу с теневой экономикой.

Одно из важнейших всесторонне позитивных решений – внедрение расширенного бюджета, когда наряду с консолидированным госбюджетом учитываются показатели внебюджетных фондов.

Токаев предложил предоставить госорганам бюджетную самостоятельность (правда, неясно, до каких пределов) и усилить функционал Счетного комитета, который теперь будет финансироваться через профильные комитеты парламента, а не через республиканскую бюджетную комиссию – это позволит исключить конфликт интересов. 

Президент фиксирует тренд на декарбонизацию мировой экономики, поэтому поручил правительству и частным организациям до конца года предоставить пакет предложений по “зеленому” росту. 

 

Читать также ...
Социальный кодекс: кому и зачем?

Без бума, но предельно громко

В послании Токаева не было предложено ничего, что бы обеспечило в ближайшие годы экономический бум (для современной экономики РК бумом можно было бы считать темпы экономического роста >5%). Однако там содержатся меры, благодаря которым повысится эффективность занимающего большую роль в экономике РК госсектора и зависимых от него отраслей. И это уже повод для оптимизма. 

Послание-2020 предсказуемо наполнено предложениями по реформированию госсектора. Многие из этих предложений давно назрели и неоднократно озвучивались экспертами. Это касается и обособления антимонопольного агентства, и вывода статкомитета из состава планового органа, и необходимости внедрения расширенного бюджета. 

 

Однако в новом послании все же чувствуется старая оторванность Акорды от реальности. 

Наряду со вполне здоровыми стимулами по увеличению финансирования проектов в реальном секторе (через офтейк-контракты, госзакупки, местное содержание) по-прежнему проступает цель заставить банки кредитовать реальный сектор.  Последовательность советников президента в том, что “банки не торопятся кредитовать экономику” из-за того, что НБ РК предлагает им альтернативные инструменты инвестирования, достойна лучшего применения. 

Одно из неплохих на первый взгляд предложений – ревизия налогового кодекса для минимизации количества налогов и платежей. Однако для предпринимателей больше неудобства создает не слабость действующих норм, а их бесконечное изменение. 

Напоминая о том, что правительство не самый лучший хозяйственник (и подразумевая, что управленец тоже не самый лучший) президент возлагает на него новые задачи и обязанности: разработать нормы по казсодержанию, “залить” дополнительные деньги в приоритетные сектора, подготовить предложения по “зеленому” развитию. 

На фоне разговоров об оптимизации госаппарата создаются новые структуры (АСПиР, МЧС). В случае с АСПиР есть риск, что плановая структура и статистика опять окажутся под одной крышей, и, как и в бытность статкомитета внутри Минэка, возможен конфликт интересов.

Читать также ...
Триллион на занятость: какие проблемы могут возникнуть с ДКЗ?

Предложений, посвященных тому, как повысить прозрачность работы правительства, по-прежнему мало.