На развитых рынках капитала одним из ключевых элементов корпоративной отчетности является отчет о вознаграждении руководства. В Казахстане эта информация практически не раскрывается, что негативно сказывается на общем уровне прозрачности и корпоративного управления.

Информация о вознаграждении помогает заинтересованным сторонам (включая инвесторов) лучше оценить качество корпуправления в организации, а также уровень корпоративной культуры и этики. Это вопрос того, насколько заинтересованные стороны получают должную отдачу (в виде развития и роста компании) от высоких выплат руководителям. Без сомнения, это крайне чувствительный компонент корпоративной отчетности, который всегда пользуется повышенным вниманием. 

Четкий и понятный отчет о вознаграждении, отражающий разумную и оправданную политику вознаграждения, может служить косвенным подтверждением того, что в компании действует честная и эффективная система корпоративного управления. Отсутствие такого отчета может говорить об обратном.

 

Как говорить о вознаграждении руководства?

Отчет о вознаграждении руководства обычно содержит информацию о вознаграждении каждого члена совета директоров и исполнительных директоров (CEO). Раскрывается каждый компонент вознаграждения (оклады, бонусы, выходные пособия). Указывается политика вознаграждения и критерии, от которых зависит его размер. Например, связано ли оно с результатами деятельности компании, каковы были результаты в отчетном году, как топ-менеджеры оправдывают выплаченное вознаграждение. 

Раскрытие политики очень важно, поскольку позволяет заинтересованными сторонам понять, чего ждать от отчета о вознаграждении в дальнейшем – в идеале эта информация при публикации не должна содержать ничего нового, ничего такого, что инвесторы не смогли бы ранее спрогнозировать, зная политику вознаграждения компании. Кроме того, раскрываются вопросы управления конфликтом интересов при определении политики вознаграждения.

Такой отчет о вознаграждении может публиковаться как отдельный документ на сайте компании, так и входить в состав годового отчета. Согласно исследованию годовых отчетов компаний, входящих в биржевые индексы FTSE в Великобритании, проведенному Deloitte в 2019 году, средняя продолжительность отчета о вознаграждении руководства составляет 18 страниц.

На развитых рынках отчет о вознаграждении – норма для листинговых компаний, но регуляторы продолжают повышать требования к раскрытию этой информации. В 2017 году в Евросоюзе, например, была издана Деректива по защите прав акционеров, которой должны придерживаться все листинговые компании ЕС. Постепенно она внедряется в регулирование каждой страны и каждой биржи. В директиве указано (статья 9b), что компании должны публиковать отчет о вознаграждении руководства на своем сайте или в годовом отчете. При этом должен быть раскрыт каждый элемент вознаграждения по каждому директору. 

В 2019 году в Британии появилась своя директива, направленная на внедрение статьи 9b о раскрытии вознаграждения руководства из директивы Евросоюза. Здесь дублируются основные положения, теперь уже для листинговых компаний Великобритании, и уточняется, что под директорами понимаются члены совета директоров и CEO.

Такие требования являются частью корпоративной прозрачности, поэтому они почти всегда упоминаются в руководствах по обеспечению прозрачности бизнеса. В руководстве Международной финансовой корпорации (IFC) по обеспечению транспарентности указано, что отчет о вознаграждении должен содержать фактические данные о вознаграждении в табличной форме для каждого члена совета директоров, главного исполнительного директора и других ключевых руководителей.

 

Казахстанская практика

Казахстанские компании либо вообще нигде не публикуют информацию о вознаграждении руководства, либо раскрывают лишь общую сумму вознаграждения совета директоров и правления без дальнейшей детализации, и практически ничего не говорят о политике вознаграждения. Иными словами, если вы захотите узнать сумму вознаграждения председателя правления отдельно взятой компании, и понять почему оно в отчетном году было именно таким, вы с вероятностью 90% не сможете найти этой информации.

При сравнении отчетов казахстанских листинговых компаний и лондонских разница очень заметна. Barclays, например, потребовалось 30 страниц годового отчета, чтобы рассказать о вознаграждении руководства по итогам 2019 года. Сначала банкиры очень подробно описывают свою философию и политику вознаграждения, каждый компонент вознаграждения, затем раскрывают информацию по выплатам в отчетном периоде каждому исполнительному и неисполнительному директору. При раскрытии вознаграждения исполнительным директорам указывается, как оно зависит от конкретных ключевых показателей деятельности банка и насколько эти КПД были достигнуты в отчетном году.

Казахстанский Народный банк в годовом отчете за 2019 год ограничился половиной страницы с двумя цифрами: указана общая сумма вознаграждения совета директоров и сумма вознаграждения правления, а также несколько общих факторов от которых это вознаграждение зависит.

У нацкомпании «Казахтелеком» в годовом отчете за 2019 год в информации о вознаграждении правления никаких цифр вообще нет: дано только общее описание того как это вознаграждение устанавливается – информация не содержащая, наш взгляд, ровно никаких полезных сведений.  

В годовом отчете Vodafone Group Plc, для сравнения, можно узнать объем вознаграждения выплаченного председателю правления в отчетном году, в том числе увидеть сколько составил оклад, сколько бонусы и за какие результаты эти бонусы были назначены. Можно узнать, как менялось вознаграждение главного менеджера относительно других сотрудников. А также указано, от достижения каких показателей вознаграждение будет зависеть в дальнейшем.

Не стоит, конечно, фокусироваться на «Казахтелеком» и Народном банке  – это лишь типичные примеры качества раскрытия информации о вознаграждении руководства в Казахстане, которые иллюстрируют общепринятую в стране практику. 

Отсутствие отчета о вознаграждении может говорить о том, что политика вознаграждения недостаточно этична и справедлива (раз ее пытаются скрыть), либо недостаточно проработана, либо об отсутствии в организации культуры прозрачности (что говорит о невысоком уровне корпоративного управления). В любом случае это сигнал опасности. Особенно, когда речь идет о квазигосударственном секторе или крупных компаний, которые имеют огромное влияние на экономику и жизни тысяч людей.

Но правда и в том, что большинство европейских компаний также не сильно бы старались в раскрытии подобной информации, если бы не требования регулятора.

Единственная возможность поднять в Казахстане уровень транспарентности бизнеса – ужесточение требований к раскрытию отчета о вознаграждении.

Начать можно хотя бы с требований для листинговых компаний (сейчас KASE просит указывать только общую сумму вознаграждения руководства, но ее и так нужно раскрывать в финансовой отчетности по МСФО). Учитывая, что число листинговых компаний в Казахстане не так велико, логично было бы распространить подобное требование на все компании публичного интереса, в число которых попадают все компании с государственным участием в капитале. Это мог бы быть серьезный шаг к развитию корпоративного управления в стране и создания культуры прозрачности бизнеса.

Читать также ...
Полезное соучастие: парки как точка сборки гражданских и государственных инициатив