Изоляционные меры усугубят нищету и уязвимость 2 млрд работников мировой неформальной экономики, считает Международная организация труда (МОТ).

Карантин и изоляция чреваты повышением уровня относительной бедности среди работников мировой неформальной экономики, и в странах с низким уровнем доходов это повышение может достигнуть 56 процентных пунктов, говорится в информационном документе, опубликованном Международной организацией труда (МОТ).

В странах с высоким уровнем доходов повышение уровня относительной бедности среди работников неформальной экономики прогнозируется в размере 52 п.п., а в странах с уровнем дохода выше среднего – 21 п.п.

Карантин и изоляция затрагивают не менее 1,6 млрд человек из 2 млрд работников мировой неформальной экономики. Большинство из них трудится в наиболее пострадавших отраслях либо на малых предприятиях, которые больше других уязвимы в условиях кризиса.

Сюда относятся работники гостиничного хозяйства и общепита, обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, а также более 500 млн сельхозпроизводителей, поставляющих свою продукцию в города. При этом, как отмечается в докладе, в секторах повышенного риска кризис особенно сказывается на положении женщин.

Тот факт, что работники упомянутых секторов вынуждены продолжать трудиться, чтобы кормить свои семьи, во многих странах препятствует успешному применению карантинных мер, связанных с COVID-19. Это ставит под вопрос усилия их правительств, направленные на защиту населения и борьбу с пандемией. В странах с развитой неформальной экономикой это может стать источником социальной напряженности, говорится в докладе.

Более 75% общего объема неформальной занятости приходится на предприятия, на которых занято менее 10 работников, в том числе 45% – на самозанятых, не имеющих наемных работников.

Не имея альтернативных источников средств к существованию, большинство неформальных работников сталкивается с неразрешимой дилеммой: умереть от голода или от вируса.

Это усугубляется перебоями с поставками продовольствия, от которых особенно страдают те, кто занят в неформальной экономике.

Для 67 млн домашних работников, из которых 75% заняты неформально, потеря работы – такая же угроза, как сам вирус. Многие лишились возможности трудиться – либо по воле своих работодателей, либо в результате карантинных мер. Те, кто продолжает ходить на работу, обслуживая семьи в частных домохозяйствах, подвергаются серьезному риску заражения. Для 11 млн домашних работников-мигрантов ситуация выглядит еще серьезнее.

«Кризис, связанный с COVID-19, усугубляет и без того существующие факторы уязвимости и неравенство, — говорит глава отдела по инклюзивным рынкам труда, трудовым отношениям и условиям труда МОТ Филипп Маркадан (Philippe Marcadent). – Ответные политические меры должны обеспечивать поддержку тех работников и предприятий, которые более всего в этом нуждаются».

Последствия пандемии сильнее всего сказываются на странах, где наиболее распространена неформальная экономика, и при этом были приняты жесткие карантинные меры. Доля неформальных работников, серьезно пострадавших от таких мер, составляет 89% в Латинской Америке и арабских странах, 83% в Африке, 73% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 64% в Европе и Центральной Азии. 

МОТ рекомендует странам мира применять многоцелевую стратегию, сочетающую действия по разным направлениям, связанным с последствиями пандемии, как в медицинском, так и в экономическом плане. 

В докладе рекомендуется предпринять практические шаги для снижения риска инфицирования неформальных работников; обеспечить доступ к медицинской помощи тем, кто уже инфицирован; предоставить гражданам и их семьям материальную и продовольственную помощь; предотвратить ущерб, который может быть нанесен экономической структуре стран мира. 

Читать также ...
Во что COVID обходится женщинам?