Казахстан выступает в период преодоления вызовов, спровоцированных продолжительным технологическим отставанием национальной экономики, в том числе сектора здравоохранения.

Здравоохранение выполняет две функции. Первая – стабилизирующая, она выражается в обеспечении социальной стабильности общества. Вторая – генерирующая экономический рост, в том числе за счет экспорта медицинских услуг. 

В этой связи особое значение приобретает системное и быстрое обновление технологического парка здравоохранения. В среднесрочном периоде инвестиционные затраты, капиталовложения, трансферт технологий могут стать импульсом для роста технологического превосходства в регионе (СНГ, Центральная Азия), который в свою очередь обернется приростом инвестиций и выручки от экспорта услуг. Также инвестиции будут способствовать стабилизации миграции медицинских кадров, и притоку платежеспособных иностранных пациентов, в том числе стран ЦА.

Повышенное внимание к потокам денежных средств в системе здравоохранения обусловливается поиском альтернативных источников дохода как для частных инвесторов, так и для государства.

Если для инвесторов важны гарантий возврата, в том числе возмещение капитальных затрат, то для государства в приоритете остается сбалансированное развитие технологического парка системы здравоохранения, состояние которого разнится между регионами. Один из методов возмещения капзатрат – включение средств для возмещения в амортизационные расходы. Этот подход зафиксирован в госпрограмме развития здравоохранения “Денсаулық” на 2016-2020 годы, и поддерживается многими участниками рынка. 

Согласно официальным данным Комитета по статистике, в 2017 году амортизационные отчисления (основные средства и нематериальные активы) государственных предприятий задействованных в медицинской деятельности составили 33 млрд тенге. Возмещение этих средств не предусматривается в рамках текущей системы оплаты за медицинские услуги.

Применение бюджетных механизмов (трансферты общего характера или другие инструменты межбюджетных отношений), для сглаживания диспропорций между регионами демонстрирует наличие системных сбоев. Так, например, неоднократно и продолжительно несколько лет из уст полисимейкеров звучит тезис о сохраняющемся высоком износе инфраструктуры здравоохранения, причем называются значения износа от 50% и выше.  

Официальные источники приводят данные что 8 160 государственных объектов здравоохранения средний износ составляет 56%. Из имеющихся 455 тыс. единиц медицинской техники износ 50% с учетом 73% оснащенности техникой

Читать также ...
Чувствительный компонент: почему информацию о вознаграждении руководства плохо раскрывают?

Важно отметить, что стимулы, формируемые движением денежных средств, демонстрируют действенность и результативность. А выверенная политика управления стимулами позволит достигать эффективность в достижениях целей. Предлагаемый ниже механизм движения средств для возмещения амортизационных затрат, позволит сформировать действительно эффективную модель управления и финансирования капитальных затрат здравоохранения.

Первое. Движение денежных средств. Сегодня текущие расходы медицинских организаций покрываются за счет тарифов на медицинские услуги. В случае включения амортизационных расходов в тарифы, предлагается «изымать» деньги у государственных медицинских организаций, затем аккумулировать (фондировать) в едином пуле.

Второе. Функционал. Аккумулированные средства амортизационных расходов будут основной доходной частью комплексной системы управления финансами инфраструктуры здравоохранения. Единый пул позволит максимально аккумулировать средства.

Помимо финансирования инфраструктурных проектов для преодоления региональных различий в доступности медицинских технологий, расходы должны быть нацелены на повышение экономической отдачи от инвестиций. Это требует конвергенции базовых основ инвестиционной деятельности и оценки медицинских технологий.

Предусмотрев амортизационные расходы в тарифе, регулятор повысит инвестиционную привлекательность и управляемость 

Это позволит генерировать и перераспределять средства на повышение технологической доступности и рост медицинского туризма из постсоветских стран.

Помимо перераспределительной функции предлагается дополнить механизм инвестиционной функцией исключительно для медицинских организаций, где могут быть применены прямые инструменты финансирования, а также инструменты, где право владения определенной долей медицинских организаций выкупаются администратором системы управления финансами инфраструктуры, а далее могут быть уступлены и проданы в счет дохода от инвестиционной деятельности, например, частному инвестору.

Благодаря этому решается серия проблем, первая из которых – региональные диспропорции. Если парк столичных клиник укомплектован современным оборудованиям и размещен в новых зданиях, то на областном уровне медучреждениям приходится работать как в старых помещениях, так и на устаревшей технике. В предлагаемой модели большую часть амортизационных затрат несет столичный технологический парк, который через предложенный механизм проинвестирует инфраструктуру некоторых регионов.

Еще раз подчеркнем, механизм касается только государственных предприятий. Это позволит беспрепятственно возмещать амортизационные расходы частным клиникам.

Реализация принципов возвратности бюджетных средств станет дополнительным стимулом, повышающим экономическую эффективность государственных предприятий. В свою очередь механизм позволяет отойти от “экономики освоения” на местах.