Качество подготовки кадров технического профиля и повышение эффективности использования потенциала технического и профессионального образования (ТиПО) – одни из самых важных проблем казахстанской экономики. 

Почему развитие ТиПО так важно? Во-первых, сокращение молодежной безработицы. В течение ближайших десяти лет в РК ожидается значимый рост численности трудоспособной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. При этом в стране сохраняется значимая доля молодежи, которые после получения среднего образования, не продолжили обучение и остались без квалификации (в 2017 году – 19% выпускников 11-х классов).

Во-вторых, запрос на подготовку специалистов технического и профессионального образования обусловлен и стратегическими задачами страны, ориентацией на индустриально-инновационное развитие. На рынке труда существует наибольшая востребованность специалистов именно этого профиля, и она только возрастает. Сигналы дает даже Акорда: на втором заседании Нацсовета общественного доверия в конце декабря 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев упомянул о намеченном сокращении найма иностранных рабочих в Казахстане, а также ужесточении требований к иностранным компаниям по местному содержанию в кадрах.

Отдельно стоит отметить взаимосвязь между ВВП на душу населения и индексом развития ТиПО: страны с лучшими системами ТиПО обладают самыми высокими показателями экономического развития.

В Казахстане акцент на развитие технического образования осуществлялся в рамках нескольких государственных программ. С 2017 года бесплатное техническое и профессиональное образования стало предоставляться молодежи всех регионах страны. В госпрограмме «Еңбек» эта мера призвана сократить безработицу. 

Однако отечественные работодатели не удовлетворены качеством подготовки казахстанских “технарей”. Ежегодно порядка 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются не заполненными. Опросы предприятий страны, проведенные национальными экспертами, показывают: около 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования (2017).

Отчасти об этом в Казахстане свидетельствует и запрос на сотрудников технических специальностей, привлекаемых из других стран, которым зачастую предоставляются лучшие, чем местным кадрам, условия.

Возрастание сложности создаваемых технических объектов, потребность технического образования определяется умением специалистов работать в области высокотехнологичного производства, основанного на автоматизации и информатизации. Основным содержанием труда современного рабочего становится не столько непосредственное воздействие на предмет труда, сколько управление технологическим процессом.

Профессиональное и техническое образование в Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, в значительной мере испытало на себе трудности переходного периода, связанные с резким спадом производства и последующей проблемой восстановления кадрового потенциала, что отражается на качестве подготовки обучающихся

Для профессионального технического образования за последние пять лет характерна тенденция роста численности обучающихся, которая базируется скорее на квазиспросе, чем на реальной потребности в данном образовании. Колледжи рассматриваются как средство образовательной компенсации для тех, кто не поступил в вузы, поскольку это образование бесплатно и ориентировано на представителей малообеспеченных семей. В погоне за количеством теряется качество. 

Потому в системе образования на сегодняшний день необходимо изыскивать новые подходы, обеспечивающие существенное повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

В рамках данной работы будут рассмотрены причины низкой эффективности системы ТиПО в Казахстане, взаимосвязь качества образования и последующего трудоустройство выпускников. Я также предложу пути, как можно было бы улучшить ситуацию, связанную с подготовкой и востребованностью кадров с профессионально техническим образованием.

 

Проблемы, связанные с развитием системы ТиПО в Казахстане

Начнем с проблем колледжей, которые влияют в итоге трудоустроенность выпускников, а значит, свидетельствуют об их эффективности. 

Кадровое обеспечение. Уровень готовности студентов колледжей к производственной деятельности зависит от профессиональной подготовленности инженерно-педагогических кадров, в том числе педагогов специальных дисциплин. Тем не менее, на сегодняшний день отмечается дефицит как инженерно-педагогических кадров, так и мастеров производственного обучения, причинами чего являются низкий уровень заработной платы, который не позволяет привлечь для преподавания опытных работников с производства.

Преподавательские кадры стареют, а на замену уходящим на пенсию преподавателям редко приходят  специалисты с опытом профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства. Есть проблемы, связанные с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации педагогических и руководящих работников.

Как следствие, рабочие кадры страны не владеют или владеют ни низком уровне навыками компьютерного проектирования, работы со сложными сварочными конструкциями, техническим английским языком.

Обеспечение материально-технической базой. К числу проблем, связанных с развитием ТиПО, относят также устаревшую материально-техническую базу колледжей, которая не обеспечивает качество подготовки кадров и привлекательность системы ТиПО. Как отмечают специалисты уже много лет не проводились закупки дорогостоящего оборудования. Как итог – знания обучающихся не подкрепляются практическими умениями и навыками. Здесь же можно отметить, такую важную составляющую материально-технической базы, как обеспеченность учащихся общежитиями и учебными корпусами – эти объекты сильно изношены.

Дуальное образование, связь ТиПО и бизнеса, производства. Среднее техническое образование требует значительной практической подготовки студентов в условиях реального производства, что является главным путем повышения адекватности результатов обучения потребностям производства. Только взаимодействие с работодателями может обеспечить использование материально-технической базы производства в образовательном процессе, обучение студентов на уникальном оборудовании, в условиях современных автоматизированных комплексов. В 2018 году первый президент Нурсултан Назарбаев приводил данные, что дуальным обучением охвачено всего только 12% студентов ТиПО.

В слабой связи образовательных учреждений со сферой труда стоит винить и самого работодателя, его социальную незрелость, неготовность к социальному партнерству с системой образования, неспособность формулировать образовательный заказ. Потребитель образовательной услуги обязательно должен участвовать в производстве этой услуги, поскольку без его активной вовлеченности, интеллектуального участия процесс теряет смысл, становясь пустой тратой средств. В этом ключе стоит привести в пример, как образец наиболее налаженных связей, финансовые инвестиции в систему ТиПО в Германии, где из 40 млрд евро бюджета ТиПО, работодатели вкладывают ⅔ – 26 млрд евро.

Связь ТиПО и потребностей региональной экономики. Большое значение в вопросе слабой эффективности системы ТиПО имеет и отсутствие на протяжении длительного времени системного подхода к образовательным учреждениям на региональном уровне, что повлекло за собой значительное несоответствие между предложением рабочей силы и спросом на нее в хозяйственных структурах регионов.

Сегодня все отчетливее формируются региональные рынки труда, во многом локализующие трудовые миграционные процессы. Преодоление оторванности деятельности ТиПО от нужд регионов, несоответствия структуры подготовки кадров спросу на них на формирующихся местных и региональных рынках труда, становится особенно важным. В ряде развитых стран система профессионального образования все более врастает в региональные структуры.

В госпрограмме продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» указано, что подготовка кадров производится с учетом потребностей рынка труда. Тем не менее, документов и расчетов, каким образом были сделаны прогнозы потребности рынка труда (в общем и в разрезе регионов), которые формировали образовательную структуру ТиПО, не представляется.

Восприятие ТиПО в общественном сознании, проблемы с профориентацией. Большое значение имеет и непопулярность, непрестижность системы начального профессионального образования в общественном сознании. Сюда же можно отнести и зачастую неоправданно завышенную оценку качества вузовского образования, и низкую ценность труда в современном обществе. 

Только 22% населения Казахстана считает ТиПО престижным (данные Минтруда, 2016). Тогда как в странах Евросоюза получение рабочей профессии для 71% населения имеет позитивный имидж. Что же касается профориентации, то, как отмечают международные эксперты, ее существующие методики сегодня разрознены и не обеспечивают информацией о действительно существующих потребностях рынка труда в технических специалистах. Школьникам в качестве «ориентира» предлагают разовые мероприятия без участия работодателей. В 2017 году доля молодежи типичного возраста в ТиПО (14-24 лет) составила лишь 17%.

 

Читать также ...
Они учились при COVID-19: спасет ли школьников “дистанционка”? 

Что может быть предпринято для изменения ситуации?

Развитие сети ТиПО обеспечивает, во-первых, доступность образования данного типа для различных слоев и групп населения, а во-вторых, подготовку специалистов по широкому кругу специальностей. Однако широкий набор без качественной подготовки выпускников не решает главной задачи – трудоустройства выпускников.

Что в этой ситуации необходимо предпринять?

В первую очередь необходимо вести о ряде факторов, которые могут оказать позитивное влияние на развитие ситуации.

Это обеспе­чение высокого качества подготовки кадров необходимой квалификации, высококвалифицированных рабочих, исходя из прогноза потребности в рабочих и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики. Поскольку на сегодняшний день нерешенными остаются вопросы соответствия подготовки кадров потребностям рынка труда, как по объемам, так и по специальностям, продолжает иметь место дефицит квалифицированных рабочих, региональные дисбалансы.

В ситуации самостоятельного трудоустройства, выпускники профессиональных учебных заведений ориентируются преимущественно на местные и региональные рынки труда. Потому важен программно-целевой подход к формированию региональных систем среднего профессионального образования, их последовательная ориентация на реализацию интересов и запросов местного населения, хозяйственных структур, функционирующих в районах их деятельности.

Для качественной подготовки кадров, в ТиПО должны быть решены вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением, обновлением инфраструктуры колледжей, привлечением большего числа практиков в ряды преподавательского состава, постоянное совершенствование их профессиональных компетенций. 

Большое значение имеет и практикоориентированность обучения, обеспечение дуальности образования. В странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности образования и работодателей, заинтересованных сторон. Продвижение дуального обучения заявлено одной из главных целей ТиПО до 2020 года в ЕС.

Нельзя сказать, что все эти проблемы игнорируются властью. На 2019 год была запланирована реализация программы «Жас маман», в которой предусматривалась модернизация колледжей и вузов, оснащение их современным оборудованием по наиболее востребованным профессиям, внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. Тем не менее, проект будет реализован чуть позже намеченных сроков, в связи с его затянувшимся обсуждением. Критически важно обеспечить качество реализации этого проекта. От него зависит, насколько реализуемое ТиПО может обеспечить трудоустроенность казахстанских граждан, учитывая, что на его обеспечение выделяются значимые бюджетные средства. Приводит ли такой подход к решению стратегических задач страны, или это пустая трата денег? 

 

Читать также ...
Вирус бедности: как COVID-19 разрушает рабочие места и доходы казахстанцев