Достаточно отчетливо проблема молодежной безработицы проявляется не столько в данных официальной статистики, сколько посредством внутренней миграции, в которой в основном участвует молодежь. Основной причиной ее является поиск работы. Центрами притяжения являются города-миллионники: Нур-Султан, Алматы, а также Шымкент. Поскольку у власти есть четкое понимание того, что молодежные проблемы уже не могут быть отложены в долгий ящик 2019 год официально и обозначен Годом молодежи в Казахстане.

Для решения проблемы молодежной безработицы, государство осуществляет попытки вовлечь молодых граждан страны в предпринимательскую деятельность, что в целом является выгодно всем — и обществу, и гражданам, и самому государству. С другой стороны, среди других возрастных категорий, предпринимательство больше отвечает духу молодых людей, которые в силу объективных причин, открыты новому, наиболее быстро адаптируются к меняющимся условиям, что достаточно успешно используется и активно поощряется в развитых странах.

Молодые люди зачастую завышают свою пригодность на рынке труда, будучи не способны адекватно оценивать свои возможности. Другой проблемой является то, что предприятия не заинтересованы в сотрудниках без опыта работы — речь идет о так называемой «ловушке первого найма». Многие исследователи также отмечают, что молодые люди сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу не только по возрастному признаку, но и по социально-экономическому.
Тогда как в предпринимательстве молодой возраст, напротив, является тем фактором, который способствует более успешному продвижению в сфере.

Как поддерживают молодежное предпринимательство?

Для решения этой задачи были внесены дополнения в две реализуемые государственные программы: Госпрограмму продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» на 2017-2021 годы и «Дорожную карту бизнеса 2020». Срок реализации программ, направленных на развитие предпринимательства, будет осуществляться до 2021 года — года завершения программы продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек».

Читать также ...
Неформальные работники и меры социальной защиты в связи с COVID-19: Кто получил помощь? Как? И сыграло ли это роль?

В них предусмотрено обучение основам предпринимательства, выдача кредитов/микрокредитов на льготных условиях, гарантирование кредитов/микрокредитов, предоставление государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей.

Специально для молодых людей была значимо доработана действующая образовательная программа предпринимательства. В обновленном формате она действует с 2019 года в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», которая отвечает за реализацию образовательного проекта. В рамках проекта «Жас кәсіпкер» также предусмотрено индивидуальное сопровождение каждого стартапа бизнес-тренером через филиальную сеть НПП «Атамекен». Проект направлен на безработную, не имеющую постоянные доходы молодежь.

К запланированному обучению 15 тыс. сельчан по линии «Бастау» в рамках «Жас кәсіпкер» дополнительно, будут охвачены 40 тыс. безработных молодых людей из села, которые мигрировали в города в поисках работы. Согласно  Дорожной карте по проведению Года молодёжи, показатель незанятой, не обучаемой и не повышающей квалификации молодёжи (NEET) планируется снижать на 1% ежегодно.
Участникам программы, реализующим или планирующим реализовать бизнес-проекты, предоставляются микрокредиты, которые выдаются после прохождения курсов обучения основам предпринимательства.

Начинающие предприниматели освобождены от условия создания новых рабочих мест от этого условия. Другой преференцией является размер гарантии, которая необходима для выдачи заемных средств. Для начинающего предпринимателя размер гарантии составляет 85% от суммы микрокредита, тогда как для действующего предпринимателя размер гарантии составляет 50% от суммы микрокредита.
В свою очередь к начинающим предпринимателям относятся предприниматели, срок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица которых в момент обращения в МФО/КТ за микрокредитом должен быть не менее трех лет. То есть, речь идет о всех категориях населения, которые недавно начали вести свой бизнес.

Читать также ...
Распространение услуг по уходу за детьми на работников неформальной экономики: уроки политики, извлеченные из опыта стран

Таким образом, преференции относительно получения кредитов касаются именно начинающих предпринимателей, к которым, безусловно, по объективным причинам, относятся и молодые предприниматели.

В конце 2018 года для развития молодежного предпринимательства в Программе появился новый механизм государственной поддержки начинающих предпринимателей — государственные гранты для реализации новых бизнес-идей. Они выделяются один раз при наличии регистрации в налоговых органах, наличии одобрения комиссии при региональной палате предпринимателей «Атамекен», а также завершении обучения по проекту «Бастау – Бизнес» Размер одного гранта до 200 МРП, с предоставлением на безвозмездной и безвозвратной основе, который выдается участникам программы один раз. Предполагаемый охват грантами — 10 тыс. молодых людей ежегодно.

ДКБ для молодых

Другим проектом, направленным на развитие предпринимательства, в том числе молодежного, является Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».
В рамках этой программы отдельно выделяют начинающих молодых предпринимателей и отдельно начинающих предпринимателей. К первым относят индивидуальных предпринимателей в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк за кредитом менее трех лет. Тогда как к начинающим предпринимателям относят предпринимателей, срок государственной регистрации которых в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию/микрофинансовую организацию за кредитом/договором лизинга/микрокредитом менее трех лет.
При получении кредитов, молодые начинающие предприниматели и начинающие предприниматели получают поддержку, речь идет о гарантировании. Размер гарантии для начинающих и молодых предпринимателей может составить до 85% от суммы кредита. Максимальная сумма кредита или договора финансового лизинга для начинающих и молодых предпринимателей составляет сумму до 20 млн тенге.
В рамках «Дорожной карты бизнеса» молодые начинающие предприниматели и начинающие предприниматели могут получить государственные гранты. Другими категориями населения, которым также предоставляются гранты, являются женщины, инвалиды и лица старше 50 лет. Максимальная сумма государственного гранта для одного субъекта малого предпринимательства для реализации новых бизнес-идей в приоритетных секторах экономики, отраслях обрабатывающей промышленности в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах не может превышать 3 млн тенге.
Гранты выдаются на безвозмездной основе без отраслевых ограничений за счет средств республиканского и местного бюджетов для реализации новых бизнес-идей в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, а также индустриально-инновационных проектов в рамках бизнес-инкубирования.
Для участия в конкурсе, предпринимателю необходимо пройти обучение в рамках компонентов программы.
Кроме того, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» предусмотрены такие меры поддержки начинающих предпринимателей, как проведение открытых лекций, мастер-классов для начинающих предпринимателей; создание веб-площадки на базе бизнес-портала «Территория бизнеса» для привлечения бизнес-наставников, готовых взять кураторство над молодыми/начинающими предпринимателями.

Вопрос об эффективности

Наиболее важными факторами оценки эффективности деятельности государства в данном направлении является доступность получения кредита, а также качественное и регулярное консультирование молодых предпринимателей.
Сегодня значимые усилия государства направлены на выявление и предотвращение коррупционной составляющей, потому для того, чтобы исключить подобного рода прецеденты большой акцент должен быть сделан на обеспечении прозрачности процесса. На сайте представлены материалы о том, кто входит в число комиссий, тем не менее, учитывая, что гранты финансируются государством, рассмотрение грантов должно носить обоснованный и открытый характер, что также окажет влияние на доверие к профильным институтам.
В качестве показателя эффективности используются данные бизнес-регистра, т. е. количества вновь созданных предприятий в целом по стране. Показатель спорный, поскольку значимо количество субъектов МСБ, которые существуют только формально, бездействуют.
Предоставляемые данные об эффективности программ зачастую основываются на данных об освоении средств и показателях по выдаче кредитов.
Сегодня в данных об итогах программы включают разрезы в поселенческом, региональном, отраслевом, гендерном разрезах. Возрастной разрез не представлен, что вполне объяснимо — меры, направленные на поддержку начинающих предпринимателей, включают в себя граждан всех возрастов, начавших вести бизнес в течение трех лет.
Таким образом, большое значение имеет возможность оценки эффективности реализуемых мер по развитию молодежного предпринимательства как отдельной категории.
При этом, как показывает международная практика, именно оценка динамики в долгосрочной перспективе может дать возможность понять насколько успешны реализуемые меры, а также вносить необходимые изменения, по мере необходимости.
Казахстанские исследователи предлагали ряд индикаторов, которые могут быть взяты за основу для оценки эффективности развития молодежного предпринимательства в стране, в числе которых и оценка самими участниками (получатели господдержки) услуг профильных институтов и сбор предложений по их улучшению.
Программа обучения молодежного предпринимательства и консультирования, по крайней мере, в ее обновленном виде, была запущена в этом году, тем не менее, непонятно, были ли исправлены ошибки, выявленные по итогам пилотного проекта. Нет информации и о том, насколько транспарентной стали условия и процесс выдачи льготных кредитов.
Другая проблема, которую выделяют отечественные исследователи, это слабая информированность целевой аудитории о предоставляемых возможностях, особенно в региональном разрезе, о чем свидетельствуют данные различных исследований и отдельных политиков и экономистов.
Одним из инструментов достижения поставленных задач могло бы быть выделение молодежи в отдельную категорию, которой были бы предоставлены определенные квоты, преференции. Это позволило бы оценить усилия государства в данном направлении в динамике, принимать адекватные меры для улучшения ситуации. То есть, по сути, отслеживать эффективность решения поставленной задачи и расходования бюджетных средств.

Читать также ...
Временная занятость: выход из кризиса или путь в никуда