Неравный доступ к образованию в Казахстане начинается с дошкольного воспитания и обучения, которое особенно проявляется в сельской местности.

Сегодня Казахстан достиг 80%-го охвата дошкольным воспитанием и обучением (далее – ДВО) детей от 2 до 6 лет. Однако, в сельской местности половина дошкольных организаций составляют мини-центры. То есть около 80% всех мини-центров республики находятся в селе. Почти половина из всех сельских мини-центров — с кратковременным днем пребывания. Все это влияет на качество предоставляемых услуг ДВО.

Сложная ситуация складывается в отношение кадрового обеспечения сельского ДВО. Наибольший разрыв между сельскими и городскими дошкольными организациями прослеживается в материально-техническом обеспечении. Большинство приспособленных и аварийных зданий детских садов функционируют в сельской местности. В сельских дошкольных организациях постоянные проблемы с благоустройством и инфраструктурой, обеспечением техникой, интернетом и т.д.

Чтобы понять, почему сложилась такая ситуация в сельском ДВО, предлагаем провести ретроспективный анализ и дать характеристику современному состоянию кадрового обеспечения и материально-технической базы.

 

Формирование и организация ДВО в сельской местности

Первое десятилетие независимого Казахстана оказались кризисными и в первую очередь трудности испытывало ДВО. Особенно сложно в эти годы приходилось сельским жителям страны. Если в 1991 году дошкольных учреждений образования в сельской местности было в три раза больше, чем в городе, то в 2000 году сеть и контингент сельских детских садов сократился на 95%.

В 2000 году насчитывалось 177 сельских и 912 городских дошкольных учреждения [1].

Безусловно, это отразилось на качестве подготовленности детей к школе. Влияние предшкольной подготовки на успеваемость обучающихся можно проследить по первоклассникам 1997–1998 учебного года. Дети, не имевшие предшкольную подготовку, осваивали программу первой четверти только на 20,4%, тогда как уровень освоения программы первоклассников, прошедших такую подготовку, составляло 91,3% [2].

Поэтому в 1999 году в Казахстане была введена обязательная предшкольная подготовка детей.

В 2000-е годы рост сельских дошкольных организаций происходил быстрее, чем в городе. Их количество в сельской местности увеличилось в 35 раз, в городской – в 3,5 раза. Контингент детей ДВО в селах увеличился в 36 раз, в городе – в 3,8.

Читать также ...
Отток человеческого капитала и неравенство: как сильные институты могут решить эти проблемы?

Такой рост дошкольных учреждений и контингента детей происходит благодаря развитию новых низкозатратных моделей ДВО – мини-центров и групп кратковременного пребывания детей.

Впервые мини-центры открываются в 2004 году. Их функционирование осуществляется по гибкому графику от 2 до 7 раз в неделю, от 2 до 10 часов в день. При этом преобладало число мини-центров с неполным днем пребывания (около 60%, мини-центры с полным днем пребывания – 40,5%) [3].

Обладая свойствами мобильности, мини-центры помогли снять нагрузку с детских садов, а в сельской местности решить проблему отсутствия дошкольных организаций. По причине экономической рентабельности мини-центров в населенных пунктах с небольшим контингентом детей, их число в сельской местности увеличивается в геометрической прогрессии. Так, если в 2005 году насчитывалось 181 мини-центров, что составляло чуть больше 15% от всех организаций ДВО, то в 2011–2012 годах их число перевалило за 5 000 единиц, что составило более 65% от всех дошкольных организаций. Только с 2016 года доля мини-центров становится ниже, чем детских садов [4].

Начиная с 2010 года, в стране стартовала программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан».

Местные исполнительные органы отчитывались, что более 30% сел не имели детских садов по причине малочисленности детского населения для открытия дошкольных учреждений [5]. В это время в городах детский сад посещал каждый третий ребенок, в сельской местности – только 5 из 100 [6].

В 2018 году более 60% организаций ДВО находятся в сельской местности. Однако, несмотря на большее число сельских дошкольных организаций, контингент детей в них в 1,5 раза меньше, чем в городе. Такое различие обусловлено большой концентрацией мини-центров в сельской местности [7].

Рисунок 1. Сельские дошкольные организации, в том числе мини-центры

На 2019–2020 учебный год в Казахстане насчитывалось 3 950 мини-центров, из них с полным днем пребывания – 2 352 (сельские – 1 749, городские – 603), мини-центров с кратковременным днем пребывания – 1 598. На сегодняшний день подавляющее большинство мини-центров находится в селе – 3 079, что составляет 77,9% от общего количества мини-центров по стране [8].

 

Количественно-качественный состав педагогических кадров

Читать также ...
Переформатирование и переосмысление социальной защиты неформально занятых женщин? Перспективы из Латинской Америки

Кадровое обеспечение является наиважнейшим фактором качества ДВО. Качество дошкольного образования сложно повысить без высококвалифицированных специалистов, которые знают возрастную педагогику и психологию, владеют современными образовательными методами и технологиями.

В 2018 году число педагогических работников составило 94 838 человек, из них в селе — 40 518 [9].

Рисунок 2. Количественно-качественный состав педагогических кадров в разрезе город-селои по стажу

Рисунок демонстрирует следующую разницу между опытными педагогами и воспитателями без стажа: около 60% специалистов имели стаж менее 5 лет, более 15 лет стажа было у более 15% педагогов. По состоянию на 2019 год в дошкольных организациях страны трудились 97 209 педагогических работника, из них 65% имели высшее образование, 32,9% – среднее специальное, 2,5% – с общим средним образованием.

Рисунок 3. Количественно-качественный состав педагогических кадров по уровню образования и специализации

Профильное образование у педагогов является залогом качества ДВО. В 2008 году ЮНИСЕФ разработал 10 стандартов, одним из которых является наличие не менее 50% педагогов с высшим образованием в сфере ДВО [10]. Однако, в 2019 году в Законе РК «Об образовании» была изменена статья 51, где отмечалось, что педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие профильное образование [11]. Сейчас, для того, чтобы работать в дошкольных организациях достаточно иметь педагогическое образование. В 2019 году в дошкольных организациях Казахстана из 97 209 педагогов высшее образование по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» имели 29 103 человек [12].

Качественный состав педагогов организаций ДВО за последние пять лет кардинально не изменился. Если в 2015 году доля педагогов с высшей категорией была 6,6% [13], то к началу 2020 года выросла до 8,4%, то есть прирост на 1,8%. Рост удельного веса педагогов дошкольных организаций с высшей и первой категориями не происходит, потому что наблюдается высокая текучесть кадров ДВО, в связи с маленькой заработной платой и прирост числа педагогов со второй категорией либо без категории.

Рисунок 4. Количественно-качественный состав педагогических кадров по категориям

Из рисунка видно, что больше половины педагогов детских садов не имеют категории, а педагоги, имеющие высшую категорию составляют менее 10%. Наибольшее количество педагогов без категории встречаются в южных областях. Причина таких показателей кроется в том, что в этом регионе наблюдается многочисленный контингент детей, охваченных ДВО, и существует большая сеть дошкольных организаций, которые следует обеспечить количественным составом педагогов. Качественный состав педагогов лучше представлен в Павлодарской, Северо-Казахстанской областях [14].

Читать также ...
Три индикатора бедности: черта, глубина и острота

 

Материально-техническая база сельских дошкольных организаций

Благоприятная среда и оптимальные условия в организациях ДВО являются главными требованиями содержания и развития детей. На улучшение инфраструктурного развития и содержания образования в дошкольных организациях РК направлены Типовые правила деятельности дошкольных организаций [15]. Каждый ребенок во всех организациях ДВО имеет право на правильное и полезное питание, чистую питьевую воду, надлежащие санитарные условия, медико-санитарную помощь, качественное воспитание и обучение.

Однако, сложная ситуация складывается в сельской местности с сетью дошкольных организаций расположенных в приспособленных зданиях. В общем по Казахстану наблюдается увеличение дошкольных организаций, расположенных в таких зданиях. Если в 2015–2016 учебном году их было 1 892, из них в сельской местности 1 268, то в 2019–2020 учебном году стало 4 177 и 2 493, соответственно [16]. Получается что за пять лет прирост составил более чем в два раза.

За последние пять лет количество детских садов в аварийном состоянии, к сожалению, не уменьшилось. 10 из 17 аварийных дошкольных организаций находятся Кызылординской области.

13 из 17 аварийных детских сада функционируют в сельской местности [17].

В сельских территориях по-прежнему не решены вопросы благоустройства дошкольных организаций. Во многих сельских дошкольных организациях отсутствуют канализация, горячая вода, игровые детские площадки, соответствующие санитарным требованиям. Количество дошкольных организаций с индивидуальным отоплением в 3 раза выше в сельской местности, чем в городе, с привозной водой – в 4 раза, без горячей воды — в 6,6 раз, а без канализации – в 9 раз больше в селах, чем в городской местности.

В 2018 году только 23,4% дошкольных организаций  имели в наличии персональные компьютеры, сенсорные интерактивные доски, развивающие компьютерные игры и др. Следует отметить, что сельские детские сады и мини-центры в 1,5 раза меньше оснащены ИКТ-оборудованием, чем городские дошкольные организации [18].

Читать также ...
Коммунизм + Смартфон = Капитализм?

Более сложная ситуация наблюдается с обеспечением организаций ДВО качественным интернетом. В ежегодных отчетах красиво рапортуют о росте числа дошкольных организаций, подключенных к сети интернет. Однако, разразившаяся с начала 2020 года пандемия и вынужденный переход на дистанционное обучение показало, что политика интернетизации и цифровизации системы образования в Казахстане оказалась провальной.

Помимо выше отмеченных сфер, где явно вырисовывается разрыв между сельскими и городскими дошкольными организациями, существуют еще несколько факторов неравенства, например, обеспечение детей медико-санитарной помощью, организация качественного, сбалансированного и своевременного питания детей и др.

 

Выводы и рекомендации

В системе сельского ДВО сложилось огромное количество нерешенных проблем. Общеизвестно, что воспитание и обучение детей дошкольного возраста является фундаментом для будущего развития и благополучия ребенка. В связи с этим, необходимо в срочном порядке решать вопросы, связанные с ДВО. Как было указано выше, успех процесса ДВО зависит не только от охвата сетью дошкольных организаций, но и от многих других факторов, таких как качество предоставляемых образовательных услуг, обеспечение их благоустройством и инфраструктурой и др.

Поэтому, исходя из выше изложенного, предлагаем следующие рекомендации:

1. Необходимо принять новую национальную программу развития ДВО, на примере государственной программы «Балапан». Наличие национального плана предопределит устойчивый количественный и качественный рост дошкольного образования.

2. Увеличить финансирование системы ДВО. Финансирование в 0,1% от ВВП необходимо довести до стандартных показателей в 1,0-2,0%, как в общем по странам ОЭСР.

3. Увеличить государственные образовательные гранты (республиканские, региональные) на специальность «Дошкольное воспитание и обучение».

4. Создать систему и условия для прохождения повышения квалификаций сельским педагогам ДВО, обязательные входные психологические тесты при приеме на работу в дошкольные организации.

5. Увеличить сеть дошкольных организаций. Расширить сеть полноценных детских садов в перспективных селах (в соответствие с межотраслевым проектом «Ауыл – Ел бесігі»), а также увеличить мини-центры с полным днем пребывания.

 

Источники:

[1] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, 2016 год. С. Ирсалиев, А. Култуманова, Э. Тулеков, Т. Булдыбаев, Г. Кусиденова, Б. Искаков, Л. Забара, Л. Барон, Е. Коротких – Астана: АО «Информационно-аналитический центр», 2017. – С. 95.

Читать также ...
Распространение услуг по уходу за детьми на работников неформальной экономики: уроки политики, извлеченные из опыта стран

[2] Государственная программа «Образование» на 2000–2005 годы.

[3] Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010–2020 годы.

[4] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан, 2016 год. Астана: АО «ИАЦ», 2017 – С. 97-100.

[5] Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010–2020 годы.

[6] ГПРОН РК на 2011–2020 годы.

[7] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года). – Нур-Султан, 2019. – С. 68-69.

[8] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «Информационно-аналитический центр»: Нур-Султан, 2020. – С. 31-32.

[9] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года). – Нур-Султан, 2019. – С. 224.

[10] UNICEF (2008), The Child Care Transition: A League Table of Early Childhood Education and Care in Economically Advanced Countries. Italy: UNICEF Innocenti Research Centre // https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/rc8_eng.pdf.

[11] Закон РК об образовании от 27 июля 2007 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 года).

[12] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «Информационно-аналитический центр»: Нур-Султан, 2020. – С. 43.

[13] Там же. – С. 28.

[14] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «Информационно-аналитический центр»: Нур-Султан, 2020. – С. 45.

[15] Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов» от 30 октября 2018 г. № 595 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017657

[16] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «ИАЦ»: Астана, 2016. – С. 48; Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «ИАЦ»: Нур-Султан, 2020. – С. 49.

[17] Национальный сборник «Статистика системы образования Республики Казахстан» – АО «ИАЦ»: Нур-Султан, 2020. – С. 49.

[18] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года). – Нур-Султан, 2019. – С. 129–132.