Высокая доля молодежи категории NEET (Not in Education, Employment, or Training – не учатся, не работают, не проходят переподготовку) вызывала тревогу в Казахстане и до пандемии COVID-19. В 2019 году президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу предпринять эффективные меры по сокращению молодежи категории NEET, минимум, на 1% в год, и достичь показателя до 6% в 2021 году.

Пандемия с ее влиянием на неформальный сектор занятости, систему образования, ухудшила перспективы нетрудоустроенной, не учащейся и не проходящей повышение квалификации молодежи. Мировая организация труда (МОТ) прогнозирует рост доли молодежи категории NEET во всем мире, но, в первую очередь в развивающихся странах.

Совсем скоро этот сектор потребует дополнительных бюджетных расходов, но, прежде чем наращивать финансирование программ для молодежи, важно оценить эффективность реализуемых государством мер.

 

250k NEET

Чем опасен высокий уровень NEET? Поиск постоянной работы подвергает молодых людей более высокому риску бедности и низкому уровню благосостояния, они часто имеют проблемы со здоровьем и склонны к преступной деятельности. Этот сегмент населения также имеет более низкий уровень доверия к общественно-политическим институтам и правительству.

В странах ОЭСР категория NEET используется как показатель маргинализации и разъединения молодежи. Рост доли молодежи NEET может продолжаться в более старшем возрасте и перейти в долгосрочную социальную проблему.

По данным МОТ в число стран с наименьшим количеством молодежи категории NEET на 2019 год входят: Япония (3,0%), Нидерланды (3,1%), Сингапур (4,5%), Германия (5,4%), Швейцария (6,0%). Самый высокий показатель фиксируется в Йемене (44,8%), Ираке (44,6%) и Афганистане (41,8%); среди постсоветских стран доля NEET высока в Армении (36,5%) и Молдове (27,9%). Важно уточнить, что в методологии МОТ в категорию NEET попадают молодые люди от 15 до 24 лет.

В Казахстане доля молодежи категории NEET или молодых людей, которые не обучаются, не повышают квалификацию и не работают, учитывается в более широком диапазоне – 15-28 лет. В 2019 году эта доля составила 7,4% или более 250 тыс. человек (данные по методологии МОТ – 10,5%).

В составе молодежи категории NEET 52 тыс. – это молодежь, которая не работает по причине ведения домашнего хозяйства, ухода за членами семьи, в том числе это молодые матери. 33 тыс. – это люди, которые не работают по состоянию здоровья, получают пособия по инвалидности.

Самые высокие показатели доли NEET в структуре молодежи наблюдаются в южных регионах страны, а также в Карагандинской (12,3%), Актюбинской (8,1%) и Мангистауской (8,0%) областях.

 

NEET: 1 карта и 6 направлений

Государство предпринимает ряд мер, направленных на то, чтобы вовлечь молодых граждан в образовательные проекты и повысить занятость. В сентябре 2018 года была принята Дорожная карта по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET в возрасте от 18 до 29 лет. Работа будет проводиться по 6 направлениям: профориентация, профессиональное обучение, обеспечение занятости, развитие молодежного предпринимательства, социализация молодежи, организационно-методические мероприятия.

В числе реализуемых мер следует обозначить:

1.Повышение привлекательности программы «С дипломом в село»: увеличение размера единовременного пособия специалистам с 70 до 100 МРП, предусмотрена выдача бюджетных кредитов на приобретение жилья на сумму до 3,7 млн тенге.

2.Реализующийся с 2014 года проект «Серпін», в рамках которого молодежь с трудоизбыточных южных регионов получает возможность обучиться и получить работу в трудодефицитных северных.

  1. С сентября 2017 года реализуется программа бесплатного технического и профессионального образования для всех, в ее рамках все желающие могут получить рабочую профессию бесплатно.
  2. Развитие предпринимательской деятельности посредством обучения самозанятой и безработной молодежи «Жас кәсіпкер». В рамках программы уже завершили обучение 18 тыс. человек, защитили свои проекты более 14 тыс. участников, охвачено порядка 150 тыс. человек, из них трудоустроено около 90% участников.
  3. Деятельность Центров занятости населения, количество которых составляет порядка 200 по стране.
  4. Деятельность молодежных ресурсных центров, которых в стране в 2019 году составляет 208, в которых молодые люди получают информацию по трудоустройству, образованию, профессиональной подготовке, досугу, туризму и спорту.

 

Читать также ...
Триллион на занятость: какие проблемы могут возникнуть с ДКЗ?

NEET: Работать над качеством

Несмотря на то, что доминирующая часть молодежи в стране являются активными пользователями интернета, основная проблема молодежи NEET – низкая информированность о мерах поддержки, оказываемых государством. Можно предположить, что молодежь слабо информирована и о реализуемой программе «Жас кәсіпкер».

Усугубляют проблему гендерные стереотипы в сфере занятости. Работодатели при найме на работу склонны больше трудоустраивать мужчин, что особенно проявлено в отношении технических специальностей, где как раз и существует высокий спрос на труд. Это также подтверждается тем фактом, что большинство молодежи NEET составляют молодые матери, которые нуждаются в работе с гибким графиком. Отмечается, что в последние годы доля казахстанских женщин-NEET вдвое превышает долю мужчин.

Наличие диплома об образовании не гарантирует молодым людям занятость, что подтверждается и реализуемыми программами бесплатного образования (профессионального/высшего). Качество получаемого образования часто не соответствует запросам рынка труда. Высокий спрос на рабочие кадры и переход на бесплатное профтехобразование не привели к росту качества: отечественные работодатели не удовлетворены уровнем подготовки казахстанских «технарей». Ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются не заполненными.

Все это проявляется и в проекте «Серпiн». С одной стороны, проект расширяется — растет количество грантов и учебных заведений, которые готовы принимать студентов с юга. Трудоустройство и последующее закрепление молодых людей в регионах с дефицитом рабочих рук остается под большим вопросом.

Большой ресурс для совершенствования есть у Центров занятости населения (ЦЗН). Согласно опросу 2019 года, ЦЗН не пользуется большой популярностью при поиске работы. Только 12,9% из числа опрошенной молодежи обращались за трудоустройством в ЦЗН, но не были удовлетворены качеством работы сотрудников, отмечая, в том числе, и излишний бюрократизм.

 

Мягкие навыки плюс социализация

Как показывает мировой опыт, страны с наименьшей долей представленности молодежи категории NEET делают акцент на два основных направления: (1) инвестиции в дошкольное образование молодежи, (2) разработка адресных программ на основе научных подходов к решению основных социально-экономических проблем в молодежной среде, в том числе на основе индивидуального подхода.

Первое направление является превентивным механизмом и является эффективным в долгосрочной перспективе. Выбор в пользу инвестиций в дошкольное образование подкреплен множеством научных исследований в области воспитания и образования в раннем возрасте.

Второе направление – это решение уже существующей проблемы и удержание доли категории NEET на низком уровне. Опыт Японии, Люксембурга, Норвегии является наиболее эффективным, в связи с применением научного подхода по определению причин пребывания молодежи в данной категории, и последующей разработке адресных программ с индивидуальным подходом.

На основе опыта Японии видно, что большое значение уделяется развитию так называемых «мягких навыков» (soft skills), социализации, изучении личностных, индивидуальных причин того, почему молодежь вошла в эту категорию, и реализации программ, способствующих самореализации.

В Сингапуре рынок труда последнего десятилетия характеризуется высоким уровнем молодых людей, которые начинают проходить стажировку или работать во время учебы, что позитивно отражается на рынке труда в долгосрочной перспективе, так как позволяет молодежи приобрести навыки и опыт, которые помогут им успешно пройти через транзитный период перехода от школы к трудоустройству.

Успех Нидерландов, объясняется усиленными инвестициями в дошкольное и школьное образование, усиленную поддержку детей раннего возраста. По статистике двое из трех детей в Нидерландах посещают дошкольные учреждения. Государство также предоставляет различные опции для работающих матерей, существует единая система регулирования рабочих часов и выплат для матерей, которые хотели бы работать полдня и оставшееся время уделять заботе о ребенке.

Норвежская политика по снижению доли категории NEET отличается тем, что работает не только адресно с молодежью, но и непосредственно с работодателями. Комплексный подход позволяет правительству Норвегии регулировать рынок труда и создавать благоприятные условия для молодежи в их транзитный период.

 

Наши перспективы

В рамках помощи молодежи категории NEET в Казахстане, как было указано выше, осуществляются различные образовательные программы, в частности краткосрочная «Жас кәсіпкер», более долгосрочные в рамках программы «Серпiн», а также обучение в рамках ТиПО. Цель – понять, насколько они действительно соответствуют запросам современного казахстанского рынка труда, насколько качественным является предоставляемое бесплатное образование, отход от формальных подходов, основанных на количестве выпускников. Как показывает мировой опыт, все большее число стран создают собственную систему оценки воздействия государственной поддержки.

Учитывая опыт стран с наименьшей долей молодежи NEET, акцент следует делать не только на улучшении деятельности организаций, направленных на снижение молодежной безработицы, в том числе путем долгосрочного мониторинга, но и на индивидуальном подходе, помощи в социализации и самореализации. Речь идет о деятельности психологов, коучей, которые могли бы оказывать консультативную в рамках индивидуальных, так и групповых консультаций.

Как уже подчеркивалось не раз, с молодежью стоить говорить на ее языке и предоставлять информацию о существующих возможностях на ресурсах, которые востребованы среди молодежи.

Важно развивать мотивацию работодателей, которые нанимают на работу молодежь из числа NEET, в частности, снижать социальные отчисления работодателей для новых сотрудников либо субсидировать те компании, которые нанимают длительно безработную, малоквалифицированную молодежь.

Также исследователи, изучая деятельность ЦЗН, отмечали важность упрощения процедуры подачи заявок на трудоустройство, улучшение электронного формата работы. Необходимо усилить их сотрудничество и координацию с учебными заведениями, работодателями, молодежными ресурсными центрами. ЦЗН также могли бы предоставлять больше информации о трендах на рынке труда, о профессиях и навыках, которые необходимы работодателям.